» » Почему упали обороты двигателя. Почему падают обороты? Конденсат или точка росы - возможно ли такое

Почему упали обороты двигателя. Почему падают обороты? Конденсат или точка росы - возможно ли такое

Очень многим владельцам подержанных автомобилей знакома такая проблема, как «плававающие» обороты холостого хода. Подобная неприятность может возникнуть как на совсем старых автомобилях, которые оснащены карбюратором, так и на более современных, которые уже работают на инжекторе. Сразу оговоримся, что решить проблему на карбюраторном двигателе гораздо дешевле и проще, а вот как обстоят дела с инжекторными моторами, мы постараемся выяснить.

Для начала необходимо немного уделить внимание устройству инжектора. Если проводить аналогию с карбюратором, то, говоря на простом языке, можно сказать, что карбюратор имеет полностью механическое управление, т.е., водитель сам управляет подсосом, регулируя силу подачи воздуха в цилиндры двигателя. В инжекторе все «механические» обязательства на себя берет электроника. Разумеется, что электроника, или микрокомпьютер, осуществляет управления с помощью нескольких установленных датчиков, и вот если последние начинают работать неправильно, или вообще перестают работать, начинаются проблемы с оборотами, так как компьютер управления просто не может определить, что ему делать.

Возможные причины «плавающего» холостого хода

Как уже говорилось, наиболее уязвимым звеном системы электронного управления являются . Один из основных – это датчик холостого хода. Как правило, этот датчик крепится в районе датчика управления . Проверка датчика осуществляется с помощью мультиметра. Процедура проверки датчика достаточно проста. Необходимо осуществить замер сопротивления между контактами, которые входят в колодку датчика. При этом, зажигание автомобиля должно быть выключено. Условно контакты имеют обозначения A, B, C, D. Сопротивление между контактами должно находиться в пределе от 40 до 80 Ом. Если в ходе замера вы получили другие показания, значит, датчик холостого хода нуждается в замене.

Еще один датчик, который довольно часто «хандрит» — это датчик массового расхода воздуха, или ДМРВ. Чтобы протестировать работу датчика, необходимо, включить зажигание, но не запускать двигатель. Напряжение проверяется уже известным нам мультиметром. Необходимо замерить напряжение контактов, к которым подключаются зеленый и желтый провод. Допустимое значение датчика ДМРВ составляет от 0.9 до 1.2 В. Кроме того, неисправность датчика можно определить и по свечам зажигания. Если на них присутствует нагар черного угольного цвета, это также может быть сигналом о том, что необходимо произвести замену неисправного датчика.

Менее распространенной причиной неровных холостых оборотов двигателя может быть нарушение работы в системе EGR. Этот датчик расположен во впускном и отвечает за вывод . Точнее, датчик отвечает за вывод большей части отработанных газов, и незначительное число вновь закачивает в цилиндры двигателя, чтобы уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу, а также добиться полного сгорания и энергоотдачи топлива. Рекомендуется периодически чистить датчик, чтобы сохранять его нормальную работу.

Почему датчики выходят из строя?

Существует 2 основные причины выхода датчика из строя. Во-первых – это низкое качество топлива: всевозможные добавки, которые содержит отечественный бензин, его низкое октановое число не только засоряют датчики, но и становятся причиной нарушения работы электроники. Во-вторых, датчик может выйти из строя из-за превышения его ресурса работы, что является вполне естественной причиной. Установка низкокачественного, или бракованного датчика – это само собой разумеющееся.

Немного о замене датчика

Если в случае с карбюраторным двигателем все просто, можно обойтись без стендов и проделать весь ремонт в домашних условиях, то с инжекторами ситуация обстоит куда сложнее. Во-первых, сами датчики, которые являются лишь небольшим звеном в цепочки ДВС, стоит солидные деньги, за которые, к примеру, можно провести капитальный ремонт карбюратора. Во-вторых, заменить датчик в гаражных условиях невозможно, так как после крапотрилвой работы его замен и подключения, вероятно, что необходимо будет заново «прошить» инжектор, чтобы добиться полного «выздоровления» автомобиля. Разумеется, что подобная работа проводится с помощью компьютерно-диагностических программ.

К счастью, датчики имеют довольно солидный срок службы и способны не доставлять проблем владельцу автомобилю порядка 150-200 тыс. км. Однако если вы являетесь обладателем далеко не нового автомобиля, с достаточно внушительной цифрой на одометре, будьте готовы к тому, что очень скоро могут возникнуть неполадки.

