» » Превентивные системы безопасности Volvo. Новая система предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения позволяет предотвратить наезд на впереди идущий автомобиль Из металла и поролона

Превентивные системы безопасности Volvo. Новая система предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения позволяет предотвратить наезд на впереди идущий автомобиль Из металла и поролона

Использования автомобилей ведётся непрерывно. Некоторые системы уже в обязательном порядке устанавливаются в новые автомобили. Система предупреждения о столкновении пока ещё не признана обязательным элементом в выпускаемых машинах, но популярностью пользуется немалой.

Вникаем в суть системы

По названию уже становится понятной суть этой инновации - недопущение совершения наезда на объект, который находится впереди. Реализуется посредством принудительного торможения в тот момент, когда система считает ситуацию опасной, а столкновение неизбежным. Если к работе присоединяется ещё и адаптивный круиз-контроль, то автомобиль будет всегда находиться на безопасном расстоянии от впереди следующего участника движения.

Существующие варианты системы антистолкновения

Многие компании-производители автомобильной промышленности разработали свои варианты этой уникальной технологии, которая способна предотвратить аварию и спасти жизни людей. Но суть остаётся такой же: в автомобиле автоматически включаются тормоза в том случае, если водитель не реагирует на опасное сближение с объектом, который находится в движении или стоит с выключенным двигателем.

Ранее практиковалась другая система, которой было далеко до совершенства. Она предполагала использование , а это не могло обеспечить высокой эффективности. Новая разработка основывается не только на радаре, но ещё предполагает использование камеры. Именно последний элемент фиксирует положение ближнего автомобиля. Радиус действия радара составляет 150 метров, а камеры - 55 метров. Это значит, что система следит за всеми объектами, которые попадают в радиус действия камеры. Информация, поступающая с этих двух элементов, обрабатывается и сравнивается по современной технологии Data Fusion, что также позволило повысить эффективность системы.

Много усилий приложили автопроизводители, чтобы их разработки начинали активные действия только в случае неизбежного столкновения. Этот фактор очень важен в условиях большого города, на дорогах которого наблюдается плотное передвижение транспорта. Низкий уровень ложных оповещений - это важное и довольно редкое преимущество технологии предотвращения столкновений.

Для пользователя удобной является возможность менять настройки и выбирать рабочий режим, адаптируя таким образом систему к условиям передвижения.

Схема работы

Раз уж мы начали рассматривать одну из систем безопасности, то стоит детально рассмотреть принцип её работы. Он состоит из нескольких этапов, которые приводятся в действие последовательно.

  1. При отсутствии реакции водителя на сокращение расстояния между его автомобилем и стоящим впереди объектом на лобовом стекле начинает мигать красная лампочка. Вместе с этим активируется звуковое оповещение. Всё это направлено на привлечение внимания водителя, который должен отреагировать на ситуацию должным образом.
  2. Система начинает подготавливать автомобиль к будущему торможению (колодки сближаются с дисками, в гидравлике давление повышается). За счёт такой подготовки торможение будет эффективным даже при лёгком нажатии на педаль тормоза.
  3. Если от водителя и в дальнейшем не поступает никаких действий, то система самостоятельно начинает активизировать тормоза.

Можно привести несколько случаев, на которые система отреагирует снижением скорости:

  • опасное сокращение дистанции;
  • перестраивание впереди следующего автомобиля на вашу полосу;
  • выход машины за пределы своей полосы без включения поворота на высокой скорости;
  • внезапное появление перед машиной другого участника дорожного движения.

На полную остановку машины надеяться приходится не всегда, но даже при некотором снижении скорости риск травматизма снижается в разы.

Дополнительные функции

Эффективность предотвращения столкновения можно повысить за счёт использования дополнительных систем.

Адаптивный круиз-контроль ACC

Система предупреждения о столкновении должна работать совместно с адаптивным круиз-контролем ACC. Эта разработка следит за соблюдением безопасной дистанции между вашим автомобилем и впереди стоящим. Такая функция очень удобна во время передвижения .

Непрерывно работает радар, который измеряет расстояние до каждого автомобиля. Система обрабатывает эту информацию и рассчитывает скорость, при которой критическое сближение будет невозможным. Добавляет удобства пользователю возможность выставления своих параметров, в пределах которых будет работать адаптивный круиз-контроль.

