» » Нанесение идентификационного номера. VIN коды

Нанесение идентификационного номера. VIN коды

На автомобили марки «ВАЗ» идентификационный номер (VIN) наносится ударным способом и расположен в моторном отсеке:

  • ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-21013, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и их модификации — на нижней полке коробки воздухопритока справа по ходу движения
  • ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 – на верхней поверхности правой стойки брызговика кузова (на правой опоре пружины передней подвески)
  • ВАЗ-2121 — на верхнем усилителе щитка передка справа. Кроме того, встречаются варианты следующего расположения — на верхнем усилителе панели облицовки радиатора, на щитке передка рядом с заводской табличкой

Первые пять лет с начала выпуска автомобилей ВАЗ (1970-1975 гг.) идентификационный номер автомобиля наносился на вертикальную стенку коробки воздухопритока справа по ходу движения.

Идентификационный номер (VIN) на автомобилях марки ВАЗ, выпущенных до 1982 года, состоял из 11, 12, 14 и 15 знаков. Последние семь цифровых знаков обозначали порядковый номер изделия, а первые семь (восемь) буквенно-цифровых знаков или четыре (пять) цифровых знаков, соответственно, или завод-изготовитель и модель автомобиля, или модель автомобиля. Разделительные знаки выполнены в виде пятиконечных звездочек.

★ВАЗ 2101 0000001 ★
I II III

★2101 ★0000001 ★
II III
I — завод-изготовитель
II — модель автомобиля
III – порядковый номер изделия

С 1982 года идентификационный номер автомобиля состоит из семнадцати знаков высотой 10 мм и заключен между двумя звездочками.

Фото. Вид идентификационного номера, наносимого на автомобили ВАЗ-2101- ВАЗ -2107 и их модификации с 1982 г.

Расстояние между условными центрами разделительных знаков –106-107 мм, высота знаков — 10 мм, ширина знаков — 4 мм, расстояние между знаками — 2 мм.

★ХТА 2106 00 С 0000001 ★
I II III IV V

I — номер мирового производителя
II — модель автомобиля
III — знаки, не несущие информации (без значения)
IV — год выпуска автомобиля
V — порядковый номер изделия

Кузов в запчасти выпускается всегда со своим номером (семнадцать знаков), а маркируемые детали кузова в запчасти выпускаются без номера.

Номер двигателя ВАЗ

Маркировочное обозначение на двигателе наносится на специальную площадку блока цилиндра. Процесс маркирования механизирован.

На двигателях, выпущенных до декабря 1974 года (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103), маркировочная площадка располагалась на переднем верхнем торце блока цилиндров.

Со второй половины 1975 года маркировочная площадка на двигателях располагается на приливе блока, слева по ходу движения, над маслянным фильтром. На двигателях, выпускаемых с декабря 1974 года по июль 1975 года, встречается маркировка на обеих площадках. С июля 1975 года на прежнем месте расположения номера двигателя наносится только технологический номер двигателя, состоящий из трех цифровых знаков.

Фото. Общий вид номера, наносимого на двигатели автомобилей ВАЗ-2101- ВАЗ –2107.

Нанесение маркировочных обозначений на двигатели всех моделей, кроме ВАЗ-2108, производится автоматическим нумератором немецкой фирмы «Otto Borries», а также нумератором ВАЗ КВЦ. На двигатели автомобилей «ВАЗ-2108» маркировочные обозначения наносятся нумератором фирмы «Nagel».

Рис. Номера двигателей, выполненные на металлической пластине нумератором: а) — фирмы «Otto Borries»; б) — ВАЗ КВЦ; в) — фирмы «Nagel.

Однако на практике применялся только специальный негостированный шрифт, поставляемый на завод вместе с оборудованием фирмой «Otto Borries». Размеры данного шрифта и оттиски клейм представлены на рисунках.

Рис. Параметры специального негостированного шрифта

Рис. Оттиски знаков выполненные на металлической пластине

На двигателях автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 и их модификаций номер расположен на верхней части задней стенки блока со стороны маховика, слева по ходу движения (вблизи от прерывателя распределителя).

Поверхность площадки перед нанесением маркировки подвергается механической обработке на фрезерном станке. На блоках двигателей автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-21011, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и их модификации одновременно механической обработке подвергается не только площадка для маркировки, но и поверхности под масляный фильтр и топливный насос.

Расположение номера на площадке относительно ее условного центра или границ не регламентировано.

Порядковый номер на двигателях, начиная с ВАЗ-2108, обязательно заключается между двумя звездочками (разделительные знаки). Расстояние между крайними цифрами и звездочками с каждой стороны, а также расстояние между отдельными знаками маркировки должно составлять не более половины ширины цифры.

С 1984 г. по 1985 г, на двигателях автомобилей ВАЗ-2108 размещение знаков в номере осуществлялось в две строки, затем с 1986 г. – в одну строку.

Фото. Общий вид номера, наносимого на двигатели автомобилей ВАЗ-2108 и их модификации

Рис. Параметры и расположение знаков в обозначении номера: а — в две строки; б — в одну строку

Год выпуска двигателя обозначается буквами латинского алфавита. В обозначении номера (в частности, на двигателях ВАЗ-2108 и его модификациях) буква, свидетельствующая о годе выпуска, располагается сразу после индекса модели, и номер при этом выглядит следующим образом «2108f* 0000001*. Буква F свидетельствует о том, что двигатель выпущен в 1985 г.

Список букв латинского алфавита, используемых для обозначения года выпуска двигателя.

Обозначение

Обозначение

В 1985-1986 гг. все двигатели автомобилей ВАЗ-2108 и его модификаций содержали в номере букву, обозначающую год выпуска. С 1987 г. ее стали наносить в номере не на все двигатели, а преимущественно на те, которые поступали на внутренний рынок, так как страны-импортеры автомобилей просили в обозначение номера на двигателе не вносить букву латинского алфавита, обозначающую год выпуска. За рубежом наличие буквы в номере сразу после модели было воспринято как модификация основной модели. В связи с этим завод с 1987 г. практически перестал обозначать год выпуска на двигателях ВАЗ-2108, так как четкого разграничения продукции на ту, которая подлежит реализации на внутреннем рынке, и на ту, которая будет продана за рубеж, не предусматривалось.

Согласно имеющейся информации, до 1987 г. номер двигателя обозначался семью знаками. После выпуска 10 млн. автомобилей встала проблема перехода на восьмизначную нумерацию. Однако сделать это нелегко из-за необходимости полной замены маркировочного оборудования.

Поэтому было решено с начала 1987 года нумерацию двигателей вновь (как и в 1970 г.) начать с «нуля». Чтобы не путать год выпуска двигателей старого семейства автомобилей ВАЗ, следует обращать внимание на информацию о дате отливки блока цилиндров. Она располагается на правой стороне блока двигателя, закладывается при отливке блока и имеет следующий вид:

D
ВАЗ
01 07 85 N 2106

D (A, B, C, F, H) – примененная оснастка;
ВАЗ – завод-производитель;
01 07 85 — дата изготовления блока двигателя;
(К, N) – шифр бригады;
2106 – обозначение модели блока цилиндров.

Дата отливки блока практически всегда соответствует дате выпуска двигателя, так как разница между отливкой блока и выпуском готового двигателя не превышает 15-20 дней.

Сила набивки цифр клеймами нумератора регламентируется технологией маркирования двигателей. При этом величина усилия вдавливания клейма составляет 560 Н, глубина вдавливания (внедрения) клейма в металл — не более 0,3 мм.

