» » Самодельный минитрактор своими руками с двигателем машины. Самодельный минитрактор своими руками

Самодельный минитрактор своими руками с двигателем машины. Самодельный минитрактор своими руками

Минитрактор своими руками

Если вы имеете домик в деревне, а тем более живете там постоянно, вы знаете, что такое настоящие хлопоты по хозяйству. Без транспорта при ведении домашнего хозяйства просто невозможно обойтись. Лучшим для этих целей является минитрактор, с его помощью можно обеспечить выполнение всех нужд, от перекапывания земли под засев, до перевозки крупно- и малогабаритных грузов. Но такая техника далеко не дешевая, как быть? Есть один вариант - сделать минитрактор своими руками. Да, задача не легкая, но если справитесь, сэкономите кучу средств, а удовлетворение от готового аппарата будет приходить каждый раз, как только вы будете начинать работу с трактором.

Какой вариант самодельного мини трактора выбрать

Cамодельный мини трактор для домашнего хозяйства с ломаной рамой

Лучшим вариантом мини трактора самоделки является машина с ломаной рамой. Такой агрегат состоит из 2 частей задней и передней, сцепление которых осуществляется специальным шарнирным механизмом. В передней части располагаются все механизмы управления, а также вся ходовая часть. Управление осуществляется посредством рулевого колеса и гидроцилиндров, вся конструкция изгибается на шарнире и меняет взаимное расположение двух частей трактора. Таким образом, если вы используете такую конструкцию, можно сэкономить на некоторых деталях, предназначенных для монтажа механизмов управления, которые при обычных условиях располагаются в задней части машины.

Задняя часть такого минитрактора по конструкции гораздо проще, нежели передняя. Состоит она из заднего моста, который закрепляется в ложементах на лонжеронах полуоси, на этой конструкции устанавливается сиденье для водителя, и приспособление для крепления навесного оборудования с трактора Белорус. Дифференциал и полуоси можно взять с какого-либо погрузчика. Подвеску на заднюю часть можно сделать, но это не очень целесообразно, обычно амортизация достигается за счет маленького давления в колесах.

Помимо наиболее простой конструкции, такой мини трактор обладает несколькими преимуществ:

  1. Большие производственные мощности, этот аппарат способен выдавать мощности близкие к большому трактору, особенно, если собрать полноприводной трактор с шарнирной рамой;
  2. Способность разворачиваться на минимальных площадях, радиус разворота этого аппарата минимален из-за ломаной конструкции рамы. Трактор можно развернуть на 360 градусов практически на одном месте, это особенно полезное свойство при вспашке земли;
  3. Малое потребление топлива, да этот показатель зависит и от конструктивных особенностей машины, но чаще всего потребление минимально;
  4. Относительно низкая стоимость сборки агрегата. Если приобретать такой трактор, собранный на заводе, то сумма заставит глаза поползти на лоб. А если сделать его самостоятельно, можно получить значительную уценку, так как для сборки используются конструктивные элементы, достать которые можно по самым низким ценам.

Чертежи - первый этап сборки

Чертеж минитрактора
Кинематическая схема минитрактора

Прежде чем браться за инструменты, нужно тщательно обдумать всю конструкцию самого трактора и схему сцепления двух его частей. Правильные чертежи - это основа основ. Лучше всего найти достоверные чертежи из посторонних источников, так как предусмотреть все конструктивные особенности очень тяжело, ведь трактор - это очень сложный комплекс взаимосвязанных механизмов. Необходимо продумать расположение всех элементов системы так, чтобы они могли качественно взаимодействовать между собой. Первым делом, на чертеж наносятся основные узлы трактора и место водителя. Если вы не особенно сведущи в вопросе составления чертежей, можно попросить опытного слесаря помочь вам с этой проблемой, а затем самостоятельно разобрать план и изготовить трактор.

Второй этап - чтение чертежей и сборка всей конструкции

Когда вы нашли необходимые чертежи можно переходить к поиску необходимых комплектующих и сборке их в единую систему.
Помните, при поисках деталей уделите наибольшее внимание трем группам запчастей: двигателю, ходовой части и коробке передач - они должны быть сняты с одного вида техники, таким образом, не нужно будет выполнять их подгонку друг под друга.

Выбор двигателя и трансмиссии

Двигатель УД-2

В выборе подходящих двигателей для самодельного минитрактора не блещет разнообразием, чаще всего приходится выбирать из того, что есть и больше всего подходит. Лучше всего по экономическим и производственным показателям, для установки на трактор такой конструкции, подходят 2 вида двигателя УД-2 или УД-4, но, вообще, можно использовать дизельные двигатели с одним или двумя цилиндрами. Можно, если удастся найти, использовать М-67, в его характеристиках основной является длительный срок службы при минимальных затратах на обслуживание.

Перед установкой такой двигатель обязательно модернизируется, в нем увеличивается передаточное число, также необходимо придумать систему охлаждения, так как на нем нет таковой. Для охлаждения можно устанавливать вентилятор, который крепится на коленвале с подведенным кожухом для направления потока воздуха.