Система следит за скоростью передвижения соседнего автомобиля и быстро реагирует на её снижение. Таким образом, водитель может не держать себя в постоянном напряжении и доверить некоторую часть управления автоэлектронике.

Оповещение сокращения дистанции

Передвижение в плотном потоке машин облегчается благодаря системе, которая следит за сокращением дистанции и оповещает водителя в случае возникновения опасной ситуации. Эта функция называется Distance Alert, она может служить альтернативой для адаптивного круиз-контроля. Если последняя система неактивна, то контроль за дорогой выполняет Distance Alert.

Внимание водителя привлекается благодаря предупредительному сигналу, который располагается внизу на лобовом стекле - как раз в зоне видимости.

Технология обнаружения пешеходов

Все возможности, которые были описаны выше, имеют отношение только к автомобилям. Но ведь машина может сталкиваться не только с себе подобными, но и с пешеходами. Была разработана отдельная система, которая направлена на обнаружение людей, находящихся возле автомобиля. При выявлении близстоящего человека, автомобиль принудительно снижает скорость.

В результате работы этой технологии можно снизить силу удара или вовсе избежать столкновения с пешеходом. Исследования показали, что использование системы обнаружения пешеходов сокращает смертность в результате аварий, снижает вероятность получения тяжёлых травм и уменьшает количество наездов.

Возможности этой технологической разработки впечатляют. Она отлично работает в условиях большого города, отслеживает сразу нескольких пешеходов, которые могут передвигаться в различных направлениях, определяет людей с зонтами в условиях дождливой погоды.


Система поможет предотвратить столкновение с пешеходом

Недостатки

Специалистам ещё есть над чем работать. Технологии предотвращения столкновения работают неудовлетворительно при плохой погоде и в тёмное время суток. Также влияет на качество работы дорожная разметка, её количество и качество. Если камера недостаточно хорошо различает разделительные линии, то работа системы снижается. Равно как и во время густого тумана, недостаточного освещения, снегопада и при других неблагоприятных условиях.

Глупо полностью полагаться на электронику. В любом случае водитель несёт ответственность за жизни людей и сохранность имущества. Эти системы нужно воспринимать как страховку и помощь, а не перекладывать на них всю работу водителя.

НОВАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ С ФУНКЦИЕЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕДОТВРАТИТЬ

НАЕЗД НА ВПЕРЕДИ ИДУЩИЙ АВТОМОБИЛЬ

  • Система предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения обеспечивает автоматическое торможение, когда наезд на впереди идущий автомобиль становится неизбежным
  • Адаптивный круиз контроль и Система оповещения о сокращении дистанции помогают водителю удерживать требуемую дистанцию до впереди идущего автомобиля

Volvo Cars продолжает работы по созданию технологий, способных предотвратить такие столкновения, как наезд сзади. Volvo Cars предлагает Систему предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения - это усовершенствованная система предупреждения водителя, благодаря которой автомобиль может самостоятельно активировать торможение, если водитель не реагирует на опасное приближение к впереди идущему или неподвижно стоящему автомобилю.

"В результате действия этих систем вместо серьезных травм люди, сидящие в обоих автомобилях, могут испытать лишь незначительные ушибы", - говорит Ингрид Скогсмо (Ingrid Skogsmo), Директор Центра по Безопасности Volvo Cars.

Новая система будет устанавливаться на моделях Volvo S80, V70 и XC70 уже в конце 2007.

Наезд сзади - это третий по количеству вид дорожно-транспортных происшествий. Более чем в 50 процентах случаев водитель даже не успевает нажать на педаль тормоза.

Новая Система предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения (CWAB) сначала предупреждает водители и подготавливает тормозную систему для экстренного торможения. Тормозная система автоматически приводится в действие, если водитель не реагирует на ситуацию, когда наезд на впереди идущий или стоящий автомобиль становится неизбежным.

Система предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения - это более совершенная технология по сравнению с Системой предупреждения об опасности столкновения с функцией поддержки торможения, которая была впервые предложена в 2006.

Комплексное решение - радар и камера

Если предыдущая система, устанавливаемая на Volvo S80, включала только радар, то Система предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения использует не только радар, но и камеру для определения положения впереди идущего автомобиля. Радар с радиусом действия до 150 метров работает с камерой, которая контролирует пространство впереди автомобиля на расстоянии до 55 метров.