Многие владельцы инжекторных автомобилей могли наблюдать эффекты, когда на холостом ходу (ХХ) вдруг падают обороты. Особенно часто это явление происходит, когда мотор прогрет до рабочих температур. Иногда обороты падают настолько низко, что мотор глохнет. Давайте разберемся, что может провоцировать низкие обороты холостого хода на прогретом двигателе, а также узнаем, почему они падают. Данная информация будет полезна каждому.

Истоки нестабильной работы двигателя на ХХ

Как будет складываться картина, если блок управления не получит данные о количестве и объеме потребляемого воздуха? Так, например, реакция датчика дроссельной заслонки будет следующей - частота оборотов вначале вырастет, но затем топливная смесь начнет беднеть, вследствие чего и установятся низкие обороты на горячем двигателе. Причина этого одна - уменьшилось количество потребляемого мотором воздуха.

Однако случается и наоборот - топливная смесь обогащается, и двигатель снова начинает набирать обороты. Такие циклы могут чередоваться бесконечно, это плавающие обороты. Особенно актуальна проблема низких оборотов холостого хода на прогретом двигателе зимой.

На некоторых автомобилях события могут развиваться и по-другому - обороты растут, к примеру, до 2000 об/мин, да так и остаются. Причина в том, что инжектор впрыскивает повышенные порции топлива. Количество воздуха не растет, в противном случае двигатель смог бы поднять обороты и до 3 тысяч, правда, затем все равно бы начал глохнуть.

Качество топлива

Когда падают обороты холостого хода на прогретом двигателе, не стоит снимать со счетов топливо. Возможно, что проблема и не связана с электроникой, датчиками или исполнительными механизмами. Может быть, все дело в том, что водитель заправляет более низкооктановый бензин, а ЭБУ рассчитано на высокооктановые марки. Отсюда и обедненная смесь, поэтому блоку управления ничего не остается, как работать так.

Возможные причины

Итак, из-за чего возникает данная проблема? Одни из самых уязвимых звеньев в инжекторных двигателях - это датчики. Один из элементов, который напрямую влияет на работу двигателя и его качество, - это датчик холостого хода. Зачастую найти его можно около дроссельной заслонки. Это шаговый электродвигатель с конусной запорной иглой. Когда дроссель закрыт, воздух попадает в обход заслонки по каналу холостого хода, что перекрывается иглой.

Еще один виновник того, что очень низкие обороты на холостом ходу, - это Воздух - второй важный компонент для приготовления топливной смеси после бензина. Поэтому если смесь достаточно бедная, то большим оборотам взяться неоткуда.

Когда в работе системы возникают сбои, то ЭБУ не может верно подобрать и рассчитать пропорции топливной смеси в режиме ХХ. В результате работа двигателя будет нестабильной, обороты начнут падать и подниматься.

Менее распространенной проблемой низких оборотов холостого хода на прогретом двигателе может быть неправильная работа системы EGR, а точнее ее клапана. Элемент установлен в впускном коллекторе и его функция - вывод отработанных газов. Это не что иное, как Периодически датчик необходимо очищать.

Не лишним будет также убедиться в отсутствии подсоса воздуха в системе и проверить, в каком состоянии находится дроссельная заслонка. Часто проблема низких оборотов может быть связана с грязной заслонкой или механическими ее повреждениями, деформациями. Нередко случается, что по тем или иным причинам заслонка заклинивает - отсюда и еще одна причина низких оборотов.

Почему умирают датчики?

Специалисты выделяют две причины низких оборотов холостого хода. Одна из них связана с низким качеством топлива. Зачастую заниженное октановое число не только очень сильно загрязняет рабочую поверхность датчика, но также может стать причиной различных нарушений в работе электронных блоков.

Кроме того, нередко датчики выходят из строя по причине банального брака или превышения ресурса работы. Недорогие датчики вполне могут оказаться низкокачественными или бракованными. Вот почему низкие обороты холостого хода появляются на авто.

Как исключить подсос воздуха?

Для того чтобы исключить либо же подтвердить подсос в систему лишнего неучтенного воздуха, проверяют герметичность системы подачи воздуха.

Для этого можно снять воздушный патрубок и подуть в него из компрессора либо насоса. Шланг можно поместить в воду. Так получится выявить трещины и другие дефекты.