Иногда в качестве силовой установки используют моторы от Москвичей или Жигулей. При этом, когда двигатели извлекаются из машин, вместе с ними достается и коробка передач с трансмиссией, помним, таким образом, не нужно выполнять подгонку и искать дополнительные детали.

Колеса выбираются исходя из целей для которых изготавливается транспорт. Если вы планируете использовать его только для перевозок грузов, их перетягивания и прочих подобных работ, то можно брать диски до 16 дюймов. Если предполагается использование минитрактора для полевых работ, лучше взять более массивные колеса с дисками от 18 до 24 дюймов, дабы улучшить качество сцепления колес с поверхностью.

Ломаная рама

Ломаная рама состоит из двух полу-рам, сцепление которых осуществляется шарнирным соединением. Чтобы сделать такое соединение можно использовать карданный вал с крупногабаритного грузового транспорта, например, ГАЗ-а. Если говорить именно о автомобилях ГАЗ, то не имеет значения, какая именно модель это будет, ведь в карданных валах любой из них нет практически никаких конструктивных особенностей. Саму раму лучше всего выполнять из швеллера, таким образом она будет достаточно прочной для выполнения абсолютно любых работ, а сам трактор способен выдерживать почти любые нагрузки.

Что касается отделки трактора, то ее можно выполнять из профиля любых характеристик. Так как прочность, например, для крыльев - это не самый важный показатель.

Некоторые особенности монтажа

Система управления в тракторах такого типа должна быть обязательно снабжена гидроцилиндрами, это значительно улучшит управляемость транспортного средства. Также нужно уделить внимание регулированию передаточного числа, оно должно выставляться на небольшие обороты. Это делается для того, чтобы трактор, при выполнении различных работ, не развивал слишком большую скорость.

Подвеска всех колес трактора независимая и жесткая, поэтому чтобы колеса какой-либо части, задней или передней, не зависали при прохождении сложных участков, можно предусмотреть возможность рамы вращаться, достаточно 15 градусов. Делается это внедрением в ломающуюся систему вертлюга от УАЗа, устанавливается он в передней части задней полу-рамы. Чтобы не было возможности большего переворота на пластине шарнира приваривается ограничитель.

В итоге получается очень практичная машина, которая способна обеспечивать выполнение всех нужд, возникающих при ведении домашнего хозяйства. На трактор с легкостью можно цеплять всевозможные приспособления для вспашки угодий, прицепы для перевозки грузов, сенокосилки и прочие приспособления.

Сделать мини трактор своими руками может каждый, главное, запастись необходимым инструментом, материалом и терпением. В итоге получается полноценная многофункциональная машина, которая позволяет обеспечить выполнение всех хозяйственных нужд владельца. Высокая проходимость, простота в использовании, многофункциональность - это те плюсы, которые вы получите после монтажа самодельного трактора.

Работа на дачном участке или небольшой ферме постоянно требует больших усилий со стороны владельца. Обработка земли, уборка сена, мусора, снега, доставка и внесение удобрений в почву. Выполнение такой работы вручную может стать непосильной ношей.

Облегчить задачу может малогабаритный трактор. К тому же, сделать минитрактор своими руками проще простого при наличии опыта в работе с техникой.

1 Преимущества самодельного мини трактора

Основные узлы самодельного минитрактора своими руками изготовить достаточно просто. К тому же стоимость такой процедуры при наличии необходимых деталей значительно ниже, чем покупка заводского варианта.

Чаще всего агрегаты берутся из старой (сломанной) домашней техники, а уже оставшиеся комплектующие докупаются. Если же в хозяйстве уже есть другая малогабаритная техника, например, мотоблок, задача упрощается еще больше. Поэтому экономичность является главным преимуществом .

Также к преимуществам такой техники относится возможность под себя настраивать габариты и комбинировать узлы на свой самодельный мини трактор. Стандартная заводская комплектация такую возможность исключает.

Что касается недостатков, то здесь можно выделить:

  • сложность разработки правильного чертежа;
  • поддержанное состояние большинства деталей;
  • проблемы в функционировании машины, в случае недостатка навыков при изготовлении.

2 Из чего состоит минитрактор самодельный?

Первое, что нужно сделать перед тем, как собрать любую технику – это определится, из каких узлов она состоит. Наипростейшее устройство малогабаритного трактора включает в себя следующие компоненты:

  • двигатель (в роли двигателя может выступать );
  • прочная силовая рама, на которой крепятся все остальные агрегаты;
  • гидравлическая тормозная система;
  • сборка с тормозными дисками;
  • ходовая часть, включающая колесные оси и колеса (также подвеска или механизм, который ее заменяет);
  • механизм для крепления навесного оборудования с возможностью подъема;
  • рулевая колонка;
  • удобное кресло для оператора;
  • задние и передние фонари.

Каждый из перечисленных узлов следует собирать исходя из четкого общего чертежа, чтобы не нарушить пропорции машины.

2.1 Какой двигатель выбрать?

В качестве силового агрегата можно подбирать самые разные варианты. Можно сделать малогабаритный трактор с двигателем зид. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель с объемом 4,5 литров вполне подходит для обработки земли, площадью до 2-3 гектар. Такой двигатель изначально предназначен для самодельных машин, очень прост в обслуживании и его легко можно найти в интернете.