Система использует технологию сравнения данных (Data Fusion), поступающих с радара и камеры, благодаря чему возросла эффективность системы.

"Система использует данные, поступающие с радара и с камеры, поэтому автоматическое торможение будет применено лишь в том случае, когда наезд становится неизбежным. Система запрограммирована таким образом, чтобы автономное торможение могло иметь место лишь тогда, когда данные радара и камеры показывают о неизбежности столкновения", - рассказывает Йонас Тизел (Jonas Tisell), менеджер технического проекта по созданию Системы предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения Volvo Cars.

Одно из основных преимуществ камеры заключается в возможности опознавать стоящие автомобили и предупреждать водителя, при этом система характеризуется низким уровнем ложных аварийных сигналов.

"По статистике в 50 процентах случаев наезда столкновение происходит со стоящим впереди автомобилем. Поэтому Система предупреждения об опасности столкновения с функцией автоматического торможения вдвое более эффективна по сравнению с существующей ныне системой предупреждения об опасности столкновения с функцией поддержки торможения", - поясняет Йонас Тизел.

Система предлагает несколько уровней настройки чувствительности, что позволяет адаптировать ее для различных условий движения и стиля вождения. В меню автомобиля предоставлен выбор трех уровней чувствительности.

Первый этап - предупреждение и подготовка тормозов

Если автомобиль приближается к другому автомобилю сзади, и водитель никак не реагирует, система активирует предупредительный красный сигнал, который отражается на лобовом стекле. В это же время раздается звуковой сигнал. Это помогает водителю предпринять необходимые действия, и в большинстве случаев водителю удается избежать столкновения.

"Отражающийся сигнал очень эффективен. Красный свет возникает на лобовом стекле перед взором водителя - это подобно стоп сигналам впереди идущего автомобиля", - говорит Йонас Тизел.

Если, несмотря на предупреждение, риск столкновения лишь усиливается, активируется функция поддержки торможения. Для сокращения времени реакции тормозные колодки ближе прилегают к тормозным дискам. В гидравлической системе увеличивается давление для поддержания усилия торможения, поэтому даже если водитель приложит недостаточное усилие на педаль тормоза, автомобиль обеспечит эффективное торможение.

Автоматическое торможение снижает эффект скорости

Если водитель не тормозит, а система определяет, что столкновение неизбежно, активируется принудительное торможение.

Автоматическое торможение призвано снизить эффект скорости насколько это возможно и тем самым минимизировать риск получения травм людей, сидящих в обоих автомобилях.

"Снижение скорости при столкновении с 60 км/ч до 50 км/ч сокращает энергию удара примерно на 30 процентов. Это значит, что люди в автомобилях смогут получить не серьезные, а незначительные травмы. В зависимости от условий система автоматического торможения может вовсе предотвратить столкновение", - добавляет Йонас Тизел.

Адаптивный круиз контроль (ACC )

Чтобы сделать процесс управления автомобилем более удобным, в Volvo Cars был разработан Адаптивный круиз контроль (АСС). АСС помогает водителю поддерживать требуемую дистанцию до впереди идущего автомобиля. Такая система управления позволяет водителю снять напряжение за рулем, даже если приходится ехать в неровно двигающемся транспортном потоке.

Адаптивный круиз контроль включает радар, который постоянно измеряет дистанцию до впереди идущих автомобилей. Система автоматически регулирует скорость, чтобы поддерживать заданную дистанцию.

Водитель включает круиз контроль, выставляет требуемую максимальную скорость в пределах от 30 до 200 км/ч и выбирает временной интервал до впереди идущего автомобиля. Предлагается выбор пяти временных интервалов от 1 до 2.6 секунды.

Если радар обнаруживает, что автомобиль впереди снижает скорость, АСС автоматически понижает скорость в соответствии со скоростью впереди идущего автомобиля.

"Адаптивный круиз контроль берет на себя часть управления автомобилем, благодаря чему водитель может сосредоточить внимание на дороге и продолжать движение в более безопасном режиме", - считает Йонас Тизел.