В нумераторе фирмы «Otto Bоrries» клейма — кольцевые дисковые. Все семь дисков, собранные друг с другом, составляют «пакет», в котором диски собраны и расположены таким образом, что их рабочие поверхности образуют сферу определенного радиуса. При маркировании двигателя сфера как бы обкатывает поверхность площадки на блоке, оставляя оттиски клейм в соответствии с порядком расположения клейм в пакете, совокупность которых и образует номер двигателя. Аналогично обкатывается площадка при нанесении индекса модели двигателя. Перед набивкой очередного номера в нумераторе происходит смена клейма путем его поворота вокруг оси и подведения следующей цифры на уровень контактирующих поверхностей между клеймом и площадкой. Смена клейм и подвод нумератора на нужный уровень осуществляются автоматически.

В нумераторе фирмы «Nagen» клейма пальчикового типа. Они закреплены и удерживаются поворотной головкой (патроном). Для набивки номера и подведения головки к поверхности блока двигателя она совершает поочерёдно поворот в ту или другую сторону вокруг своей оси, подводя к площадке нужное клеймо. В момент полного и правильного совмещения контактных поверхностей происходит некоторый выход клейма вперед по направлению к поверхности блока, при этом нужное клеймо выходит на уровень непосредственного контакта с блоком двигателя. Выдвижение клейма заканчивается непосредственным контактом и образованием оттиска на площадке блока. В дальнейшем поворотная головка несколько перемещается слева направо относительно блока и одновременно производится смена клейма путем поворота головки и подведения нового согласно заложенной программе. Все повторяется вновь. Таким образом набиваются все знаки маркировочного обозначения на блоке двигателя, после чего поворотная головка полностью отходит от обработанного блока.

Маркировочные обозначения на блоки двигателя наносятся непосредственно перед их сборкой.

На отдельные блоки — запасные части, предназначенные для реализации через торговую сеть или мастерские, — номера не набиваются. На них лишь имеется расположенный на переднем торце блока двигателя и состоящий из трех знаков технологический номер, служащий для правильного подбора поршней.

При ошибочном нанесении отдельных знаков в маркировочном обозначении двигателя (неполадки в работе нумераторов, связанные с несвоевременной заменой клейма) их устраняют. Участок металла, на котором располагается подлежащий уничтожению знак, подвергается кернению. Затем вручную набивается нужный знак, при этом используется аналогичное клеймо. На заводе могут быть исправлены одна, две последние (при переходе в номере десятков), три последние (при переходе сотен) цифры и т.д.. В случае ошибочного нанесения всего номера он срезается наждачным кругом шлифовальной машины на глубину рельефного изображения и затем набивается новый номер. Если рельефно отобразилась лишь часть знака (знаков), то неотобразившуюся часть добивают. На заводе ведется картотека, в которой фиксируются номера двигателей с устраненными погрешностями.

Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную. Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.

Основную маркировку выполняют на следующих изделиях:

Грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их шасси, тягачах с бортовой платформой, а также автомобилях многоцелевого назначения и специальных колесных шасси;
- легковых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их базе, грузопассажирских;
- автобусах, в том числе специализированных и специальных на их базе;
- троллейбусах;
- прицепах и полуприцепах;
- автопогрузчиках;
- двигателях внутреннего сгорания;
- мототранспортных средствах;
- шасси грузовых автомобилей;
- кабинах грузовых автомобилей;
- кузовах легковых автомобилей;
- блоках двигателей внутреннего сгорания.

Содержание и место основной маркировки

Кроме того, что ТС, шасси и двигатели должны иметь товарный знак по ГОСТ 26828, а изделия, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь знак соответствия по ГОСТ Р 50460, производится специальная маркировка ТС и его составных частей.

Маркировка ТС

A. Непосредственно на изделие (несъемную часть), в места, наименее подверженные разрушению при дорожно-транспортном происшествии, должен быть нанесен идентификационный номер ТС - VIN. Одно из выбранных мест должно находиться с правой стороны (по ходу движения ТС). VIN наносится:
- на кузове легкового автомобиля - в двух местах, в передней и задней частях;
- на кузове автобуса - в двух разных местах;
- на кузове троллейбуса - в одном месте;
- на кабине грузового автомобиля и автопогрузчика - в одном месте;
- на раме прицепа, полуприцепа и мототранспортного средства - в одном месте;
- на внедорожных автомобилях, троллейбусах и автопогрузчиках VIN допускается указывать на отдельной табличке.

Б. ТС, как правило, должно иметь табличку, расположенную по возможности в передней части и содержащую следующие данные:
- VIN;
- индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более);
- допустимую полную массу;
- допустимую полную массу автопоезда (для тягачей);
- допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси;
- допустимую массу, приходящуюся на седельно-сцепное устройство.

Идентификационный номер ТС (VIN) - комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, является обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого ТС в течение 30 лет.

VIN имеет следующую структуру: WMI VDS VIS

Первая часть VIN (первые три символа) - международный идентификационный код изготовителя (WMI), позволяет идентифицировать изготовителя ТС и состоит из трех букв или букв и цифр.

В соответствии с ИСО 3780 буквы и цифры, используемые в первых двух знаках WMI, закрепляет за страной и контролирует международное агентство - Общество автомобильных инженеров (SAE), работающее под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО). Распределение первых двух знаков, характеризующих зону и страну-производителя, согласно SAE, приведено в приложении 1.

Первый знак (код географической зоны) является буквой или цифрой, которая обозначает какую-либо определенную географическую зону.
Например:
от 1 до 5 - Северная Америка;
от S до Z - Европа;
от A до H - Африка;
от J до R - Азия;
6,7 - Страны Океании;
8,9,0 - Южная Америка.

Второй знак (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну в определенной географической зоне. В случае необходимости для обозначения страны могут использоваться несколько знаков. Только комбинация первого и второго знаков гарантирует однозначную идентификацию страны.
Например:
от 10 до 19 - США;
от 1A до 1Z - США;
от 2A до 2W - Канада;
от ЗA до ЗW - Мексика;
от W0 до W9 - Германия, Федеративная Республика;
от WA до WZ - Германия, Федеративная Республика.

Третий знак является буквой или цифрой, которая устанавливается для производителя Национальной организацией. В России такой организацией является Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), расположенный по адресу: Россия, 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, дом 2, который и присваивает WMI в целом. Только лишь комбинация первого, второго и третьего знаков обеспечивает однозначную идентификацию производителя автомобиля - международный идентификационный код предприятия-изготовителя (WMI). Цифра 9 в качестве третьего знака используется Национальными организациями в том случае, когда нужно характеризовать производителя, который выпускает менее 500 автомобилей в год. Международные коды предприятий-изготовителей (WMI) приведены в приложении 2.

Вторая часть VIN - описательная часть идентификационного номера (VDS) состоит из шести знаков (если индекс ТС состоит менее чем из шести знаков, то на незаполненные места последних знаков VDS (справа) ставятся нули), обозначающих, как правило, модель и модификацию ТС, согласно конструкторской документации (КД).

Третья часть VIN - указательная часть идентификационного номера (VIS) - состоит из восьми знаков (цифр и букв), из которых последние четыре знака должны быть цифрами. Первый знак VIS указывает код года изготовления ТС (см. прил. 3), последующие знаки указывают порядковый номер ТС, присвоенный предприятием-изготовителем.

За производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.

Маркировка составных частей ТС

Двигатели внутреннего сгорания, а также шасси и кабины грузовых автомобилей, кузова легковых автомобилей и блоки двигателей должны иметь маркировку - идентификационный номер составной части (СЧ).

Идентификационный номер СЧ состоит из двух структурных частей, количество знаков и правила формирования которых аналогичны VDS и VIS VIN.

Идентификационный номер СЧ на раме шасси и кабине грузового автомобиля должен быть нанесен по возможности в передней части, с правой стороны, в одном месте, позволяющем его видеть, находясь снаружи ТС.

Двигатели маркируют на блоке двигателя в одном месте.