Если в наличии есть старый запорожец, то силовой агрегат от него как нельзя лучше подойдет для самодельного трактора.

Машина с двигателем заз обладает мощностью до 40-50 лошадиных сил (в зависимости от типа двигателя). При этом если трансмиссия на машине также работает, ее устанавливают на раму вместе с двигателем.

Если подбирать наиболее оптимальный для самодельного трактора , то лучше сделать машину с с двигателем уд 2. Как и силовой агрегат зид, уд 2 разрабатывался Ульяновским заводом специально под самодельные машины для сельскохозяйственных нужд. Мощность у такого двигателя всего 4 л. с. Но для обработки небольшого поля его вполне хватит. К тому же он очень прост в ремонте.

Если же у домашнего умельца есть , то задача упрощается еще больше. В таком случае на самодельный минитрактор устанавливается уже не только силовое устройство, но и передний мост с тормозами и сцеплением, часть рамы и рулевое управление.

2.2 Из чего сделать раму самодельного минитрактора?

Прежде чем делать силовую раму, нужно определится с ее типом. Многие умельцы делают трактора с ломающейся рамой. Такой тип представляет собой сборку из двух половин, соединенных посредством подвижного сцепа. Ломающийся каркас позволяет уменьшить радиус поворота, что облегчает работу на небольших земельных участках и вблизи построек.

Чтобы сделать такую раму необходимы железные уголки или швеллера с маркировкой 8. При этом передняя полурама должна быть немного длиннее. Рекомендуемые габариты – 900 на 360 мм. Задняя часть каркаса собирается под размер 680 на 360.

После сборки каркаса, на переднюю часть доваривается поперек две трубы с квадратным поперечным сечением. Это подставка под двигатель. Все остальные подставки и уголки устанавливаются исходя из предполагаемой конструкции. Элементы желательно сварить. Обычные болты нагрузку могут не выдержать.

В качестве соединения между полурамами будут использоваться две вилки и шарнир. Для шарнира берутся подшипники и цапфа от автомобиля Камаз. Такой кардан позволит задней половине смещаться не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении. Сзади к раме приваривает пластина под навеску.

Если же решено было делать литую раму, две полурамы свариваются дополнительными швеллерами.

2.3 Как сделать ходовую для минитрактора своими руками?

Прежде всего, устанавливаются мосты. Для их установки на раму навариваются вертикальные стойки, укрепленные уголками. Лучше всего если самодельная передняя балка на минитрактор будет однотипной задней. В этом случае не будет необходимости подбирать придаточное число, что без должного опыта, практически невозможно.

Если рама не ломающаяся, проще всего будет взять ходовую часть из жигулей. Немного подправив ее по размеру, сразу устанавливаем на раму. В таком случае не придется отдельно искать редуктор для минитрактора. Он уже установлен на заднем мосту.

Если же рама ломанная лучше воспользоваться другой схемой. В этом случае передний мост на минитрактор лучше всего сделать из литого прута, с диаметром не менее 50 мм. Посередине с помощью полуцилиндрической накладки фиксируется шарнир, который будет отвечать за плавающие движения моста на ухабистых участках. На краях такой балки устанавливаются ушки для шкворней.

На ушки с помощью шкворней фиксируются камазовские цапфы с осями на ступицу. На них .

При желании можно сделать гидравлику на минитрактор своими руками и в домашних условиях. В этом случае берутся гидродвигатели от любой марки машины. Чтобы установить их на раму потребуются дополнительные карманы на каркасе. Сделать их можно стальными уголками. Двигатели фиксируются на каркас прочными болтами. Устанавливаются карманы с гидродвигателями вблизи ведущей оси. Каждый двигатель рассчитан на вращение одного из задних колес.

Чтобы организовать точное направление и скорость вращения над осью устанавливается . В передней части, рядом с основным двигателем устанавливается масляный бачок. Он должен поддерживать оптимальное давление. Посередине системы устанавливается специальная втулка, которая будет отвечать за качание переднего моста. Для отвода масла фиксируется стандартный золотник.

Гидравлика также позволит работать с дополнительным навесным оборудованием, автоматизировав его.

2.4

Навеска используется для соединения с дополнительным оборудованием. Кроме того, специальный механизм отбора мощности позволяет автоматизировать работу такого оборудования как или .

Наиболее надежным вариантом является трехточечная самодельная . Состоит навеска на минитрактор своими руками из двух тяг, которые можно взять от любого легкового автомобиля. Тяги крепятся к, заготовленной заранее, пластине одной стороной, а к навесному оборудованию другой. Третей точкой крепления будет дополнительная тяга и привод гидродвигателя, который будет передавать крутящий момент на рабочие органы навесного оборудования.

Чтобы все нормально двигалось, на пластину лучше закрепить движимый стержень с диаметров 40-50 мм, и уже на него крепить тяги навески.

2.5 Как правильно установить тормоза и сцепление

Тормоза устанавливаются на задние ведущие колеса. Наиболее оптимальным вариантом здесь будет взять заводской вариант из УАЗА. Тормозные колодки устанавливаются на диски, а управление выводится на соответствующую педаль внутрь кабины. При необходимости можно сделать тормоз ручным, под рычаг.

