» » Профессионально-этические категории. Водительские права предлагают разделить на профессиональные и любительские Основные категории персонала и их характеристики

Профессионально-этические категории. Водительские права предлагают разделить на профессиональные и любительские Основные категории персонала и их характеристики

Профессиональный стандарт для водителей - это новинка в области обеспечения безопасного дорожного движения, которая выстрадана сотнями тысяч жертв на дорогах. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать профессиональным требованиям.

Речь о необходимости разделения обучения на профессионалов и любителей шла давно. Наконец-то мы приближаемся к этому вплотную.

Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 вступает в силу в июне 2016 года. Он регламентирует профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками людей и грузов.

Кто попадает под новые требования?

Под новые требования к профессионализму и квалификации попадают следующие категории водителей:

  • профессиональные водители автомобилей категорий В (в том числе пассажирского такси), ВЕ, С, С1, СЕ, С1Е, D, D1, DE, D1E;
  • водители троллейбусов и трамваев (Tb и Tm);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

Давайте рассмотрим самые основные требования к профессиональным водителям.

Профессиональный водитель легкового автомобиля

Если вы профессиональный водитель категории В и ВЕ, например, таксист, то Вам помимо знаний ПДД необходимо знать:

  • правила и порядок страхования ОСАГО;
  • основы наблюдения за обстановкой на дороге;
  • виды ответственности за нарушение ПДД;
  • основные признаки неисправностей, которые могут возникнуть в ТС;
  • влияние погодных условий на безопасность на дороге;
  • как обеспечить детскую безопасность в автомобиле;
  • как вызвать аварийные и спасательные службы и т.п.

Не стоит забывать о знании состава аптечки, правил ее использования, методике оказания первой помощи пострадавшим.

Конечно же профессиональный водитель должен безопасно управлять автомобилем, уметь обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов на дороге.

Требования к стажу профессиональных водителей легкового автомобиля предъявляется лишь для таксистов. Это три года общего водительского стажа. Если Вы только что окончили автошколу - Вы не имеете права быть таксистом.

Что должен уметь профессиональный водитель?

Знаний для водителя мало, нужны и умения. На одной теории далеко не уедешь. Кроме умения безопасно водить автомобиль и соблюдения ПДД к профессиональному водителю есть еще требования:

  • умение исправлять мелкие неисправности автомобиля, если это не связано с разборкой агрегатов и узлов ТС (поменять колесо, лампочку в фаре и т.п.);
  • уметь безопасно перевозить и размещать багаж, сажать и высаживать пассажиров;
  • прогнозировать опасные ситуации на дороге, предотвращать их, своевременно принимать решение при их возникновении;
  • уметь пользоваться средствами пожаротушения.

К тому же водитель-профессионал обязан совершенствовать свои навыки управления автомобилем. Как это должно подтверждаться: обучением, повышением квалификации или еще как-то? Приказ Минтранса не говорит об этом, будем ждать разъяснений.

Требования к водителю грузовика

Водитель грузовика помимо основ, которые прописаны для водителя легкового автомобиля, должен знать следующее:

  • принципы работы, назначение и устройство основных механизмов, деталей и приборов грузовика, прицепа;
  • инструкции по охране труда при техническом осмотре грузового автомобиля, прицепа.

В добавление к умениям водителя категорий В, ВЕ водитель грузовика должен уметь безопасно размещать и закреплять грузы, уметь использовать различные виды тахографов. Сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение штраф от 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица 5000-10000 руб.

Требования к опыту работы (стажу) водителя грузовика не предъявляются, главное умения и знания, ну и конечно же российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Профессия водитель опасна и трудна!

Отвечать за жизни пассажиров, за жизни других участников дорожного движения должен каждый водитель, но к профессиональным водителям особенное отношение. Ведь они должны быть действительно профессионалами своего дела, а не любителями. Наконец-то появился на свет для них профессиональный стандарт, значит не за горами и специализированные программы обучения профессиональных водителей.