Блоки двигателей маркируют в одном месте, при этом первую часть идентификационного номера СЧ, аналогичную VDS, разрешается не указывать.

Содержание и место дополнительной маркировки

Дополнительная маркировка ТС предусматривает нанесение на него VDS и VIS идентификационного номера ТС, видимого и невидимого глазом (видимая и невидимая маркировка).

Видимую маркировку наносят на наружную поверхность, как правило, следующих составных частей ТС:
- стекла ветрового окна - с правой стороны, вдоль верхнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- стекла окна задка - с левой стороны, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- стекол окон боковин (подвижных) - в задней части, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- фар и задних фонарей - на стекле (или ободке), вдоль нижнего края, вблизи боковин кузова (кабины).

Невидимую маркировку наносят, как правило, на:
- обивку крыши - в центральной части, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя стекла ветрового окна;
- обивку спинки сиденья водителя - на левой (по ходу движения ТС) боковой поверхности, в средней части, вдоль каркаса спинки;
- поверхность корпуса переключателя указателей поворота вдоль оси колонки рулевого механизма.

Технические требования к маркировке

Способ выполнения основной и дополнительной видимой маркировки должен обеспечивать четкость изображения и ее сохранность в течение всего срока эксплуатации ТС в условиях и режимах, установленных в конструкторской документации.

В идентификационных номерах ТС и СЧ следует применять буквы латинского алфавита (кроме I, O и Q) и арабские цифры.

Шрифт букв предприятие выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса.

Шрифт цифр должен исключать возможность преднамеренной замены одной цифры на другую.

Идентификационные номера ТС и СЧ, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки.

При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки (строчек) должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Выбранный знак описывается в технической документации.

Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком. Примечание. При приведении идентификационного номера в текстовых документах допускается выбранный знак не проставлять.

При выполнении основной маркировки высота букв и цифр должна быть не менее:

а) в идентификационных номерах ТС и СЧ:
7 мм - при нанесении непосредственно на ТС и их составные части, при этом допускается 5 мм - для двигателей и их блоков;
4 мм - при нанесении непосредственно на мототранспортные средства;
4 мм - при нанесении на таблички;

б) в остальных данных маркировки - 2,5 мм.

Идентификационный номер основной маркировки следует наносить на поверхности, имеющие следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом. Таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделии с помощью, как правило, неразъемного соединения.

Дополнительная невидимая маркировка выполняется по специальной технологии и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При вы-полнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на который она наносится.

Не допускается уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта ТС и их составных частей. Способы нанесения маркировки не оговорены стандартами и могут быть как ручными так и механизированными.

При ручном способе нанесения марки-ровки ударом молотка по клейму получают вдавленное изображение цифры, буквы, звездочки или иного знака на панели или площадке. При этом порядок нанесения знаков выбирается рабочим. В результате ручной набивки знаки смещаются по горизонтали и вертикали, происходит отклонение вертикальных осей, для исключения этого может использоваться шаблон. В этом случае неодинакова глубина цифр маркировки.

Механизированное нанесение маркировки осуществляется двумя способами: ударным и накаткой. Оба способа имеют свои особенности. Так, при микроскопическом исследовании маркировки, выполненной на-каткой, видны следы входа рабочей части клейма с одной и выхода ее с другой стороны знака. При ударном способе рабочая часть клейма перемещается строго по вертикали.

Довольно часто при механизированном способе нанесения марки-ровки, особенно на алюминиевых блоках, происходит "недобивка", в результате чего знаки маркировки слишком мелки либо еле заметны. В таких случаях выполняется ручная добивка или повторная механизиро-ванная. При ручной добивке появляются сопутствующие ей признаки. При повторном механизированном нанесении могут быть видны сдвоенные очертания с одинаковым сдвигом знаков.

При комбинированном способе нанесения маркировки часть знаков наносится механизированным способом, а остальные добиваются вручную. Для такого варианта характерны признаки обоих способов.

Дополнительная маркировка наносится, как правило, пескоструйной обработкой или фрезерованием деталей автомобиля, выполненных из стекла, либо нанесением обозначений специальным, содержащим люминофоры, составом на элементы интерьера салона автомобиля. В первом случае маркировка наблюдается визуально без помощи специальных приборов, во втором для ее обнаружения требуется применение ультрафиолетовой лампы.

Примеры маркировки ТС отечественного и зарубежного производства

В настоящем разделе приведены примеры расположения маркировки агрегатов автомобилей ВАЗ, ГАЗ и Пежо. Автомобили выпуска начала 80-х годов и ранее могут иметь маркировку, отличающуюся от приведенной ниже, что было обусловлено отсутствием единых требований к ней. В этом случае необходимо обращаться к специальной справочной литературе. Расположение мест маркировки некоторых автомобилей зарубежного производства приведено в приложении 3. Волжский автомобильный завод.

Приведем пример маркировки моделей ВАЗ - 2108, ВАЗ - 2109, ВАЗ - 21099.
1. Табличка заводских данных укреплена под капотом на передней стенке коробки воздухопритока.
2. VIN с указанием модели и номера кузова выбит в моторном отсеке на правой опоре пружины передней подвески.
3. Модель и номер двигателя выбиты на заднем торце блока цилиндров над картером сцепления.

XTA - международный идентификационный код изготовителя (для ВАЗ - XTA);
210900 - описательная часть: индекс изделия. Указывается модель или условный код, присваиваемый предприятием-изготовителем. В данном случае: 2108 - для ВАЗ 2108, 21090 - для ВАЗ 2109, 21099 - для ВАЗ 21099;
V - код года выпуска автомобиля (V - 1997);
0051837 - производственный номер изделия.

Структура и содержание маркировки двигателя

Маркировка двигателя наносится на специальные фрезеровочные площадки блоков цилиндров двигателей. Блок отливается из специального серого чугуна. Процесс маркирования механизирован.

На двигателях моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083 маркировка наносится на верхней части задней стенки блока со стороны маховика слева по ходу движения автомобиля ударным способом в одну строку шрифтом ПО-5. Она содержит обозначение модели и порядковый семизначный номер двигателя, заключенный между двумя звездочками и являющийся сквозным для данных моделей. Звездочки вписываются в круг диаметром 3,0 мм.

Блоки цилиндров, поставляемые в запасные части, не маркируются.

В случае ошибочного нанесения знака маркировки перебивка про-изводится вручную с помощью клейм и оправки. Знак забивается специальным штифтом и набивается новый. В случае ошибочного нанесения всего номера (или нескольких знаков) он срезается наждачным кругом шлифовальной машины на глубину рельефного изображения и затем набивается новый номер. Если рельефно отобразилась лишь часть знака (зна-ков), то его не отобразившуюся часть, набивают вручную. Не отобразившиеся знаки технологического номера не набиваются. Маркировка кузовов наносится с помощью маркиратора ударным способом. С 1 октября каждого года в идентификационный номер вносится буквенное обозначение следующего календарного года.

Кузов в запчасти всегда выпускается со своим номером, а маркируемые детали кузова в запчасти выпускаются без номера. Если знак маркировки выходит за пределы поля маркирования ("плавает" по высоте) или нанесен ошибочно, то он зачеканивается и вручную набивается новый знак. Таким же образом исправляется ошибка на окрашенном кузове: после набивки знака и зачистки - его закрашивают. На автомобилях, предназначенных для экспорта, могут быть установлены дополнительные таблички со знаками официального утверждения. Таблички крепятся к кузову заклепками односторонней клепки, реже - самонарезающимися винтами. Горьковский автомобильный завод.

Приведем пример маркировки для моделей ГАЗ-3102, ГАЗ-31029 и их модификаций.
1. Табличка заводских данных укреплена под капотом на брызговике правого переднего крыла.
2. Код года выпуска и номер кузова (указательная часть VIN) выбит в желобе водостока капота справа.
3. Модель, номер и год выпуска двигателя выбиты на приливе в нижней части блока цилиндров слева.