Если делать сцепление, то на минитрактор подойдет стандартный ременной тип. Наиболее простым вариантом является взять готовый механизм. Подойдет сцепление с УАЗА или Москвича. При небольшой мощности двигателя достаточно будет и ременной тяги мотоблока. Трубка, которая надавливает на ремень крепится к раме с помощью пружины, которая цепляется за ушко, приваренное посредине. Другой конец посредством рычага приваривается к педали.

2.6 Рулевая колонка и сиденье водителя

Рулевое управление самодельного минитрактора лучше всего взять из Москвича. Единственной особенностью такого механизма является то, что в стандартном варианте он поворачивает в обратную сторону. Поэтому вместо тяг Москвича устанавливаются тяги от Жигулей, а ступицы от Запорожца. Переводит систему в правильное направление специальный стальной рычаг, которй устанавливается между тягами и колонкой.

Что касается сиденья водителя, то оно устанавливается на пару приваренных к раме вертикальных уголков или на прямоугольные конструкции из труб с квадратным сечением. Для снижения колебаний во время работы, также можно сидение установить на стальные амортизаторы с дополнительной фиксацией тягами.

Для удобства из тонкой листовой стали или жести легко делается самодельная кабина на минитрактор.

2.7 Подробный обзор самодельного минитрактора (видео)

При ведении частного хозяйства просто не обойтись без трактора, хотя с самыми маленькими габаритами.

Особенно, если кто-то постоянно проживает за городом. Именно миниатюрные разновидности техники станут лучшим решением для данной задачи. Можно приобрести технику от известного производителя, но вариант создания самодельных мини тракторов для домашнего хозяйства своими руками проще. Это позволит сэкономить на денежных тратах.

Какой вариант лучше подходит для самодельного минитрактора

Машина с ломаной рамой многими признаётся как оптимальный вариант. В таком агрегате всего две части:

  • Задняя
  • Передняя.

Сцепление осуществляется при помощи специального шарнирного механизма. Все механизмы управления располагаются спереди. То же касается ходовой части. Рулевое колесо и гидроцилиндры становятся основными конструкциями, принимающими участие в управлении. На шарнире конструкция отлично изгибается.

Из-за чего меняется взаимное расположение обеих частей у трактора. Такое устройство позволит сэкономить на приобретении деталей, без которых монтаж невозможен.

По сравнению с передней, задняя часть такого комбайна имеет более простое устройство. Одной из главных деталей становится задний мост. Его закрепляют своими руками в ложементах, на лонжеронах у полуоси.

Потом эта конструкция используется, чтобы установить сиденье водителя. Здесь же находится приспособление для крепления навесных разновидностей оборудования.

Сами полуоси вместе с дифференциалом можно взять от погрузчиков, даже если они уже были в употреблении. Допускается и создание подвески для задней части, но не всегда это решение будет оправданным. Маленького давления в колёсах хватает для того, чтобы создать амортизацию.

Такой трактор для домашнего хозяйства отличаются не только простой конструкцией, но и другими преимуществами:

  1. Низкая стоимость сборки агрегатов. Можно применять конструктивные элементы с гораздо более доступной ценой, чем то, что собирается в заводских условиях.
  2. Малое потребление топлива. Показатель определяется конструктивными особенностями каждой конкретной модели, но чаще он сохраняет низкий уровень.
  3. Способность развернуться, даже если площадь минимальна. Ломаная конструкция рамы способствует минимальному радиусу разворота. Практически на одном месте техника может развернуться на 360 градусов. При вспашке земли это свойство принесёт особенно много пользы.
  4. Высокая производственная мощность.

Собираем маленький трактор из мотоблока

Самодельный минитрактор 4 на 2 сантиметра уже может справляться с большинством необходимых функций. Достаточно будет подготовки таких деталей, как:

  • Водительское сиденье небольших размеров.
  • Сигнальные фонари.
  • Ступицы.
  • Тяги.
  • Колёса.
  • Рама. Сооружается из металлических уголков, либо профильных труб.

Простого гидравлического навесного механизма хватит, чтобы обеспечить бесперебойную работу техники. Она даёт возможность добавить навесное оборудование. Которое выбирается в зависимости от проведения тех или иных видов работ.

Когда сами детали готовы, можно переходить к непосредственному процессу сборки своими руками. Из дополнительных инструментов понадобятся устройство для сварки вместе с электрической дрелью, гаечным ключом и молотком. Процесс сборки отнимет не больше нескольких дней.

Какие ещё детали можно использовать в работе

Можно использовать детали от старых автомобилей, если необходимость в них отпадает. Не важно, идёт речь об отечественных или зарубежных производителях.

Конструкция может быть оснащена большим количеством навесного, прицепного оборудования. Именно по данной причине мотоблоки считаются универсальными помощниками в хозяйстве. Его можно применять для любых работ, связанных с обработкой земли.


Возможна эксплуатация трактора совместно с телегой, у которой только одна ось. Тогда можно будет заниматься перевозкой различных материалов, включая песок или почву, строительный и другой мусор небольших габаритов. Водитель находится на сиденье с рессорами, в передней части тележки.