Система оповещения о сокращении дистанции (Distance Alert )

Система оповещения о сокращении дистанции - это еще одна технология, которая помогает водителю удерживать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, если водитель не включил Адаптивный круиз контроль.

Система оповещения о сокращении дистанции включается при помощи кнопки, расположенной на центральной консоли. Как в случае с АСС водителю предоставляется выбор пяти уровней настройки системы. Если временной интервал до впереди идущего автомобиля снижается и выходит за пределы заданных настроек, в нижней части лобового стекла отражается предупредительный сигнал.

Если при включенной Системе оповещения о сокращении дистанции включить Адаптивный круиз контроль, то Система оповещения о сокращении дистанции временно отключается.

Обе системы - Адаптивный круиз контроль и Система оповещения о сокращении дистанции - призваны помочь водителю и облегчить управление автомобилем в соответствии с национальными постановлениями, регламентирующими поддержание требуемой дистанции до впереди идущего автомобиля.

Ограничения системы

Возможности описанных систем зависят от количества и качества видимой дорожной разметки. Камера должна отчетливо различать разделительную линию между полосами движения. Слабое освещение, туман, снег или неблагоприятные погодные условия могут воспрепятствовать функционированию системы.

Система Active City Stop работает на классической схеме радара. В данном случае в качестве излучающего элемента выступает лазер. Луч фокусируется впереди машины на определенном расстоянии. Специальный датчики улавливают отраженный сигнал и преобразуют его в электронный код, который обрабатывается бортовым компьютером автомобиля. В это же время система собирает данные о скорости движения автомобиля и оценивает примерный тормозной путь. Проведя некоторые вычисления, принимается решение, стоит ли включить автоматическое торможение или нет. Как утверждают инженеры компании Ford, комплекс позволяет 100 % предотвратить аварии при движении машины со скоростью в 15 км/ч и минимизировать последствия столкновения при ударе на скорости в 30 км/ч.

Казалось бы, есть ли толк в подобных дополнениях, если в теории человек и сам может достаточно быстро среагировать, но другое дело на сколько быстро. Известно, что люди на принятие решения тратят в среднем от 0,1 до 0,3 секунды, однако не забывайте, что эти данные верны если водитель не испытывает усталости, опьянения, недомогания, либо же просто плохо видит происходящую спереди обстановку. Соответственно, риск возникновения ДТП значительно увеличивается. В то же время система автоматического торможения Active City Stop сканирует ситуацию со скоростью 1/50 секунды плюс ещё столько же уходит на принятие решения. Итого получается, что машинный интеллект превосходит человеческий как минимум в 5 раз по быстродействию.

Работа системы Active City Stop в режиме реального времени


Как уже отмечалось ранее, электронно-аналитический комплекс ACS предназначен для эксплуатации в скоростном диапазоне от 15 до 30 км/ч. Для контроля дорожной ситуации свыше данного диапазона компанией Ford разработана другая система - Forward Alert.

Active City-Stop отлично справляется со своей задачей в оговоренном режиме, однако при работе водителю не поступают какие-нибудь предупредительные сигналы: ни звуковые, ни световые, ни тактильные - в виде вибрации руля. Если же разогнаться до скорости в 40 км/ч и направиться к неподвижно расположенному препятствию, система не среагирует, даже если вы отпустите педаль акселератора. Однако, если вы приблизитесь к движущемуся с такой же скоростью автомобилю на опасно близкое расстояние, то алгоритм подаст сначала предупредительный сигнал водителю, а позже задействует торможение в пол силы.

Видео, как работает система автоматического торможения (ACS) на автомобиле Ford Kuga и Focus:

Недостатки ACS в работе


Так как Active City-Stop опирается в своей работе на меньшее число данных чем человек и не обладает таким же совершенным алгоритмом обработки, то иногда комплекс работает неправильно. К примеру, стандартная ситуация: Вы направляетесь к повороту. Спереди едет автомобиль и начинает маневр. Дистанция между вами сокращается и система ACS думает, что опасность столкновения возросла чрезмерно и дает команду на торможение. На самом деле никакой опасности в реальности нет. Даже если вы и продолжите движение с прежней скоростью, то по всей видимости к следующему моменту полоса спереди уже будет свободна.