Как проверить датчик холостого хода?

Чтобы проверить работоспособность датчика, рекомендуется использовать мультиметр. Процедура проверки очень проста. Заменяют сопротивление между контактами в колодке датчика. При этом важно, чтобы зажигание было включенным. Сопротивление между различными парами контактов должно быть в пределах от 39,5 до 81 Ом. Если в ходе замеров мультиметр выдает другие показания, тогда следует заменить датчик.

Проверяем ДМРВ

Итак, сперва для проверки включают зажигание. Мультиметром нужно проверить напряжение. Замеряют его между контактами с зеленым и желтым проводом. На различных автомобилях напряжение может варьироваться от 0,9 до 1,2 В. Можно определить выход датчика массового расхода воздуха из строя и по внешнему виду свечей - черный угольный нагар говорит о том, что его лучше заменить.

Как очистить регулятор холостого хода (РХХ)?

Когда имеется проблема низких оборотов холостого хода на прогретом двигателе, в некоторых случаях ее можно устранить промывкой ДХХ. Для этого обесточивают автомобиль. Регулятор расположен на дроссельном узле, ниже ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки). Следует подготовить чистую ветошь, отвертку, жидкость в аэрозольном баллончике - это может быть любое средство для чистки карбюраторов или инжекторов.

Чистка начинается с демонтажа - для снятия достаточно открутить крепежные винты. Иногда встречаются и болты. После того как датчик удалось вынуть из его посадочного места, можно начать процесс очистки. Работу осуществляют при помощи ветоши, обработанной жидкостью из баллончика.

Необходимо также побрызгать из баллончика на иглу. Последняя на различных моделях авто может быть как металлической, так и пластиковой. Очиститель не испортит пластик. Но жидкость не должна попасть под пружину. Если это все-таки случилось, то рекомендуется как можно быстрее продуть датчик сжатым воздухом. Если этого не сделать, то жидкость вымоет внутреннюю смазку, что станет причиной полного выхода РХХ из строя.

Заключение

Как видно, провоцировать низкие обороты двигателя на холостом ходу могут лишь несколько датчиков. Но даже один небольшой элемент может существенно испортить жизнь владельцу автомобиля, особенно если обороты падают не всегда. Но это не проблема, ведь решить данный вопрос можно легко, без больших капиталовложений.

Отлично, если автомобиль исправен, и единственная забота, которая побеждает автолюбителя - это открыть капот и долить воды в бачок омывателя, да проверить уровень масла. Но такая идиллия может в хоть какой момент окончиться, и вы замечаете, что обороты мотора стали неравномерны, а это означает только одно - пора обратиться к спецу автосервиса. Но некие обладатели автомобилей пробуют без помощи других совладать с неувязкой. Попробуем разобраться, что непосредственно можно сделать, столкнувшись с схожей ситуацией, и почему обороты мотора то подымаются, то падают.

Движки с впрыском горючего.

Когда таковой недостаток встречается у мотора, имеющего электрический впрыск горючего, может быть, это связано с лишним подсосом воздуха. Компьютер автомобиля регулирует поступление воздуха в цилиндры, это состоит в том, что по его команде на определённое время открываются клапаны инжекторов.

Выходит, что когда поступает очень много воздуха, датчики, отвечающие за положение дроссельной заслонки, подают сигнал компу. Таковой сигнал может поступить во время прогрева машины и это нормально, а вот когда происходит то же самое в другое время, компьютер не соображает, что делать с этим сигналом, и пробует отрегулировать систему и подстроиться. Но такие пробы завершаются плачевно, и происходит неизменное изменение оборотов мотора на холостом ходу, обычно, в границах от 800 об/мин до 1200 об/мин с периодичностью примерно 3 секунды.

Для того чтоб привести автомобиль в норму, следует сделать последующее. Для начала нужно закрутить винт, регулирующий обороты XX, пытаясь уменьшить избытки воздуха, поступающие через стандартное отверстие. Это может в итоге посодействовать отрегулировать поступление воздуха, и движок начнёт работать на ХХ как положено.

Поступая так, не всегда можно достигнуть хотимого результата, и можно испытать другой вариант. Воспользовавшись пассатижами, попытайтесь поочередно пережать резиновые трубки. В этом случае, когда вы нашли, что при следующем прижимании трубки движок начал работать нормально, означает, неисправность найдена, и нужно далее разбираться, в чём дело.