Эксперты спорят, нужно ли разделять автомобильные права на разные категории

Разделить водительские права на две категории - любительские и профессиональные - в скором времени могут в России: с соответствующей инициативой к депутатам Госдумы РФ недавно обратилась Гильдия автошкол. По замыслу сотрудников организации, «обычные» автомобилисты должны проходить базовый курс обучения, а тем, кто в перспективе рассчитывает стать водителем такси, общественного или грузового транспорта, придется постигать азы вождения в углубленном режиме. Корреспондент «МК» побеседовал с экспертами, и выяснил, что они думают о планах по очередному разделению водительских прав - на сей раз, по уровням «сложности».

Необходимость реформирования системы получения водительских удостоверений в Гильдии автошкол объясняют тем, что в ряде стран Европы подход к профессиональному вождению существенно отличается от того, что принят сегодня в . Отечественный водитель формально считается профессионалом уже с момента получения прав, в то время как на Западе для этого ему необходимо иметь солидный безаварийный стаж. Кроме того, никто не возьмет на работу автомобилиста сразу после окончания автошколы - для того, чтобы устроиться, к примеру, шофером такси или автобуса, ему сначала придется 2-3 года «откатать» на собственной машине без нарушений, а затем еще и сдать профессиональные экзамены для получения специального сертификата, дающего право на работу.

Впрочем, опытные водители помнят, что практика с профессиональными и любительскими водительскими правами существовала еще в СССР - до 70-х годов. Правда, в результате в тогдашнем ГАИ от нее решили отойти - очевидно, признав неэффективной.

Дело в том, что в советское время профессиональные шоферы проходили спецподготовку в тех местах, где им предстояло работать, - говорит Владимир Фёдоров, сенатор РФ и экс-глава России, - в армии шоферов готовили структуры ДОСААФ, а на заводах и других предприятиях для них существовали курсы профессионального мастерства. Я считаю, что сегодня необходимо возрождать именно профессиональную подготовку водителей - чтобы те, кто хочет работать на такси или общественном транспорте, проходили для этого специальное обучение, получали дипломы, сертификаты и т.д. Но водительские права - это основа основ, их трогать не нужно. Да и что понимать под словами «профессиональные» права? Если человек хочет работать дальнобойщиком - это одни знания, связанные с грузоперевозками. Если таксистом - то ему нужно хорошо ориентироваться в том городе, где ему предстоит работать. Кроме того, разделение водительских удостоверений сразу возведет преграду на пути тех, кто получил этот документ для управления личным автомобилем, а потом решил податься в шоферы. Одно дело - в такой ситуации пройти курсы профессионального мастерства, другое - идти в ГИБДД и заново учиться для получения нового водительского удостоверения.

Впрочем, по мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, здравое зерно в идее о разделении водительских прав на новые категории все же есть:

Авторы инициативы исходят из того, что для обычных водителей и профессиональных шоферов сегодня установлены одинаковые наказания. Для профессионалов лишение прав - это самое страшное наказание, ведь в таком случае они фактически остаются без своего куска хлеба. Это, в свою очередь, сразу же приводит к возникновению коррупции: такой шофер готов отдать любые деньги, чтобы не потерять свое удостоверение. Поэтому к профессионалам и любителям на дорогах нужен совершенно разный подход, при котором лишение прав для первых - это крайняя мера, своеобразное «изгнание» из профессии.

Но нужны ли для шоферов-профессионалов отдельные права? Может, стоит ограничиться какой-то профессиональной лицензией?

Тут речь должна, как мне кажется, идти не о профессиональных правах, а о профессиональных категориях. К примеру, водитель-профессионал с категорией B может водить такси, с категорией C – работать дальнобойщиком, и т.д. Если же такой шофер свое право на работу теряет - к примеру, набирает максимальное количество штрафных баллов на дороге - то он категорию сохраняет, но только как любитель, и работать на дороге уже не может. Кстати, было бы разумно ввести цветовую дифференциацию водительских прав: любительские - розовые, а профессиональные - какие-нибудь синие.