Структура и содержание идентификационного номера

XTH - международный идентификационный код изготовителя (XTH- для ГАЗ);
310200 - описательная часть: индекс изделия. Указывается модель или условный код, присваиваемый предприятием-изготовителем. В данном случае: 31020 - для ГАЗ 3102, 31022 - для ГАЗ 31022, 31029 - для ГАЗ 31029;
W - код года выпуска автомобиля (W - 1998);
0000342 - производственный номер изделия.
Завод ПЕЖО (Peugeot).

Модели Peugeot - 205, 305 с 1983 года и модели 309, 405, 505 и 605 имеют номер кузова в водосточном желобе справа на отбортовке передней панели кузова или на брызговике правого переднего крыла под капотом.

Фирма ПЕЖО использует для своих моделей 17-позиционный номер шасси (VIN) с июля 1981 года. Например:
VF3 504 V51 S 3409458
VF3 - международный идентификационный код изготовителя (VF3 - для ПЕЖО);
504 - тип транспортного средства;
V51 - вариант транспортного средства;
S - код года выпуска автомобиля (S - 1995);
3409458 - производственный номер изделия.

Способы и признаки изменения маркировочных данных

В этом разделе рассматриваются способы изменения маркировки вне заводов-изготовителей, которые следует отличать от исправлений ошибочно нанесенных знаков, всей маркировки в целом на предприятии-изготовителе.

Здесь же перечислены признаки, которые могут свидетельствовать об изменении маркировки. При их обнаружении необходимо определить, в результате чего они возникли.

Часть признаков образуется как при ручной набивке или исправлении ошибки на предприятии-изготовителе, так и при подделке маркиро-вочных данных. Другая часть - только при подделке. Вопрос о подделке может быть решен при проведении соответствующего исследования в экспертно-криминалистическом подразделении.

Способы и признаки изменения маркировки кузовов

Основные способы изменения маркировки кузова можно условно разделить на две группы А и В.

Для группы способов А, сопровождающихся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркировочной панели и замена их на другие. Для идентификации ТС в этом случае необходим комплексный анализ.

При использовании способов изменения маркировки группы В сохраняется первичная маркировка или ее следы и принципиально возможно ее выявление. К группе В можно отнести следующие распространенные способы изменения маркировочных данных, которые достигаются путем:
- добивки недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих сходное начертание со знаками требующейся (вторичной) маркировки поверх знаков первичной, (например: 1 - 4, 6 - 8, 3 - 8);
- забивания (зачеканивания) отдельных знаков первичной маркировки и нанесения на их место других. Лишние элементы знаков заполняют пластичными массами или заплавляют и окрашивают, (например: 4 -1, 8 - 3, 8 - 6);
- углубления участка маркировки, нанесения на первичную маркировку слоя металла или пластичной массы и тиснения на полученной поверхности рельефа требующейся (вто-ричной) маркировки с последующей окраской участка кузова;
- углубления участка с маркировкой и закрепления на этом месте (сваркой или наклеиванием) участка панели с иной маркировкой.

К признакам, свидетельствующим об изменении маркировки кузова, относятся:
- нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации знаков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
- следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпаклевки или иных материалов на участке маркировки;
- различие лакокрасочного покрытия (ЛКП) маркировочной панели и прилегающих участков, наличие следов опила (частиц) эмали на близлежащих деталях;
- несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
- сварные швы на маркировочной панели, соединение панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.

Способы и признаки изменения маркировки двигателей

Для уничтожения маркировки двигателя легковых автомобилей любых марок используют следующие основные способы:
- спиливание с помощью напильника вручную;
- удаление слоя металла механическим инструментом, например, шлифовальной машинкой;
- забивание старой маркировки керном или зубилом с последующей набивкой требуемых знаков;
- наклеивание на маркировочную площадку тонкой металлической пластины с нужной маркировкой;
- термическое воздействие на маркировочную часть блока цилиндров с помощью паяльной лампы, газовой горелки.

К признакам изменения маркировки двигателей можно отнести:
- следы механической обработки площадки;
- следы первичной маркировки;
- отличие фактуры поверхности площадки от прилегающих участков или от заводского образца, имитация фактуры поверхности маркировочной площадки;
- отсутствие слоя эмали или спецсостава на маркировочной площадке (для блоков из алюминиевых и магниевых сплавов).

Средства исследования маркировки

Способы подделки маркировочных данных обусловливают методы поиска и анализа "посторонних дефектов" в структуре металла под слоем лакокрасочного покрытия (ЛКП), таких, как наличие сварного шва, зашпатлеванные элементы знаков, имитация точечной сварки и т.п.

В ряде случаев выявление факта изменения маркировки не вызывает серьезных затруднений и может быть осуществлено в процессе осмотра. Однако, встречаются случаи, когда успешное решение задачи без нарушения целостности деталей возможно только при использовании приборов неразрушающего контроля или специальных методов. Обязательное условие при выявлении сотрудниками ГИБДД признаков изменения маркировочных обозначений узлов и агрегатов ТС - сохранение целостности лакокрасочного покрытия. Рассмотрим некоторые приборы неразрушающего контроля.

Вихретоковые дефектоскопы

Одним из первых вихретоковых приборов, разработанных специально для решения задач ГИБДД, является прибор "Контраст-М" (г. Воронеж). Прибор предназначен для оперативного выявления признаков маркировочных данных на кузовных деталях автотранспортных средств. Прибор позволяет выявлять изменение толщины лакокрасочного покрытия, напайку, наклейку или вварку металлических фрагментов с измененными маркировочными данными. Принцип действия прибора основан на возбуждении в металле вихревых токов и регистрации отклонений вторичного электро-магнитного поля, создаваемого этими токами, вследствие изменения мар-кировочных данных.

По результатам испытаний хорошо зарекомендовал себя и малогабаритный вихревой дефектоскоп МВД-2 (3) (г. Казань). Его функциональные возможности можно улучшить с помощью датчика, который имеет малую, практически точечную рабочую поверхность (поверхность соприкосновения с контролируемым образцом). Поэтому с помощью МВД-2(3) можно, например, определить наличие заливки отдельных элементов знаков при исправлении знаков со схожей конфигурацией.

В Московском энергетическом институте (МЭИ) разработан вихретоковый индикатор ВИ-96Н. Приборы МВД-2(3) и ВИ-96Н имеют практически одинаковые технические возможности, но в отличие от прибора "Контраст-М" позволяют выявлять:
- имитации точек сварки (заклепками из стальных и цветных металлов, кернением, механической выработкой, нанесением шпатлевки);
- места крепления деталей методом сварки, клепкой (из стальных и цветных металлов), скрытых последующим нанесением ЛКП;
- уменьшение толщины маркируемой детали;
- "зачеканивание" отдельных элементов знаков;
- наличие включений в отдельных элементах знаков: металлических (как правило, цветных металлов), неметаллических (эпоксидная шпатлевка, полимерные соединения и т.п.).

Прибор ВИ-96Н более удобен в эксплуатации (имеет автоматическую настройку на контролируемую поверхность, настройку порога чувствительности). ВИ-96Н рекомендован ГУГАИ МВД России сотрудникам ГИБДД для оперативной проверки зоны расположения маркировочных обозначений кузовов автотранспортных средств и сотрудникам экспертных подразделений как техническое средство предварительной проверки способом неразрушающего контроля.

Вихретоковые дефектоскопы позволяют обнаружить изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с иной маркировкой, заменой части панели, наложени-ем на первичную маркировку фрагмента панели со вторичной маркировкой.