Для начала нужно снять трубку, перекрыть отверстие и попробовать отыскать причину неисправности. Проверяем всю трубку и выясняем, к какому устройству она ведёт. В большинстве случаев трубка приведёт к пусковому устройству, а может быть к одному из клапанов либо в устройство, поддерживающее обороты. Предназначение перечисленных выше устройств состоит в пропуске воздуха, не используяработу дроссельной заслонки. Компьютер, фиксируя их работу, наращивает подачу топливной консистенции.Выходит,что после прогрева мотора, когда онработает в штатном режиме, дополнительный воздух, поступающий через открытый клапан устройства, препятствует обычной работе. Требуется отметить, что движки отдельных марок, к примеру, конторы Тоета 1G, имеют прогревочное устройство и блок дроссельной заслонки как одно целое, т.е. никаких трубок меж ними нет.

После того, как вы прожали все трубки и не нашли никаких улучшений в работе мотора, смело сможете снимать воздуховод, находящийся перед блоком дроссельной заслонки. Через отверстие трубки, находящейся перед дроссельной заслонкой, происходит поступление воздуха в обход этой заслонке. Нужно завести движок и заткнуть отверстие пальцем. При всем этом понаблюдайте за оборотами мотора. Если они нормализовались, то набрызгайте в отверстие хоть какой воды, созданной для очищения (чего-нибудть наподобие спрея для чистки карбюратора), и здесь же заглушите движок. После проведения этого деяния, добавьте ещё маленькое количество очистительной воды, и пусть всё это постоит минут 15, а позже запустите движок вновь. Полностью может быть, что эти деяния увенчаются фуррором, и клапан прогревочного устройства опять заработает нормально. Ну, а если эти деяния оказались не действенными, то следует заткнуть отверстие чем-нибудь наподобие пробки. В таком случае работа мотора нормализуется, но при всем этом не будет прогревочных оборотов. Во время пуска «на прохладную» работу придётся делать водителю с помощью педали акселератора, до того времени, пока не будет произведена подмена блока дроссельной заслонки. Можно испытать отремонтировать неисправный шток.

Следует отнестись со вниманием к тому, что движки с впрыском в неотклонимом порядке имеют устройство, измеряющее количество всасываемого воздуха. Это, так именуемые, расходомеры на впускном трубопроводе, расположенные за воздушным фильтром (варианты — терморезисторный у Nissan, механический у Тоета и пр.). А может быть после вакуумного датчика, идущего после дроссельной заслонки. Отыскать эти детали не составит труда, к ним идут провода, может быть три, а может и больше. Если снять трубопровод, отвечающий за попадание воздухак дроссельной заслонке, скорее всего, что устройство отключится и полностью может быть, что движок не запустится. Потому учитывайте эту особенность.

Ещё один момент. Движки с впрыском имеют устройство принудительного увеличения оборотов холостого хода, способное пропускать воздух, что, в свою очередь, вызывает сбои в работе мотора. Довольно нередко оно размещено сверху и незамеченным не может быть. Это устройство похоже на моторчик с проводами, идущими к нему. Пережав трубку, ведомую к нему, тоже можно сделать работу мотора.

Это устройство в то время, когда запускается движок, открывает клапан, обеспечивая приток воздуха, и как он заведётся, устройство закрывает клапан. Его основное назначение — принудительное увеличение оборотов XX. Срабатывает устройство не только лишь во время пуска мотора, но также и при дополнительных нагрузках. В данном случае неравномерная работа мотора (обороты мотора то подымаются, то падают) - следствие того, что клапан «не держит». Тут есть два выхода - подмена всего устройства, либо установка новейшей прокладки с прочисткой устройства. Неувязка в том, что нередко эти устройства нереально разобрать.

Основная причина неравномерных оборотов, нередко встречающаясяу этих движков, это то, что заедает клапан вентиляции картера (по-другому — сапун). Популярнейший метод ремонта - сняв трубку вентиляции, заткнуть её. На патрубок, который находится на клапанной крышке,следует надеть резиновую трубку и не на чем же не закреплять, пусть просто висит. Примером могут стать старенькые авто «Москвич», «Жигули», которые расслабленно ездят при таковой системе, но, естественно, наилучшее решение - подмена сапуна.