Все категории персонала важны, ведь всем известен тот факт, что кадры решают все. Персонал — это главный ресурс любой организации. От работы сотрудников зависит качество услуг и продукции, которые предприятие поставляет на рынок. Во избежание издержек важно понимать, какой должен быть состав и численность персонала организации. Эти показатели определяются в зависимости от объемов спроса потребителей. Правильный подход к подбору персонала обеспечивает предприятию высокую конкурентоспособность.

Основные категории персонала и их характеристики

Согласно Общероссийскому классификатору профессий и должностей весь персонал предприятия делится на две основные категории. Классификация персонала по категориям:

  • профессии рабочих;
  • должности служащих.

Профессии рабочих недостаточно популярны, особенно среди молодежи, однако они все еще остаются весьма распространенными. Входящие в эту группу представители в основном делятся на следующие типы работников:

  1. вспомогательный персонал. В данное подразделение вышеуказанной классификации персонала входят те, кто обслуживает производство (водитель, уборщица, секретарь и т.д).
  2. основной персонал — те, которые непосредственно заняты в процессе производства (токарь, швея и т.д.).

Должностные служащие тоже разделяются на типы:

  • руководители (директор, главные специалисты и т.п.);
  • технические исполнители (секретари, экспедиторы и т.п.);
  • специалисты (инженеры, юристы, экономисты и т.п.).

Дополнительно существует классификатор должностей и профессий, то есть и рабочие и служащие разделяются на разные типы персонала.
Классификация работников:

  • виды производства и работ (производство ваты или бурение скважин);
  • тарифные разряды (1-8);
  • классы квалификации (1-3);
  • формы и системы оплаты труда (простая, сдельная, премиальная);
  • условия труда (нормальные, тяжелые и вредные);
  • степень механизации труда (вручную, на автоматах);
  • производные профессии (старший, помощник).

Должности служащих классифицируются по следующим критериям:

  • категория должностей (руководитель, специалист);
  • производная должности (главный, младший, второй, районный);
  • класс квалификации (первая, третья, высшая).

Конечно, мало кто вникает в такое понятие, как классификация персонала предприятия. И, возможно, вы впервые услышали о существовании Общероссийского классификатора профессий и должностей.

Что влияет на принадлежность к категории?

Для большинства людей категории персонала зависят от уровня образования. Поэтому одним из важных критериев для работодателя является наличие определенного образования у сотрудника. Одновременно важным показателем является наличие опыта работы в конкретном направлении. Конечно, есть должности, которые возможно занять, не имея ни опыта работы, ни образования. Независимо от классификации сотрудника, все категории работников работают согласно трудовому законодательству. При этом и сотрудники управленческого состава, и рабочие имеют одинаковые права и обязанности, прописанные в трудовом кодексе.

Мы обсудили различные группы персонала. Теперь важно рассмотреть организационную структуру предприятия.
Конечно, важно понимать, что структуры предприятий бывают совершенно разные. К примеру, структура компании, занимающейся производством металлических дверей, будет существенно отличаться от предприятия розничной продажи товаров для детей.

Как управлять различными категориями персонала?

Существует несколько основных видов организационных структур управления организацией:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно — функциональная;
  • дивизионная;
  • матричная.

Каждая из представленных структур представляет четкую систему со своими правилами.

Линейная организационная структура управления

При линейном управлении существует четкое разграничение — кто и чьи поручения выполняет и за что отвечает. Для достижения определенного результата руководитель отдает конкретное поручение конкретному сотруднику. В свою очередь этот сотрудник передает конкретные поручения другим сотрудникам, то есть одному поручает одно задание, другому другое задание и так далее. Но в итоге должен получиться один общий результат. Таким образом, каждый исполнитель отвечает за выполнение работы по конкретному поручению конкретного вышестоящего сотрудника.