Методика работы определяется способом изменения маркировки кузова. Как правило, в первую очередь проводится исследование участков панели, прилегающих к месту маркировки. Срабатывание звуковой и (или) световой сигнализации прибора свидетельствует о наличии сплошного дефекта металла в виде сварного шва или трещины (в случае наложения на старую маркировку фрагмента панели с новой маркировкой), о присутствии на исследуемой панели разнородных металлов (например, сталь - латунь, в случае наложения поверх первичной маркировки слоя олова или латуни) и др.

Если дефектов в зоне, прилегающей к маркировочной площадке, обнаружить не удалось, проверяется наличие (отсутствие) сварного шва по всей длине полки коробки воздухопритока. Такой шов может появиться в результате замены части панели.

Работая с вихретоковыми дефектоскопами необходимо помнить, что срабатывание сигнализации может быть вызвано трещинами, возникшими в процессе рихтовки (ремонта, выправки) исследуемой панели. Как правило, эти трещины располагаются в хаотическом порядке, а потому их дифференциация не вызы-вает особых затруднений.

Опыт эксплуатации указанных технических средств показывает, что они наиболее приемлемы для нужд практических работников (портативность, возможность работы в полевых условиях, универсальность и др.).

Магнитопорошковые дефектоскопы

Использование данного метода предполагает наличие постоянного магнита определенной конфигурации и суспензии железного порошка с водой (расход порошка 20-30 г на 1 л воды). Портативные образцы оборудования типа МДЭ-20Ц, разработанные в ЦНИИТМаше, включают выпрямитель, соединительный кабель и электромагнит. Габаритные размеры прибора 150х150х100 мм, масса до 5 кг.

Для обнаружения возможного изменения маркировки кузова достаточно небольшое количество суспензии нанести на исследуемый участок, где создается магнитное поле. При наличии на панели сварных швов или иных аналогичных дефектов, образовавшихся при изменении маркировки, магнитные частицы четко обозначат контуры этого повреждения.

Магнитопорошковые дефектоскопы позволяют обнаруживать изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели, заменой части панели, наложением на имеющуюся маркировку фрагмента панели с новой маркировкой. Несомненные достоинства метода - простота и наглядность.

Рентгеновские дефектоскопы

Стационарный рентгеновский комплекс "Рентген-30-2" (МНПО "Спектр") позволяет выявлять изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с новой маркировкой, заменой части панели, наложением на имеющуюся маркировку фрагмента панели с новой маркировкой, может эксплуатироваться в стационарных условиях или монтироваться на шасси грузовых автомобилей-фургонов, имеет значительные массу и габаритные размеры.

Переносные рентгеновские дефектоскопы типа МИРА-2Д (или аналогичные импортные) позволяют решать аналогичные задачи, но имеют значительно меньшие габаритные размеры и массу.

Для исследования панели переносными рентгеновскими дефектоскопами прибор помещают над исследуемым участком (обычно начинают с маркировочной площадки), а снизу, под панелью, помещают рентгеновскую пленку. После просвечивания пленку обрабатывают стандартным способом, а полученные снимки анализируют. Достоинством таких приборов является то, что в ряде случаев с их помощью можно выявить первичную маркировку кузова (если она не была уничтожена в процессе ее изменения). Приборы данной группы используются в экспертно-криминалистических подразделениях.

Магнитные толщиномеры

Магнитный толщиномер МТ-41НУ конструкции МНПО "Спектр" предназначен для измерения толщины немагнитных покрытий (шпатлевка, олово, латунь и др.), нанесенных на ферромагнитные основания; имеет габаритные размеры 127х200х280 мм и массу 3,5 кг.

С использованием данного прибора можно выявить изменения маркировки, связанные с нанесением поверх первичной маркировки слоя шпатлевки, олова, латуни или иных диа- и парамагнитных покрытий (например, эпоксидная смола).

Установление факта изменения маркировки кузова в данном случае производиться путем измерения толщины немагнитного покрытия, нанесенного на стальную панель, в месте расположения маркировки и в нескольких точках, удаленных от нее. Реализация предлагаемого метода возможна благодаря тому, что толщина слоя вещества, нанесенного поверх маркировочной площадки, в результате произведенных манипуляций становиться значительно больше его толщины в отстоящих местах. Практика исследования маркировочных данных ТС сложилась таким образом, что объектами исследования являются только маркировочные площадки, с нанесенными на них обозначениями, и заводские таблички. Подобное необоснованное сужение круга объектов исследования снижает возможности решения вопроса о подделке маркировочных данных, получения ориентирующей информации для проверки ТС по учетам и т. д. К исследованию маркировочных данных ТС необходимо подходить шире. Только комплексный подход обеспечивает достоверность и полноту результатов исследования.

Такой комплексный подход предполагает тщательный анализ определенной совокупности особенностей, характеризующих данный автомобиль.

Как уже было отмечено, это:
- исследование регистрационных документов;
- установление года выпуска автомобиля, его модели и, если возможно, модификации, а также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и агрегатов модели автомобиля году его выпуска;
- осмотр и при необходимости исследование лакокрасочного покрытия и следов перекраски или ремонтной подкраски;
- определение расположения маркировки в зависимости от модели и года выпуска ТС;
- исследование соединений маркируемых деталей (панелей) с прилегающими, креплений заводских табличек;
- исследование дополнительной и скрытой маркировки;
- исследование целостности маркируемых деталей;
- исследование особенностей маркировочных площадок (формы), фактуры поверхности;
- исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение и. т. п.);
- выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.

Результатом исследования должно быть решение о подлинности маркировки, содержании первичной маркировки и (в необходимых случаях) составление запроса для проверки ТС по учетам угнанных и похищенных ТС.

Основные варианты выводов представляются следующими:
- маркировочные данные подлинны (не изменялись);
- маркировочные данные изменены на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка;
- маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка (полностью или частично);
- маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, первичная маркировка уничтожена (не поддается выявлению), составляется ориентирующая информация.

В настоящее время, любой автопроизводитель устанавливает регистрационные номера на новых автомобилях. Наносятся они на агрегаты машины и служат для ее идентификации. Любые документы, если ухитриться, можно подделать, регистрационные номера автотранспортного средства спиливают, стирают, выбивают иные. Однако, данные мероприятия чаще всего приводят злоумышленников на скамью подсудимых. Возникновение методов идентификации по средствам присвоения индивидуального номера, направлено на снижение краж, дальнейшего поиска транспортного средства и установления его «биографии».

Метод идентификации

Для идентификации каждого автомобиля, выявления места производства и серии - проводят операции по нанесению специальных обозначений на заводе-изготовителе. Раньше коды выбивались на шасси, двигателе и кузове. Но в настоящее время применяется кодирование только кузова. Данный номер содержит в себе информацию об автомашине и ее отдельных агрегатах.

В качестве нормативной базы используются положения Стандарта ISO 3779-1983. В его строках до 1980 года содержались требования о нанесении 7-ми значного цифрового набора, располагающегося на шасси машины. После 80-х годов произошли изменения, которые были предложены автопроизводителями. Они заключались в проблематичной идентификации по средствам только 7-ми значного цифрового кода. Было принято решение увеличить количество символов до 17 с использованием букв.

Что такое VIN код?

Применяется VIN кодирование в 24 станах производителей машин, которые к тому же соблюдают требования стандартов ISO. Таким образом, кузов каждого выпущенного автомобиля имеет идентификационный номер, индивидуальный для всех моделей.

Определение VIN дадим, основываясь на положения стандарта ISO 3779-1983.