В тракторах-самоделках данного типа есть такие детали:

  • Прицепной механизм.
  • Приспособления, с помощью которых осуществляется управление.
  • Механизм в ходовой части.
  • Устройство, позволяющее регулировать мощность.
  • Трансмиссия.
  • Электрический двигатель, доступный в серии ВП-150М.

На раме квадратной формы своими руками размещаются практически все элементы. Саму раму можно соорудить, используя швеллер. Электродвигатели от мотороллеров отечественных производителей станут лучшими вариантами мотоблоков. Допустимо применение аналогов, имеющих мощность до 5,5 кВт. Главное, чтобы само устройство было одноцилиндровое.

У таких моделей есть встроенная коробка передач, которую устанавливают заранее. Обязательным элементом конструкции становится муфта сцепления вместе с зажиганием электронного типа. Центробежный вентилятор дополняет общую картину. Двигатели без этого устройства требуют постоянного охлаждения вручную.

О чертежах

На первом этапе нужно тщательно подумать о том, какой конструкцией будет обладать трактор. Схема сцепления частей так же не допускает ошибок. Основой основ поэтому становятся чертежи, составленные согласно всем правилам.

Лучше воспользоваться посторонними источниками для поиска подходящих вариантов. Но только в том случае, если достоверность информации не вызывает никаких сомнений.

Все элементы надо расположить так, чтобы они могли качественно взаимодействовать друг с другом. Место водителя вместе с основными узлами наносится своими руками на чертежи, в первую очередь. Помощь слесаря не будет лишней, если кто-то сомневается в своих навыках.

Есть три группы запчастей, требующих повышенного внимания: коробка передач, ходовая часть и двигатель. Лучше всего снимать их все с одного и того же вида техники. Тогда не возникнет необходимости в подгонке.

Трансмиссия и двигатель: правильный выбор

Выбор владельцу представляется небольшой. Требуется найти то, что лучше всего подходит согласно имеющимся характеристикам. Есть две разновидности двигателя, которые будут оптимальным решением, по экономическим показателям и производительности:

  1. УД-2.
  2. УД-4.

Но допустимо применение любого двигателя, у которого есть один цилиндр. Максимально допустимое их количество в конструкции – два. Если удастся найти вариант М67, то рекомендуется применять его. Основная характеристика – длительный срок службы, хотя затраты на обслуживание и ремонт остаются минимальными. Это один из ответов на вопрос, как сделать мини технику для обслуживания хозяйства.

Свой двигатель надо модернизировать перед тем, как начать установку. Это необходимо для увеличения передаточных чисел, создания грамотной системы охлаждения. Ведь изначально она отсутствует . Охлаждение осуществляется с помощью вентилятора, который закрепляется на коленвале, и снабжается подведённым кожухом, направляющим поток воздуха.

Моторы от старых Москвичей с Жигулями тоже могут стать силовыми агрегатами для подобных устройств. Если двигатели извлекаются из автомобилей, то одновременно производится съём коробки передач с трансмиссией. Тогда не придётся искать подходящие детали, делать подгонку.

Колёса надо выбирать в зависимости от целей, с которыми используется транспорт. Диски на 16 дюймов подходят тем, кто планирует перевозить грузы, проводить перетягивание и так далее. А вот с полевыми работами лучше справляются более массивные конструкции, до 18-24 дюймов. Такие характеристики улучшают сцепление с дорогой.

В заключение: некоторые особенности монтажа

Снабжение гидроцилиндрами обязательно для системы управления, которой снабжается минитрактор. В этом случае транспортное средство не доставит хлопот при эксплуатации. Максимум внимания требует и регулирование такого показателя, как передаточное число. Его рекомендуется выставлять с небольшими оборотами. Иначе трактор может развить слишком большую скорость.

Для всех колёс используют жёсткую, независимую подвеску. Лучше предусмотреть возможность вращения для рамы, минимум в пределах 15 градусов. Тогда при прохождении сложной части колёса не будут провисать, ни спереди, ни сзади. В ломающуюся систему для этого можно внедрить вертлюг от УАЗа. Его устанавливают в передней части полурамы. Ограничитель поможет защититься от ненужных переворотов.

Получаем машину с максимальной практичностью. Способную решить любые задачи, возникающие при ведении домашнего хозяйства. Полезной окажется возможность цеплять дополнительные устройства.

Как правило, сфера сельского хозяйства главным образом ассоциируется у многих из нас с обработкой земель. Однако для посева зерновых культур и выращивания овощей, ягод и фруктов необходимо не только вспахать почву и внести удобрения, но и обеспечить регулярный полив и прополку от сорняков. Конечно, если фермер имеет такую специализированную технику, как, например, мини-трактор, то он может заметно упростить выполнение многих видов работ. Говоря о данной технике, следует в первую очередь отметить ее небольшие габариты, но при этом она с успехом справляется с основными задачами: вспашка земли, рыхление, скашивание травы и прочими операциями, связанными с обработкой почвы.