Давайте еще разглядим предпосылки, почему обороты карбюраторного мотора то подымаются, то падают.

Предпосылкой неравномерной работы карбюраторного мотора может стать ошибочно отрегулированный серводвигатель, предназначение которого открывать дроссельную заслонку, зависимо от необходимости.

Тут сперва нужно отвинтить регулировочные винты серводвигателя, его привод дёргается сразу с конфигурацией оборотов. Такая мера полностью может стать эффективной, и движок начнёт работать нормально. Нередко бывает, что авто-владельцы, имеющие опыт в регулировке и ремонте «Жигулей», пробуют без помощи других отрегулировать ХХ в импортной машине. Нужных познаний у их нет, и они начинают действовать по способу «тыка», крутя всё, что под руку попадется, вдруг да поможет. А винт регулировки в карбюраторе - это упрямый винт дроссельной заслонки. Поэкспериментировав с регулировкой, подобные «спецы», не получив результатов, оставляют автомобиль в разбалансированном состоянии, ведь они не знают, какое первоначальное состояние было у регулировки систем. А за этими действиями следуют жалобы на «провалы», когда происходит нажатие на педаль газа, либо на неравномерную работу мотора, а могут сетовать на лишний расход горючего либо непростой пуск мотора.

Бывает, что происходит поступление воздуха через прокладки, расположенные меж коллектором и карбюратором, на которых образуются трещинкы. Для определения недостатка нужно набрызгать очиститель по периметру прокладки. Если работа мотора стала лучше, означает, неувязка в прокладках.

Коснёмся кратко работы дизельных движков.

Неравномерная работа дизельного мотораможет происходить и при 1000 об/мин, и при 1500 об/мин, а не только лишь на холостом ходу. В главном, обороты мотора то подымаются, то падают, так как заедают подвижные лопасти питающего насоса, что может быть следствием ржавчины от воды, которая есть в горючем. Обычно, это типично для автомобилей, издавна не эксплуатирующихся. Потому, вот вам совет - перед тем, как бросить автомобиль на долгое пребывание в гараже, нужно добавить к топливной консистенции литр моторного масла, и в последний денек ездить на таковой консистенции. Движок начнёт дымить, но детали в ТНВД будут покрыты масляной плёнкой. Правда, экологические службы не обрадуются.

В этом случае, когда движок работает, а обороты то падают, то подымаются, нужно подкачать топливную смесь при помощи ручного насоса (кнопки). Ситуация улучшится, так как произойдёт насильное созданиенужногодавления горючего в ТНВД (топливный насос высочайшего давления). В таковой ситуации нужно снять ТНВД, разобрать его и произвести чистку. Но когда будете создавать разборку, вооружитесь бумагой и ручкой, и кропотливо фиксируйте последовательность работы, чтоб в предстоящем было просто его собрать.

Попытайтесь провести работу без помощи других, но при отсутствии положительных результатов отчаливайте на 100, где ваш автомобиль гарантированно приведут в порядок, а заодно и вас «похвалят».

Многие автомобилисты сталкивались с тем, что на автомобиле начинался эффект падения оборотов на холостом ходу. Зачастую, это приводит к тому, что двигатель и вовсе глохнет. Данный эффект имеет множество причин, которые необходимо срочно устранить, чтобы не вызвать еще больших проблем.

По каким причинам падают обороты

Много автолюбителей вовсе не смотрят за состоянием своих автомобилей, а уж тем более за двигателя. Зачастую, последствия могут выразиться в неисправности, которые перерастут в капитальный ремонт, который потянет не маленькую сумму денежных средств . Именно, по этим причинам, если возникают неисправности с движком, необходимо вернуть ему нормальную функциональность.

Итак, рассмотрим, основные причины, которые приводят к тому, что на холостых оборотах падают обороты:

  • Нарушена регулировка винтов «количества» и «качества»

Распространённая причина низких оборотов холостого хода на карбюраторах типа «Озон». Зачастую подкрутки винтов регулировки топлива бывает достаточно, что восстановить нормальные обороты.

  • Неправильно отлажен уровень топлива

Помимо падения оборотов двигателя на холостом ходу это приводит к падению мощности. Мотор может глохнуть или запускаться после долгих мучений. Долгая работа на обеднённом топливе может привести к отказу мотора.

  • Посторонний воздух попадает в карбюратор

«Подсос» лишнего воздуха может нарушать работу двигателя. Другой вариант - загрязнён воздушный фильтр и воздуха попадает недостаточное количество.