Vehicle Identification Number- это идентификационный номер каждого в отдельности автомобиля, в котором зашифрованы важные технические данные индивидуально для каждого автотранспортного средства

Если сказать более просто, то VIN не что иное, как «Свидетельство о рождении» транспортного средства. В состав VIN кода входит также еще несколько важных структур. Каждая из них несет свой собственный смысл и назначение. Перед покупкой машины бывшей в использовании необходимо узнать ее VIN код и проверить в специальной базе. Полный состав VIN идентификатора заключается в следующем:

1. World Manufacturers Identification (WMI) - определяет принадлежность автомобиля к тому или иному мировому автопроизводителю. Своего рода - индекс изготовителя.

Код WMI содержит в себе три знака, которые отвечают за:

  • первый - страну автопроизводителя;
  • второй - конкретного производителя автомашины;
  • третий - подразделение автопроизводителя.

Коды WMI подпадают под контроль со стороны Международного агентства под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО). В наше время данными функциями обладает «Общество автомобильных инженеров» (Society of Automotive Engineers SAE), расположенное в США. Находится оно по адресу: 400, Commonwealth Drive, Warren - dale, PA15096-0001, USA. На территории Российской Федерации полномочия имеются у «ФГУП НАМИ» (Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), который находится по адресу: 125438, г. Москва, Автомоторная ул., 2.

Знаки World Manufacturers Identification (WMI).

Позиция 1

Позиции 2 и 3 (с примерами)

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М, N, O, V, W(1HG- Honda, 1VW-VW, 2HM- Hundai)

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М, N, O

(JD - Daihatsu, JH - Honda, JMA - Mazda,

JMB - Mitsubishi, JN -Nissan,

JF - Subaru, JT - Toyota)

Южная Корея

L, М, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z

(KMH - Hundai, КLA - Daewoo)

Великобритания

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М

(SFA-Ford, SAN-Honda)

N, O, P, Q, R, S, T

Швейцария

А, B,С,D,E,F, G, Н

Чехия/Словакия

Португалия

Ирландия

N, O, P, Q, R, S, T

U, V, W, X, Y, Z

(VF - Citroen, VF - Peugeot, VF - Renault)

(VSS - Seat, VS - Ford)

Югославия

Германия

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М, N, O (WAU - Audi, WBA - BMW, WFO - Ford, WD В- Mercedes-Веnz; WOL - Opel, WFO - Porsche, WH - Skoda, WVW - Volkswagen)

Голландия

L, М, N, O, P, Q, R

(XLB - Volvo, XLC - Ford)

(VV - Volvo, VS - Saab)

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М, N, O, P, Q, R (ZAR - Alfa Romeo, 2FA - Fiat, ZLA - Lancia)

(XTВ- АЗЛК, XTA - ВАЗ, XTE - 3A3)

2. Vehicle Description Section (VDS) - описательная часть, в которой содержится уже более детальная информация по комплектации и производству.

Код VDS входит в состав VIN как второй раздел. Состоит он из шести символов и описывает технические свойства транспортного средства. Сами символы могут иметь любую последовательность и несут смысловую нагрузку, которую определяет автопроизводитель сам.

3. Vehicle Identification Section (VIS) - это код, назначаемый компетентными учреждениями страны изготовителя, для совершения мероприятий по идентификации. Контроль за соблюдением всех требований и норм, а также присвоение номеров VIN возложено на международные агентства полномочных представителей «Международной организации по стандартизации» в различных странах. VIS состоит из восьми символов и входит в структуру VIN кодов в качестве третьей составляющей.Изготовители, пожелавшие включить в символьный ряд модельный год или, например, завод, в котором проводилась сборка, помещают обозначения года в первую позицию VIS, а завода - во вторую.

Есть одно замечание: последние 4 знака, обязательно должны быть цифрами.

Ниже упрощенно представлена структура VINкода.

В качестве примера приведем следующий идентификационный номер VIN, пробитый по базе VIN :

WVWZZZ16ZEW563899

Количество цифровых и буквенных символов - 17.

  • Первые три символа «WVW» - это WMI. Volkswagen, Германия.
  • Следующие шесть знаков «ZZZ16Z» - это VDS.
  • Следующие восемь знаков «EW563899» - это VIS.

Способ нанесения VIN-кода

Идентификационный номер обязательно должен быть нанесен в одну строку, без использования пробелов, с четким отображением всех имеющихся символов. Данное требование относится к автомобилям, чей VIN проходит по каким-либо документам на транспортное средство.

Разрешается использовать следующие знаки:0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z. Под запрет попадают буквы I,O,Q.

Идентификационный номер должен указываться на кузове автомобиля или на специализированной табличке. В ней, номер может располагаться в несколько строк, однако, не должно быть пробелов, при этом структурные элементы VIN кода не разделяются (WMI, VDS или VIS). Буквенно-символьное содержание должно иметь в конце обязательные 4 цифры.

Транспортных средств

О безопасности колесных

Требования

к маркировке и обеспечению возможности идентификации транспортных средств

1.1. На каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.

1.2. Содержание идентификационного номера транспортного средства.

1.2.1. Идентификационный номер содержит 17 знаков , в качестве которых могут быть арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита,за исключением букв I, O и Q.

1.2.2. На первых трех позициях идентификационного номера должен быть приведен международный идентификационный код изготовителя.Учет и контроль присвоения международного идентификационного кода изготовителя находится в компетенции Международной организации по стандартизации *.

Присвоение международных идентификационных кодов изготовителям осуществляется компетентным органом страны, на территории которой изготовитель зарегистрирован как юридическое лицо.

Если изготовитель выпускает менее 500 транспортных средств в год, на 3-й позиции идентификационного номера используется цифра 9.В этом случае 12-й, 13-й и 14-й знаки идентификационного номера также присваиваются компетентным органом страны, на территории которой изготовитель зарегистрирован как юридическое лицо.

1.2.3. Позиции идентификационного номера с 4-й по 9-ю включительно используются для кодирования основных признаков транспортного средства . Выбор знаков для кодирования и их последовательность определяется изготовителем.

1.2.4. На 10-й позиции идентификационного номераизготовитель может указать по своему усмотрению год выпуска или модельный год транспортного средства . Коды для обозначения года выпуска или модельного года должны присваиваться в соответствии с таблицей 1.

1.2.5. На 11-йпозиции идентификационного номераизготовитель может указать код сборочного завода.

1.2.6. Позиции идентификационного номерас 12-й по 17-ю включительно используются изготовителем для простановки серийного номера конкретного транспортного средства с учетом требований абзаца 3 пункта 1.2.2 настоящего приложения.

1.2.7. Позиции идентификационного номерас 15-й по 17-ю включительнозаполняются только арабскими цифрами.


1.3. Формирование идентификационного номера транспортного средства в особых случаях.

1.3.1. Изготовитель, являющийся юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, использующий для производства транспортных средств покупные шасси или базовые транспортные средства иного изготовителя, формирует и наносит на такие транспортные средства новый идентификационный номер, отличный от идентификационного номера покупных шасси. Ранее присвоенный идентификационный номер шасси (базового транспортного средства) должен быть сохранен на транспортном средстве.



1.3.2. На изготовленные в Российской Федерации транспортные средства, являющиеся результатом индивидуального технического творчества , изготовитель наносит идентификационный номер транспортного средства, который присваивается каждому транспортному средству компетентным органом Российской Федерации.

При этом идентификационный номер такого транспортного средства формируется с учетом следующих требований:

- на первых трех позициях должен быть приведен единый для всех изготовителей транспортных средств, являющихся результатом индивидуального технического творчества, международный идентификационный код изготовителя - Х99 (латинская буква - Х, арабская цифра - 9, арабская цифра - 9);

- на 4-й, 5-й и 6-й позициях приводятся латинские буквы - R, U, S (RUS);

- на 7-й, 8-й и 9-й позициях приводится арабская цифра 0 (ноль);

- на 10-й позиции указывается код года изготовления транспортного средствапо таблице 1;

- позиции с 11-й по 17-юдля указания порядкового регистрационного номера, начиная с "0000001", по реестру компетентного органа Российской Федерации.