Крупные агрокомплексы и фирмы основательно подходят к решению этого вопроса и, как правило, используют импортные или отечественные модели. Что же касается частных хозяйств, то ввиду ограниченности финансовых возможностей им часто приходится пользоваться самодельными мини-тракторами. Хотя такой подход к делу и позволяет сэкономить , однако процессы сборки сопряжен с определенными трудностями. Но все же многих это не останавливает, поскольку в силах каждого частного фермера сделать своими руками не просто мини-трактор самоделку, а сельскохозяйственную технику, которая после оснащения дополнительным оборудованием может использоваться для решения более широкого круга задач.

Самодельные мини-трактора: виды и особенности

К этому классу сельскохозяйственной техники принято относить три вида , каждому из которых присущи свои характеристики:

Самодельный мини-трактор: плюсы и минусы

В первую очередь подобные машины востребованы среди владельцев частных подсобных хозяйств. Там они используются для выполнения таких задач, как вспышка огородов, вывоз и уничтожение отходов от спила деревьев, а также облагораживание территории.

Плюсы

Это техника обладает определенными преимуществами , которые обеспечили ей популярность:

Минусы

Недостатки у такой техники также имеются. Сюда следует отнести то, что владельцу придется самостоятельно искать комплектующие для машины. В том случае, если в процессе сборки была использована какая-то редкая деталь, то ему довольно сложно будет отыскать такую же на замену ей. Однако наиболее распространенной является практика, когда для сборки мини-тракторов своими руками чаще всего используются комплектующие, которые в случае выхода из строя можно будет легко найти.

Решив самостоятельно собрать мини-трактор самоделку, чтобы ездить на нём по дорогам общего пользования, имейте в виду, что у вас должно быть разрешение на это. В противном случае вы рискуете получить штраф за переоборудование автомобиля.

Как сделать самодельный минитрактор своими руками

Главный вопрос, который возникает у тех, кого заинтересовал минитрактор - как сделать эту машину? Существует множество способов, позволяющих собрать самодельный мини-трактор в домашних условиях. Сам процесс сборки этой техники выглядит следующим образом:

Если обратиться к сети, то там можно найти множество самых разных чертежей для сборки самодельного мини-трактора. Поэтому, подобрав подходящую схему, можно сразу приступать к работе, ориентируясь на тот или иной вариант, или же внести изменения в готовый с учетом своих потребностей и задач.

Заключение

Владельцы частных хозяйств и фермеры вынуждены решать множество задач, в том числе, как именно обрабатывать землю. Проще всего приобрести специальную технику, однако с учетом высоких цен, по которым предлагаются многие западные и отечественные машины, большинство землевладельцев склоняются к тому, чтобы собрать своими руками минитрактор для обработки земли. В принципе, эта задача вполне решаемая , главное – понять, с чего начать процесс изготовления этой техники. Желательно вначале подготовить чертеж, чтобы четко знать, какие детали должны присутствовать в самодельном мини-тракторе.

Самый простой вариант - воспользоваться опытом других народных умельцев, которым уже приходилось решать подобную задачу. В сети есть немало ресурсов, где выкладываются даже полные чертежи, которые могут стать проектом для создания самодельного мини-трактора своими руками. После этого останется только подготовить требуемые материалы и инструменты, после чего можно приступать к делу.

Ручная работа в приусадебном хозяйстве отнимает много сил и времени. Вспашка земли, окучивание картофеля, перевозка грузов — все это тяжелый физический труд, который могут облегчить маленькие . Имея опыт слесарных и сварочных работ, можно изготовить минитрактор своими руками.

Выбор параметров

Тип деятельности, для которого предназначена техника, определяет параметры будущей машины. Размеры самодельного минитрактора будут зависеть от ширины колеи, величины агрегатов и элементов трансмиссии, а мощность двигателя связана с такими характеристиками, как тяжесть перевозимого груза, тип грунта, количество используемых плугов. Поэтому до начала строительства трактора для домашнего хозяйства своими руками необходимо определиться со следующим:

  1. Габариты. От них зависит маневренность и возможность работы на малых участках.
  2. Мощность и тип двигателя. Дизельные двигатели более подходят для такой техники по причине хорошей тяги на низких оборотах. Дизель на 25% экономичнее бензинового двигателя при одинаковой мощности. Он более неприхотлив и долговечен.
  3. Используемое оборудование будет зависеть от мощности двигателя, крутящего момента на ведущих колесах, высоты дорожного просвета. Если техника будет использоваться в зимний период, то нужно предусмотреть крепление отвала для расчистки снега.
  4. Наличие ВОМ. Он нужен для подключения картофелекопалки, сенокосилки, насоса поливальной системы.

Какие чертежи понадобятся

Для того чтобы иметь четкий план работы над проектом постройки минитрактора, понадобятся его чертеж или эскиз. Они составляются исходя из требуемых параметров и тех сборочных единиц, которые нужно установить.


Сборка трактора в домашних условиях происходит из узлов мотоциклов, мотоблоков и автомобилей, бывших в употреблении. Поэтому чертежи составляются на основе тех агрегатов, которые есть в наличии.