Ещё одна неоднозначная ситуация возникает тогда, тогда спереди вас маневрирует автомобиль на низких скоростях. Здесь тоже могут быть ложные срабатывания. Так же добавим, что для надежной работы системы требуется поддерживать в чистоте как и саму линзу лазера, так и датчики, установленные в передней части.

Вообще, официально комплектовать машины от Форда системой Active City Stop для жителей России не предполагалось. Представители ссылались на что у нас мол многие авто ездят с грязными номерными знаками и фонарями, а радар комплекса как раз и ориентируется на эти элементы. В теории это усложняло работу системы, но на самом деле более логичным представляется то, что в крупных городах люди привыкли ездить вплотную друг к другу ввиду ограниченного пространства. Поэтому, система автоматического торможения в подобной обстановке постоянно бы тормозила и мешала бы продолжать движение.

Стоимость системы автоматического торможения

Хотя производители уверяют, что заказать установку подобного дополнения можно всего лишь за 500 $, но на самом деле Active City-Stop входит в комплект адаптивного круиз-контроля, который сам оценивается в 1320 $. Т.е. в итоге придется заплатить почти 2000 долларов, а конкретно - 1820 $. Цена за данное устройство, как видите, не малая, а вот какой толк от него будет, неизвестно. Заказать установку Active City-Stop можно будет только в комплектациях Focus Titanium, Trend Sport (например - ), а так же Sport Limited Edition.

Этот случай вошёл в автомобильную историю как наглядная иллюстрация понятия epic fail (то бишь грандиозный провал). Весной 2010 года компания Volvo собрала на полигоне свыше сотни журналистов со всего света, чтобы похвастаться перед ними передовой разработкой. Оснащённый системой City Safety седан Volvo S60 второго поколения, который тогда готовился к старту продаж, должен был продемонстрировать умение самостоятельно, без участия водителя, останавливаться перед препятствием. Всё подавалось не иначе как прорыв в области активной безопасности, хотя, например, Honda начала работать в этом направлении ещё в начале 2000-х годов. Но широкую огласку системам автоматического торможения обеспечил именно скандал с Volvo.

История системы Volvo City Safety началась со скандала, а продолжилась триумфом. К примеру, на кроссовере XC90 нового поколения лазерные датчики дополнились радаром, камерой, свежей электронной начинкой. В результате ассистент научился распознавать пешеходов, велосипедистов и даже встречный транспорт. Многие эксперты считают шведскую разработку одной из самых эффективных в своём роде

Во время загрузки произошла ошибка.

И вот кульминация действа. Машина выезжает из ангара со скоростью 35 км/ч и невозмутимо едет прямо на «припаркованную» фуру. Дистанция стремительно сокращается, слабонервные зажмурились и... оказалось, не зря. Даже не думая сбавлять ход, S60 впечатывается в полуприцеп! Исковерканный автомобиль жалобно замахал дворниками. Разработчики и «акулы пера» в шоке. Тогда вольвовцы оправдались за неудачу недостаточно тщательной подготовкой седана к испытаниям. Мол, обнаружились проблемы с аккумулятором, да и вообще предсерийная техника дала сбой.

Однако тот конфуз дал повод к обширным дискуссиям. Дескать, покупателей снова хотят облапошить. Срубить с них денег за мнимую безопасность, дорогую систему, неспособную спасти от аварии на практике. Причём под жернова критиков попала не только Volvo, но и другие компании, работающие над ассистентами превентивной защиты.

Во время загрузки произошла ошибка.

Эксперты EuroNCAP в своих тестах разделяют системы автоматического торможения на два типа: так называемые «городские», способные работать только на малой скорости, и «междугородные», которые сохраняют бдительность даже на трассе. Соответственно, отличается и методика испытаний

Тем не менее, прошло всего пять лет, как функцию автоматического торможения стали активно применять не только на премиум-моделях, но даже на городских малышах вроде Volkswagen up !, Skoda Citigo или Fiat Panda. Проверку этих систем включили в программу краш-тестов по обе стороны океана. К примеру, по независимой европейской методике EuroNCAP, начиная с января 2014 года, невозможно получить высший балл, если машина не способна сама избегать столкновений. Да и в области инженерии вдруг случилось чудо. Раз за разом испытания (причём как государственные, так и сторонние) систем превентивной защиты стали показывать их довольно высокую надёжность и работоспособность. Та же Volvo со своей обновлённой City Safety смогла железно реабилитироваться.