  • Некачественное топливо

Двигатели, рассчитанные на потребление качественного топлива, могут барахлить или отказывать, если их «покормить» топливом более низкого качества, например, 92-й вместо 95-го. Более того, на двигатель может обрушиться масса новых проблем, которые придётся решать, поэтому лучше использовать хороший бензин.

Бывает и так, что бортовой компьютер начинает показывать неточные данные. Если по ощущениям с двигателем всё отлично, но электроника настойчиво говорит о наличии проблемы, можно попробовать подключать исправный БК и проверить на нём.

  • Пора менять свечи зажигания

Определение причины неисправности

Помочь в определении причины, почему упали холостые обороты, помогут следующие шаги.

  1. Если нет дополнительных признаков падения оборотов (например, вибрации) - можно проверить двигатель на другом бортовом компьютере.
  2. Проверить датчики.
  3. Осмотреть свечи зажигания.
  4. Убедиться, что уровень топлива и холостого хода отрегулирован верно
  5. Убедиться, что в карбюратор не «подсасывает» лишний воздух.
  6. Осмотреть воздушный фильтр на наличие загрязнений.

Подходы к решению проблемы

Когда все причины определены, можно перейти к устранению неисправностей. Конечно, существует разное количество способов решить проблему, но не стоит забывать о том, что необходима определенная последовательность действий. Стоит рассмотреть вопрос более детально.

Отрегулировать уровень топлива и холостого хода

Регулировка холостого хода на карбюраторах типа «Озон». Понадобится тахометр и шлицевая отвёртка. Проводить работы нужно на прогретом двигателе. Поворачивая винт «количества» по направлению хода часовых стрелок, можно добиться увеличения оборотов.

Если же с помощью одного винта «количества» решить эту проблему не удаётся, нужно подключить винт «качества», на котором, если им ещё не пользовались, может стоять заводская заглушка. Её можно вытащить, ввинтив в пластмассу подходящий саморез и вытащив его.

Регулировка обыкновенно проводится в 2-3 (несколько) заходов.

Заменить свечи

Даже если свечи недавно были заменены, они могут быть некачественными или бракованными. Оригинальные запчасти всегда лучше более дешёвых аналогов. Падающий ХХ нередко намекает на эту неисправность.

Заменить топливо

С помощью датчиков необходимо проверить давление в системе подачи топливо и наличие загрязнителей. После чего нужно поменять топливо на более чистое и качественное. В крайнем случае, следует задуматься о том, чтобы заправляться на АЗС другой компании.

Проверить воздушный и топливный фильтры

Воздушный фильтр может быть загрязнён. По мере загрязнения фильтра количество воздуха, которое поступает в двигатель, уменьшается. Понижается мощность двигателя и значительно увеличивается потребление топлива.

Воздушный фильтр нужно прочистить или, что приоритетнее, заменить. Лучше всего проводить эту процедуру заблаговременно, чтобы в будущем избежать других проблем.

Промыть датчик холостого хода

Если в датчик попадает масло и другие загрязнители, он выходит из строя. Датчик чистится средством для промывания карбюраторов и аэрозольной жидкостью. Приборчик необходимо вытащить и промыть. Аэрозольной жидкостью аккуратно очищается игла. Будьте внимательны, чтобы жидкость не попала во внутренности (то есть под пружину), во избежание выхода его из строя.

Вывод

Падение оборотов двигателя - довольно распространённая проблема. Она может случиться не только по какой-либо одной причине - при сильном износе мотора бывает, необходим комплексный подход, причём поломки могут быть довольно специфичными. В таком случае, возможно, следует обратиться за профессиональной помощью.

Нестабильность оборотов холостого хода – очень частая неисправность топливной системы двигателей внутреннего сгорания. Сама по себе ситуация, когда скачут обороты, никаких вредных последствий не имеет, но, как правило, если резко отпустить педаль газа при переключении на нейтральную передачу, двигатель . При интенсивном дорожном движении, остановке в пробке или на перекрестке это чревато аварией. Поэтому выявление причины поломки и ее устранение является первоочередной задачей.

Инжекторные и карбюраторные двигатели внутреннего сгорания имеют практически одинаковые причины нестабильности холостого хода, но вызываются они дефектами или неправильной работой совершенно разных узлов, поскольку организация подачи топливовоздушной смеси в цилиндры у них существенно различается.