Сначала рисуется схема, на которой размещаются двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, шасси. Эти сборочные единицы выстраиваются согласно их конструктивных особенностей и размеров. Составляется кинематическая схема передачи крутящего момента от двигателя до ведущих колес. Затем на чертеже отображаются конструктивные особенности:

  • габариты рамы;
  • материал;
  • точки крепления агрегатов, подвески;
  • усиливающие конструкцию элементы.

Остальные чертежи не так важны, как рамный чертеж, потому что они постоянно корректируются во время изготовления.

Как сделать самодельный минитрактор

Простейший вариант сделать мини трактор своими руками — это переделать бывший в употреблении мотоблок. В нем есть почти все необходимое для постройки:

  • двигатель;
  • сцепление;
  • коробка передач;
  • тракторные колеса с полуосями.


Раму от мотоблока можно использовать как фрагмент рамы минитрактора. Там имеются крепления для двигателя и коробки передач. Сборку нужно производить в следующей последовательности:

  1. Сварить из металлопроката раму со всеми крепежными узлами.
  2. Установить задний и передние мосты.
  3. Закрепить двигатель и элементы трансмиссии.
  4. Собрать рулевое управление.
  5. Закрепить топливный бак, водительское кресло, защитные кожухи.
  6. Сварить устройство для установки навесного оборудования.
  7. Провести электрооборудование и установить осветительные приборы.

В качестве основы можно взять . Для его переделки не требуется мощная рама. Достаточно квадратной трубы сечением 100 мм. С одной стороны крепится сам культиватор, а с другой устанавливается рулевое управление с педальным узлом. Тросы управления газом и сцеплением подключаются к педалям. В середине конструкции устанавливается сиденье для водителя. В задней части варится прицепное устройство.

Рама для самодельного минитрактора

Движение минитрактора происходит по бездорожью, поэтому силовым рамам свойственно испытывать нагрузки на кручение. Лучше всего для них подходит швеллер, уголок или труба квадратного сечения. Размер рамы будет зависеть от габаритов агрегатов и величины нагрузки.

Конструкция рамы представляет собой прямоугольник или трапецию. Для того чтобы увеличить маневренность трактора, делают переломную раму. Она состоит из двух прямоугольных половин. Та часть, на которой устанавливается двигатель, делается длиннее.


Чтобы увеличить прочность, на раму навариваются дополнительные перемычки, уменьшающие нагрузку от скручивания, а угловые части усиливаются косынками.

Двигатель

Самодельные трактора комплектуются автомобильными, мотоциклетными и многоцелевыми двигателями. Установка того или иного варианта зависит от необходимой мощности. В советское время популярными были чертырехтактные бензиновые двигатели ЗИД, УД 2, которые выдавали 4,5 — 9 лс, в зависимости от модели. Эти моторы были неприхотливы и имели моторесурс 3000 моточасов.

В данное время стали популярными двигатели китайского производителя Лифан. Их мощность варьируется в широком диапазоне от 2 до 27 лс. Моторы выпускаются с разным положением вала, что позволяет их устанавливать на раме в любом положении. Также имеется линейка дизельных двигателей, которые больше подходят тракторам. Для увеличения крутящего момента на некоторые модели установлен понижающий редуктор, катушка освещения и электростартер. Поэтому самодельный минитрактор с двигателем Лифан будет комфортным в эксплуатации.

Трансмиссия

Задача трансмиссии мини трактора самоделки заключается в том, чтобы передавать крутящий момент с двигателя к ведущим колесам, изменять скорость движения и обеспечивать реверс.

При движении на пониженной передаче двигатель от перегрева защищается дополнительной системой охлаждения. В зависимости от применяемого мотора и от колесной формулы схема трансмиссии может быть разной:

  1. Простая. Крутящий момент передается через ременное сцепление, которое установлено на КПП.
  2. Сложная. Чтобы передать крутящий момент, нужно использовать карданные валы.


Сложная схема часто применяется на самоделках с переломной рамой. Это трудоемкий вариант для самостоятельного изготовления. Для этого делается колесная формула 4х4 с раздаткой Нива.

Рулевое управление

Для изготовления рулевого управления применяются стандартные запчасти и механизмы автомобилей. Нагрузка на рулевое управление минитрактора меньше нагрузки на рулевое управление автомобиля, поэтому можно использовать детали, бывшие в употреблении. Для изготовления понадобятся:

  • руль;
  • рулевая колонка;
  • редуктор рулевого механизма;
  • рулевые тяги
  • рулевые наконечники.


При сборке все крепится стандартным образом как на автомобиле. Исключение составляют рулевые тяги, которые идут от сошки рулевого механизма и соединяются с рулевыми наконечниками. Их придется укоротить. Это связано с тем, что колея минитрактора меньше колеи автомобиля.

Для установки рулевой колонки и рулевого механизма на раме нужно приварить кронштейны креплений. Высота рулевого вала подбирается таким образом, чтобы руль доставал до уровня солнечного сплетения водителя.

Передний и задний мост

Мосты служат для передачи крутящего момента от карданного вала на ведущие колеса. Ширина колеи минитрактора составляет 700-1200 мм, поэтому стандартные мосты от автомобилей не подходят и нуждаются в доработке.