В итоге ряды сторонников «спорной» электроники пополнились не только той же EuroNCAP, но и авторитетным немецким автоклубом ADAC, а также американским институтом IIHS. Стали приводить и данные статистики. Якобы опыт эксплуатации машин с «автоторможением» показал - эти системы способны сократить на 27% число ДТП и сохранить до 8 тысяч жизней в год! И хотя в ходе тестов косяки всё равно периодически случались, эксперты стали в один голос сетовать на то, что, увы, пока ещё далеко не каждый автопроизводитель решился предложить превентивную защиту даже в качестве опции. Надо бы ускориться!

Во время загрузки произошла ошибка.

В конце 2013 года немецкий автоклуб ADAC проверил реакцию систем автоматического торможения на внезапное появление на дороге пешехода. Заводские ассистенты заслужили оценки «хорошо» и «удовлетворительно», превзойдя аксессуар Mobileye, который способен лишь предупредить водителя, но не остановить автомобиль

Но возможно ли это? Есть ли вариант сделать передовую систему доступной? И почему всего за несколько лет технология совершила такой рывок - от непризнания многими до практически восхваления? Чтобы разобраться в ситуации, надо знать, а как же собственно автомобилям прививают способность автоматически тормозить. И тогда многие вопросы отпадут сами собой.

В статье «Автомобильное читерство, или Маленькие секреты ESP» мы рассказывали, какие обширные возможности таит в себе казалось бы обыденная система стабилизации. Главное - в её состав входит особый модулятор, который, помимо распределения тормозного усилия по колёсам, способен это самое усилие при необходимости создавать. Для чего внутри устройства спрятаны насос, хитрая комбинация клапанов и гидроаккумуляторы. Как только будет получена команда от управляющей электроники, всё это хозяйство может замедлить автомобиль вплоть до полной остановки. Причём без участия водителя.

Так значит апгрейду до системы автоматического торможения ничего не мешает? Не совсем так. Ведь с распознаванием потери устойчивости дело обстоит достаточно очевидно. Для этого есть вполне конкретные критерии. Поэтому ESP как таковая в целом работоспособна как на 30, так и на 300 км/ч. А вот с автоматическим торможением всё не так гладко. Автомобиль должен не только вовремя «почувствовать» надвигающуюся опасность, но и сработать адекватно обстановке, чтобы водитель от испуга не наломал дров. Сначала - предупредить, а уж потом действовать самостоятельно, в пожарном порядке.

Массовые модели, как правило, оснащаются системами на основе лазерных излучателей LiDAR. Стоят такие ассистенты недорого, но уверенно работают только на небольшой скорости, только при идеальной погоде и только с объектами, хорошо отражающими свет

Именно с распознаванием аварийных ситуаций связаны многочисленные неурядицы в тестах систем предотвращения ДТП. А всё потому, что для определения дистанции до объекта впереди, его скорости и типа (например, автомобиль или пешеход) используются различные методы. Каждый из которых имеет свои слабые и сильные стороны.

Наиболее бюджетный вариант научить машину «прощупывать» пространство перед собой - так называемый LiDAR (Light Detection And Ranging). Производством подобных устройств занимаются такие известные фирмы, как Denso, Continental, Siemens, Hella. А с применением этой технологии построены, в частности, системы City Safety от Volvo, Active City Stop от Ford , City Brake Control от Fiat и множество других.

Суть лидара в следующем. За ветровым стеклом машины в районе зеркала заднего вида ставится блок излучателя света (чаще всего - инфракрасный лазер) и его датчика-приёмника. Электроника посылает луч вперёд и засекает время, за которое отражённый препятствием невидимый глазу свет вернётся назад. Зная текущую скорость автомобиля, компьютер и высчитывает опасное сближение.

Звучит просто и эффективно. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Во-первых, типичный бюджетный лидар имеет весьма ограниченный сектор обзора, и потому, допустим, чуть смещённое от центра полосы препятствие может вообще не заметить. Во-вторых, для успешной работы системы поверхность объекта впереди должна иметь хорошие световозвращающие свойства. К примеру, номерной знак или аварийный жилет пешехода электроника заметит, а вот грязный борт грузовика способна и пропустить. Наконец, в непогоду эффективность лидара ощутимо падает - автомобиль «слепнет». То же самое происходит и на сильно пересечённом рельефе.