1.4. Нанесение изготовителем идентификационного номера на транспортное средство.

1.4.1. Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.

1.4.2. Идентификационный номер должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков . Идентификационный номер наносится без пробелов между знаками.

1.4.3. Высота знаков идентификационного номерадолжна быть не менее 7 мм для транспортных средств категорий М, N, О и не менее 4 мм для транспортных средств категории L.

1.4.4. Допускается наносить идентификационный номер в одну или две строки.

В случае нанесения идентификационного номера в две строки знаки с 1-го по 9-й включительно располагаются на первой строке; знаки с 10-го по 17-й включительно располагаются на второй строке. В начале и в конце строк должен быть проставлен разделитель, который устанавливается изготовителем транспортных средств (например, знак "*").

1.4.5. Идентификационный номер, по возможности, должен наноситься с правой стороны, в передней части транспортного средства, в легкодоступном для считывания месте.

1.5. Указание идентификационного номера в документах на транспортное средство.

1.5.1. Идентификационный номер, указываемый в документах на транспортное средство, должен быть расположен в одной строке без пробелов и разделителей.

В Украине эксплуатируется немалое количество автомобилей с отметкой в свидетельстве о регистрации – «кузов Б/Н», то есть кузов без номера. Безусловно, владение таким автомобилем, на первый взгляд, дает некоторые преимущества. Например, появляется возможность периодически, по мере эксплуатационного износа, заменять его более новым, похищенным или нерастаможенным донором, ввезенным из-за границы. Упрощается восстановительный ремонт и в случае ДТП. На этом, пожалуй, и все преимущества. Выехать за границу, снять с учета и продать такой автомобиль крайне проблематично. Есть практика передачи (продажи) «безномерников» по нотариально оформленной так называемой генеральной доверенности. Однако правовой статус таких автомобилей очень низкий, а их рыночная стоимость в разы уступает полноценным авто. Согласно утвержденным МВД Порядком все регистрационные операции с транспортными средствами, на которых отсутствуют идентификационные номера кузова, рамы или шасси, запрещены (кроме оформления наследства).

В абзаце 2п. 15 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1998 г. № 1388 (с изменениями и дополнениями), подчеркивается: «Державна реєстрація (перереєстрація), зняття з обліку транспортних засобів, крім випадків вибракування їх у цілому, без ідентифікаційного номера або із знищеними, пошкодженими (один чи кілька символів номера візуально не визначаються) чи підробленими (змінено один або кілька символів номера, замінено панель (табличку) або частину панелі (таблички) з номером) ідентифікаційними номерами складових частин (кузова, шасі, рами) не допускається».

Поэтому, на наш взгляд, для владельцев безномерных автомобилей единственный выход – правовой путь выведения их из статуса «пожизненных». МВД Украины разработало правовой механизм легализации такого парка автотранспортных средств при помощи утвержденной процедуры дублирования первичных и нанесения присвоенных специальных индивидуальных идентификационных номеров, но с обязательным соблюдением четко установленного и подробно прописанного в нормативных документах Порядка.

– это повторное механическое воспроизведение (возобновление) на неотъемлемых металлических составных частях кузова (шасси, рамы) повреждённого (уничтоженного) первичного заводского идентификационного номера транспортного средства по отдельно установленному МВД Украины нормативному Порядку.

– это механическое нанесение на неотъемлемых металлических составных частях кузова (шасси, рамы) транспортного средства присвоенного ГСЦ специального индивидуального идентификационного номера по отдельно установленному МВД Украины нормативному Порядку.

Основной перечень оснований , по которым допускается дублирование первичных и нанесение присвоенных специальных индивидуальных идентификационных обозначений на дорожные транспортные средства (ДТС), согласно п. 15 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1998 г. № 1388 (с изменениями и дополнениями), следующий:

  • ДТС производства СССР и стран СНГ до 2000 г. выпуска, на которых заводом-изготовителем не предусмотрено нанесение идентификационных номеров на неотделимых металлических составляющих частях кузова (рамы, шасси);
  • ДТС, которые самостоятельно сконструированы и изготовлены в Украине, не имеют идентификационного номера;
  • ДТС с идентификационными номерами, утраченными вследствие значительного воздействия коррозии на поверхность номерной площадки при их продолжительной эксплуатации;
  • ДТС, возвращенные правоохранительными органами законному владельцу после изъятия из незаконного владения с удаленными (извлеченными) идентификационными номерами;
  • ДТС, конфискованные в пользу государства с удаленными (извлеченными) или поврежденными идентификационными номерами;
  • ДТС с идентификационными номерами, утраченными вследствие проведения ремонтно-восстановительных работ в законном порядке.

Основная категория автомобилей, которые являются безномерными, – автомобили бывшего СССР, на которых идентификационные номера наносились краской при помощи трафарета на несущих деталях рамы автомобилей или были выполнены только на табличках, прикрепленных заклепками или самонарезными шурупами в предусмотренных изготовителем местах. Как правило, такие обозначения недолговечны. Номера, нанесенные краской, за несколько лет разрушались под воздействием атмосферных факторов и агрессивной эксплуатационной среды, а номерные таблички, которые чаще всего изготовлялись из цветного металла (алюминия), механически повреждались, разрушались и утрачивались в процессе длительной эксплуатации технического средства.

Такие транспортные средства после специального исследования, которое подтверждает отсутствие следов умышленного уничтожения маркировочных идентификационных обозначений, а также соответствие конструкции, марке, модели и другим данным, указанным в свидетельстве о регистрации, как правило, подпадают под присвоение им Главным сервисным центром МВД специального индивидуального идентификационного номера с последующим его нанесением в установленном порядке.

На зарегистрированных в Украине транспортных средствах дублирование первичных и нанесение присвоенных специальных индивидуальных идентификационных номеров (кузова, шасси или рамы) проводит Научно-исследовательское Бюро судебных экспертиз «Сантодор». Однако выполняется эта техническая операция только после выдачи автовладельцу Главным сервисным центром МВД по каждому отдельному транспортному средству письменного Заключения (разрешения). Самостоятельно, без Заключения Главного сервисного центра МВД, Бюро каких-либо решений не принимает и действий не осуществляет.

Дублирование первичного и нанесение специального индивидуального идентификационного номера проводится согласно требованям Стандарта МВД Украины СОУ 78-31-001:2017 и допускается лишь в том случае, если трасологическими, а также иными доступными для специалистов методами и средствами установить первичный (заводской) идентификационный номер не представляется возможным, а следы умышленного уничтожения (повреждения) знаков идентификационного номера отсутствуют. Если специальным исследованием будет установлено, что номеронесущие детали исследуемого безномерного автотранспортного средства принадлежат другому автомобилю (нерастаможенному донору и т. д.), Главный сервисный центр МВД вправе отказать в выдаче заявителю Заключения (разрешения) на дублирование первичного или нанесение присвоенного специального индивидуального идентификационного номера.

ПОРЯДОК

дублирования первичных (заводских) и нанесения специальных

индивидуальных идентификационных номеров транспортных средств.

  1. Основания для нанесения дублирующих и специальных номеров ДТС.