Для того чтобы сделать задний мост, берется мост от автомобиля Москвич или ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107.

Для минитрактора редуктор заднего моста обязательно должен быть с дифференциалом.

Чтобы уменьшить колею, чулок заднего моста разрезается с обеих сторон от редуктора и уменьшается на разницу в ширине колеи. Полуоси, идущие внутри, обрезаются на такую же величину. Чтобы полуоси можно было соединить с фланцами, на них нарезаются шлицы. Или применяется другой подход: нарезается резьба на полуосях и на внутренней части фланцев, затем полуоси закручиваются во фланец, после чего места соединения завариваются.

Для того чтобы закрепить задний мост на раме, на корпус редуктора наваривается швеллер. Мост должен иметь подвижность относительно рамы. Для этого швеллер и рама закрепляются не жестко, а через две рулевые тяги.


Для заднеприводного мини трактора передний мост делается в виде балки. Для этого нужно:

  1. Подготовить поворотный кулак от Москвича или Жигулей в сборе с шаровыми опорами.
  2. Вырезать четыре пластины толщиной 5 мм. Высверлить в них отверстия под шаровые пальцы.
  3. Прикрутить пластины к шаровым опорам. Затем эти пластины сварить между собой при помощи уголков. По два уголка на один поворотный кулак.
  4. При помощи стальной трубы квадратного сечения 50х50 мм свариваем в общую конструкцию.
  5. Поворотные кулаки могут располагаться как на автомобиле, так и быть перевернутыми, если этого требует конструкция рулевого управления.

Для того чтобы передняя балка имела подвижность относительно рамы, ее нужно установить через шарнир. Подойдет карданная крестовина, ограниченная качанием в одной плоскости.

Колеса и тормоза

Поскольку для постройки минитрактора используются стандартные агрегаты от автомобилей, то у них можно позаимствовать тормозную систему.

В роли главного тормозного цилиндра можно использовать цилиндр от сцепления. Он меньше по размерам и его легче установить. Для эффективного торможения достаточно установки тормозов на одну ось. Если задний мост был взят от автомобиля, то все необходимое для подключения тормозов уже есть. Нужно лишь провести тормозные трубки от главного цилиндра к рабочим. Бачок для тормозной жидкости можно взять стандартный.

В качестве колес подходят автомобильные диски на 14 дюймов с одетыми на них тракторными покрышками.

Кабина для минитрактора

Чтобы создать защиту водителя от движущихся и вращающихся деталей, нужно установить защитные кожухи вокруг агрегатов и сделать кабину. Для этого сваривается на раме каркас из тонких стальных труб круглого или квадратного сечения. Он должен сформировать моторный отсек, который будет изолировать двигатель. Затем прикручиваются листы жести на этот каркас. Один лист необходимо закрепить на шарнирах, чтобы иметь доступ к мотору. Он будет капотом.


Хороший обзор на минитракторе обеспечивает кабина открытого типа. В ней устанавливается сиденье и элементы управления. Для защиты от дождя и снега можно сделать съемный навес.

Гидравлика

Гидравлическая система предназначена для управления навесным оборудованием. Она опускает плуг в начале борозды и поднимает его в конце. Также эта система управляет бульдозерным отвалом.

Установка гидропривода на минитрактор потребует следующих действий:

  1. Смонтировать гидронасос. Он приводится в действие от ременной передачи двигателя. В качестве насоса можно взять гидроусилитель руля от автомобиля либо шестеренчатый насос НШ-10. Он создает давление в масляной магистрали 160 атм.
  2. Подобрать гидроцилиндры для навесного оборудования и для отвала. Подойдут цилиндр от трактора МТЗ и привод рулевого управления от комбайна Нива. При выборе нужно руководствоваться диаметром поршня — чем он больше, тем большее усилие создаст шток цилиндра.
  3. Для управления системой потребуется гидравлический распределитель. Например, Р 80-3/4 222, который установлен на тракторах ЮМЗ, МТЗ. Его нужно поставить в моторный отсек, а рычаг управления вывести в кабину.
  4. Смонтировать гидроцилиндры, приводящие в действие оборудование. Для этого нужно дополнительно приварить кронштейны к раме. При установке кронштейнов надо помнить, что чем меньше угол между вектором приложения усилия и направлением движения механизма, тем мощнее должен быть гидроцилиндр.
  5. Подсоединить вал отбора мощности, в качестве которого подойдет шестеренчатый гидромотор ГМШ — 32. Редуктор гидромотора устанавливается в любом месте где подсоединяется оборудование, требующее ВОМ.


Использование предлагаемых деталей не является аксиомой, их можно заменить аналогами.

Минитрактор из муравья

Собрать простейший минитрактор можно из отжившего свой век грузового мотороллера Муравей. Его плюсом является тяговитый двигатель и наличие 4 скоростей. Привод на задние колеса можно оставить как на мотороллере, только заменить ступицы на автомобильные, для установки колес большего диаметра.

Управление рулем следует сделать как на автомобилях, при помощи балки и рулевой трапеции. Это позволит сильнее нагружать переднюю часть и сделает конструкцию более устойчивой.