А ещё типичный лазерный измеритель видит недалеко - на 10-20 м, и потому на скоростях выше 30 км/ч обычно практически бесполезен. К тому же он не умеет распознавать тип объекта. Такой системе всё равно, что впереди - неподвижный автомобиль, переходящий дорогу человек или велосипедист. От этого недостатка избавлены системы автоматического торможения на основе видеокамер.

Во время загрузки произошла ошибка.

Основной элемент субаровской системы EyeSight - две камеры, формирующие объёмную цветную картинку. В результате электроника распознаёт не только препятствия, но даже вспыхивающие стоп-сигналы

Пожалуй, самой продвинутой из таких является EyeSight от Subaru. В её состав входят два объектива (также, как в случае с LiDAR, расположены за ветровым стеклом), формирующих цветную стереоскопическую картинку. Она позволяет электронике видеть более широкую панораму происходящего впереди и к тому же заранее готовиться к опасности. Например, компьютеру не составляет труда определить красный сигнал светофора или загоревшиеся стоп-сигналы. Это знак, что водитель должен, как минимум, поднять ногу с педали газа, а как максимум - нажать на тормоз. Такого не случилось? Значит, пора принимать меры к спасению. Вдобавок EyeSight видит разметку и потому позволяет реализовать функцию поддержания полосы движения. Два в одном!

Вроде бы всё здорово, но системы типа EyeSight, как и LiDAR, очень зависимы от окружающей среды. Чем хуже погода, чем грязнее стекло и чем темнее на улице, тем меньше шансов избежать наезда на препятствие. В сложных условиях гарантию обнаружения опасности может дать только комплекс радаров ближнего (до 30 м) и дальнего (до 200 м) обнаружения. Обычно их прячут в районе переднего бампера или решётки радиатора. Например, «нарисованная» мерседесовская звезда с гладкой поверхностью или черная линза, замаскированная в воздухозаборнике у Audi, говорят о наличии такого дорожного сканера. Ему наплевать на дождь и ночь, но электромагнитные сигналы неспособны определить тип объекта. Круг замкнулся...

Во время загрузки произошла ошибка.

На современных моделях всё чаще стали появляться комплексы активной безопасности, объединяющие в себе камеры, ультразвуковые датчики и радары различных типов. Плюс к тому, электроника контролирует шасси, двигатель, трансмиссию... До полностью автономного движения остался один шаг

Поэтому на премиум-моделях радары, как правило, дополняются камерой (а то и не одной), чтобы бортовая электроника имела полное представление об окружающей обстановке. Таковы комплексы Audi PreSense Plus, BMW Driving Assistant Plus и мерседесовский Pre-Safe.

Знающий читатель тут воскликнет - так это же технологии адаптивного круиз-контроля! И будет абсолютно прав. На дорогих машинах эти системы работают совместно, на основе общих датчиков и, по сути, неотделимы друг от друга. В результате современный автомобиль получает возможность автоматически замедляться в штатном режиме, например, перед пробкой, и автономно двигаться в ней. Именно за подобными продвинутыми комплексами будущее активной безопасности.

Бюджетные варианты, конечно, не так совершенны. Обычно в таких случаях автопроизводители обещают, что система способна полностью предотвратить столкновение на скорости до 30-50 км/ч, а дальше вплоть до 80 км/ч снизить тяжесть последствий удара. То есть в любом случае это будет уже не спокойное замедление, а именно экстренный, аварийный вариант. Поэтому сначала электроника предупредит водителя - зуммером, световыми сигналами или как-то ещё, а если это не возымело эффекта, сама возьмётся за дело. Поднимет давление в тормозных магистралях, подведя колодки к дискам, а если вероятность столкновения станет критичной, задействует механизмы независимо от желания водителя.

В итоге получается, что успешность борьбы с наездами сзади упирается, по большому счёту, в деньги. Хотите повысить уровень своей защиты - платите за передовые комбинированные системы. Устраивает само наличие функции автоторможения? Тогда не удивляйтесь возможным промахам в её работе. Полностью заменить водителя она не в состоянии.

Основной же вывод такой - подобные ассистенты отнюдь не маркетинговая разводка, они действительно полезны, пусть и дают иногда осечки.