1.1. Обращение владельца ТС с заявлением о повреждении идентификационного номера (кузова, шасси, рамы) в результате воздействия коррозии на поверхность номерной площадки;

1.2 .Выявление сотрудниками ТСЦ при проведении регистрационных операций поврежденных идентификационных номеров (кузова, шасси, рамы) вызванных воздействием коррозии на поверхность номерной площадки;

1.3. Возврат найденного правоохранительными органами ТС владельцу после незаконного завладения (кражи), когда первичный заводской идентификационный номер (кузова, шасси, рамы) изменен, поврежден или уничтожен кустарным способом;

1.4. Тотальное, (не подлежащее восстановлению и требующее замены), повреждение номеронесущих составных частей кузова (шасси, рамы) ТС в результате дорожно-транспортного происшествия и наличие достаточных оснований для их замены на безномерные в установленном порядке;

1.5. Случайное (не осторожное) повреждении знаков идентификационного номера (кузова, шасси, рамы) ТС при проведении ремонтно-восстановительных работ;

1.6. При обнаружении идентификационного номера (кузова, шасси, рамы) ТС с признаками его нанесения с заводскими дефектами;

1.7. В случае, когда заводом-изготовителем не предусмотрено нанесение идентификационного номера (кузова, шасси, рамы) на теле металла неотъемлемых составляющих частях кузова ДТС.

  1. Правовые условия нанесения дублирующих и специальных номеров ДТС:

2.1. ДТС, в отношении которых есть правовые основания для дублирования идентификационного номера, направляются на специальное исследование идентификационных номеров в определенные МВД специализированные учреждения.

2.2. Специальное исследование ДТС проводится специалистами экспертной службы МВД Украины или специалистами других экспертных учреждений, которые имеют соответствующую квалификацию, а также судебными экспертами по постановлению органов дознания, досудебного следствия или решением суда.

2.3. Ответственность за достоверность и полноту исследования поврежденного первичного (заводского) идентификационного номера (кузова, рамы, шасси), а также целесообразность и необходимость проведения дублирования ДТС возлагается на сотрудников специализированного учреждения которые проводят соответствующие исследования.

2.4. По результатам специального исследования владельцу ДТС экспертным учреждением, которое его проводило, предоставляется оформленный согласно требованиям ГСЦ соответствующее письменное заключение специалиста.

2.5. Если по результатам исследования специалиста установлено полное содержание первичного (заводского) номера (кузова, рамы, шасси) автомобиля, а также признаки его нанесения в условиях завода-изготовителя, владелец ТС имеет основания обратиться в Главный сервисный центр (ГЦС) МВД Украины с заявлением о рассмотрении вопроса о выдаче ему Заключения (разрешения) на дублирование первичного (заводского) или нанесение специального индивидуального идентификационных номеров ДТС. Проверка представленных в ГСЦ материалов и принятие решения о предоставлении Заключения (разрешения) владельцу ТС возможны только при условии обязательной уплаты денежных средств в сумме 94.00 (девяносто четыре) гривны. Уплата производится на Р/С ГСЦ согласно п.41 приказа МВД Украины, Минфин Украины, Минэкономики Украины № 369/1105/336 от 05.10.2007 г..

2.6. ГСЦ по результатам рассмотрения материалов предоставляет владельцу ДТС письменное Заключение (разрешение) на дублирование идентификационного номера (кузова, рамы, шасси) ДТС или обоснованный письменный отказ о невозможности выдачи разрешения на нанесение дублирующего или специального идентификационных номеров.

2.7. Транспортное средство с письменным Заключением (разрешением) ГСЦ МВД Украины предоставляется в специализированное учреждение, где после проведения необходимой дополнительной идентификационной проверки автомобиля и сопровождающих его документов, на металлических неотъемлемых составных частях (кузова, шасси, рамы), согласно Стандарту МВД Украины наносится дублирующий или присвоенный ГСЦ специальный индивидуальный идентификационные номера ДТС.

2.8. После нанесения дублирующих номеров ДТС его владельцу выдается с фото таблицей мест нанесения дублирующих или специальных индивидуальных идентификационных номеров и их общего вида на номерной площадке. Приложение является неотъемлемым документом который приобщается к Заключению (разрешению) ГСЦ МВД Украины.

2.9. После проведения дублирования ДТС специализированное учреждение, которое его осуществляло, предоставляет в ГСЦ МВД Украины отчетную информацию в установленном порядке.

2.10. После нанесения дублирующего или специального идентификационных номеров (кузова, шасси, рамы) владелец ДТС в десятидневный срок обязан провести регистрацию или перерегистрацию ДТС.

2.11. Территориальными сервисными центрами в графе «Особые отметки» регистрационных документов делается запись «Идентификационный номер автомобиля продублирован» или «Нанесен специальный индивидуальный идентификационный номер». Такая же запись вносится в учетную электронную карту данных регистрационной базы МВД.

  1. Технические условия нанесения дублирующих и специальных номеров ТС:

3.1. Структура и содержание дублирующего или специального идентификационных номеров должны полностью соответствовать структуре и содержанию первичного номера ДТС, присвоенного и нанесенного на (кузове, раме, шасси) заводом-изготовителем ДТС.

3.2. Конфигурация знаков дублирующего номера должна соответствовать стандарту МВД Украины - СОУ 78-31-001:2017, утвержденного приказом МВД Украины №. 374 от 08.10.2007 г..

3.3. Дублирование первичных (заводских) или нанесение специальных индивидуальных идентификационных номеров ДТС (кузова, рамы, шасси) осуществляется уполномоченными МВД Украины специализированными учреждениями, которые имеют соответствующее сертифицированное оборудование для нанесения идентификационных номеров ДТС с определенным и утвержденным Стандартом МВД Украины, шрифтом.

3.4. Дублирующие знаки наносятся только на металлическую поверхность несущих составляющих (кузова, рамы, шасси) автомобиля в специально определенных доступных местах согласно Стандарту МВД Украины. Знаки должны четко определяться визуально (невооруженным глазом). Форма контуров знаков не должна допускать их двойного трактования.

3.5. В случае возникновения технических осложнений, которые делают невозможным нанесение идентификационного номера (кузова, рамы, шасси) на отдельных марках ДТС в местах, предусмотренных Стандартом МВД Украины, разрешается дублирование или нанесения маркировок на близлежащих поверхностях металла составных частей кузова, которые обеспечивают соблюдение требований по их четкому однотипному нанесению.

3.6. Научно-исследовательское Бюро судебных экспертиз "Сантодор» является автором (разработчиком) «Методики дублирования первичных (заводских) и нанесения присвоенных МВД Украины специальных индивидуальных идентификационных номеров ДТС».

После принятого специалистами сервисного центра МВД решения о невозможности определения символов номера кузова (шасси, рамы) из-за повреждения металла на поверхности номерной площадки проводится специальное исследование автомобиля на предмет установления подлинности его идентификационного номера. Исследование можно заказать в любом экспертном учреждении, а также в Бюро судебных экспертиз «Сантодор» или в его региональных представительствах. Важно, чтобы полученный вами документ соответствовал основным требованиям, предъявляемым Главным сервисным центром МВД Украины к таким документам.

Примечание: вывод исследования обязательно должен быть однозначным, например: «Идентификационным номером (номером кузова, шасси, рамы) автомобиля является номер и дальше полный установленный идентификационный номер, состоящий, как правило, из 17 знаков . Если выводы специалиста-исследователя не однозначные, а вероятностные, Главный сервисный центр МВД будет иметь достаточно оснований отказать заявителю в выдаче разрешения на дублирование номера.

При вашем обращении в Научно-исследовательское бюро «Сантодор» или в его региональные представительства наши специалисты проведут анализ собранных вами документов и, при необходимости, помогут правильно оформить их для передачи в Главный сервисный центр МВД для рассмотрения.

О выдаче разрешения на дублирование первичного или нанесение присвоенного Главным сервисным центром МВД специального индивидуального идентификационного номера транспортному средству вас извещают сотрудники Бюро, после чего вы согласовываете дату, время и место проведения дублирования или нанесения номера. По завершении этой процедуры сотрудники Бюро выдадут вам два пакета документов, один – для представления в сервисный центр, чтобы провести необходимые регистрационные операции, а другой – вам на хранение.