При такой структуре высок риск, что если где-то кто-то неправильно выполнит поручение, то результат будет уже не тот. Очень высока ответственность за правильность постановки задачи. Если вдруг кто-то заболеет, то сложно будет сразу заменить его без ущерба производственному процессу. Самым большим минусом такой системы является то, что если вдруг возникнет необходимость внести корректировки, то на оперативность рассчитывать не придется. Такую структуру удобно применять в небольших организациях.

Функциональная и линейно — функциональная организационная структура управления

Выполнение отдельных задач возлагается на отдельное подразделение, специализирующееся на отдельном виде деятельности. Штаб, состоящий из линейного и функциональных руководителей, согласовывает поручения и передает их исполнителям. Функциональным руководителям эта структура позволяет снять с себя часть нагрузки. Линейный руководитель, наоборот, более загружен, так как ему приходится принимать участие во взаимодействии функциональных руководителей с исполнительными подразделениями. При этом исполнители выполняют поручения и от линейного руководителя, и от функционального, что приводит к трудностям взаимного согласования, то есть поручения могут расходиться, к примеру, по части приоритетности. Возникает снижение ответственности и риск появления задержки в получения конечного результата. Также возникают трудности в координации деятельности, и невозможно быстро принять решения вопросов, возникающих в ходе выполнения работ.

При этой системе основной фигурой является руководитель подразделения.

Линейный руководитель дает поручения функциональному, а он через своих помощников, распределяет поручения между исполнителями. При этой организационной структуре управления персоналом повышается ответственность за результат работы каждого подразделения, что влечет за собой ослабление взаимосвязи между этими подразделениями. В результате сложно понять будет ли работа организации выполнена правильно и вовремя.

Дивизионная и матричная структура управления

При этой структуре управления решающая роль отводится руководителям подразделения. Руководитель подразделения несет полную ответственность за выполнение работы, за которую отвечает подразделение. При этом функциональные руководители тоже подчиняются руководителю производственного подразделения.
Также назначается руководитель проекта и ответственные исполнители в каждом из подразделений. Линейный руководитель закрепляет за каждым руководителем проекта конкретный проект. Руководитель проекта устанавливает, кто и в какой срок должен выполнить ту или иную работу, которая приведет к выполнению поставленной линейным руководителем задачи относительно конкретного проекта.

Как видно, структур управления организацией существует достаточно много, но все они не совершенны. Поэтому организации вынуждены разрабатывать свои структуры путем совершенствования существующих структур, которые будут наиболее благотворно способствовать развитию. Чем больше организация, тем сложнее структура и тем больше надо ее постоянно дорабатывать.

Плюсами той или иной структуры обязательно является возможность оперативного принятия решений и внесения изменений в ход выполнения работ. Важно, чтобы можно было четко проследить зону ответственности каждого из сотрудников.
Наглядно можно увидеть всю сложность на примере Министерства здравоохранения Российской федерации. Только подумайте о том, каков весь масштаб деятельности, сколько людей различных категорий задействовано для того, чтобы мы могли получать качественное медицинское обслуживание. Конечно, в работу министерства будут постоянно вноситься изменения, что мы и наблюдаем. Появляются новые болезни, новые способы лечения, новые специальности. Взять состав специалистов, работающих в поликлиниках в 1980 году и сейчас, конечно, мы заметим, что их стало больше.

Для эффективного управления организацией необходимо понимать, что в разные времена в развитии организации наступают разные периоды. То мы можем наблюдать наибольший скачок в развитии, то более медленный, то, может возникнуть период застоя. Именно во время увеличения спроса надо не забывать пересматривать структуру управления организацией. В противном случае возникнет вероятность что-то упустить, тогда организация начнет терять наработанную конкурентоспособность, и произойдет спад спроса.