Общие причины нестабильности холостого хода

Инжекторные и карбюраторные двигатели имеют практически одинаковую систему зажигания. Наиболее частая причина отказов связана с повреждением свечных проводов. Их устройство таково, что проверить исправность самостоятельно не всегда возможно. Тем более что снятый и неподвижный провод может показать правильные значения сопротивления, а при вибрации работать нестабильно. Пробой изоляции можно иногда заметить в темноте по голубоватому свечению в поврежденных местах. Лучший вариант проверки – установка заведомо исправных проводов зажигания. Если работа двигателя изменилась в лучшую сторону, значит, высоковольтные провода требуют замены. Когда падают обороты двигателя в сырую погоду, в этом также, скорее всего, виноваты свечные провода.

В карбюраторных двигателях виновником может служить .

Обороты упали при подсосе воздухе

Почему падают обороты в этом случае? Иногда обороты двигателя скачут при подсосе воздуха после карбюратора или датчика массового расхода воздуха. В карбюраторной системе питания это вызывает обеднение рабочей смеси, а в инжекторной по показаниям датчика расхода воздуха в цилиндры поступает одно количество, а на самом деле немного больше, что также обедняет рабочую смесь.

Для проверки нужно воспользоваться аэрозолем для промывки карбюраторов. Его нужно распылить в подозрительных местах соединений во время работы мотора. Изменение характера работы (обычно резко возрастают обороты) укажет место подсоса воздуха.

В моторах, оснащенных датчиком кислорода (лямбда-зондом), источником проблем может быть подсос воздуха в выпускном тракте на участке до лямбда-зонда. Он, определяя лишний воздух после камеры сгорания, считает, что смесь обедненная, и увеличивает подачу топлива, в результате чего, соответственно, плавают обороты мотора машины.

Неисправности системы холостого хода карбюраторных двигателей

В старых агрегатах с карбюратором наиболее частая причина отказов кроется в засорении жиклеров холостого хода неотфильтрованными частицами в топливе или отложениями смол, также попадающими вместе с топливом. В карбюраторах с электромагнитным клапаном холостого хода именно клапан может вызвать неправильную работу системы.

Для проверки нужно на остановленном двигателе снять разъем питания с клапана и после включения зажигания поставить его на место. Отсутствие характерного щелчка подскажет о неисправности электромагнитного клапана.

Для промывки карбюратора в домашних условиях можно воспользоваться жидкостью для промывки в аэрозольном баллончике.

Неисправности системы холостого хода инжекторных двигателей

В инжекторных автомобилях виновником того, что скачут обороты холостого хода, наиболее часто выступает регулятор холостого хода. Это шток, высота которого регулируется шаговым электродвигателем. Загрязнение штока смоляными отложениями от некачественного топлива наиболее распространено. Шток при этом двигается резко, рывками, на определенных участках он может полностью застопориться, при этом плавают холостые обороты двигателя. Отмываются отложения при помощи жидкости для промывки карбюраторов.

Строго говоря, практически все датчики могут влиять на нестабильность холостого хода. Начиная от датчика массового расхода воздуха и заканчивая лямбда-зондом. Поиск неисправного элемента удобнее производить при помощи системы диагностики. Если автомобиль оснащен бортовым контроллером, то на нем будет код ошибки, принятый в данном устройстве. По коду можно определить, какой из данных элементов неисправен.

Проверка датчиков положения распределительного и коленчатого валов

Некоторые датчики можно проверить вольтметром. Это датчик массового расхода воздуха, распределительного вала и датчик коленвала. Последние два диагностируют, подключив вольтметр к массе и сигнальному проводу при включенном зажигании, но незаведенном двигателе. При медленном вращении коленчатого вала прибор будет показывать периодические скачки напряжения. При неисправности датчика коленвала мотор, скорее всего, не заведется, а вот с нерабочим датчиком распредвала (датчик фазы) двигатель будет работать. Только при этом хода, а при движении возможны провалы или произвольное увеличение оборотов, поскольку система питания переходит от режима фазированного впрыска к режиму одновременного впрыска, и обороты скачут независимо от режима движения.

Проверка датчика массового расхода топлива

Для проверки этого элемента необходим цифровой вольтметр с пределом измерения 2 В. Вольтметр подключается к сигнальным клеммам ДМРВ при включенном зажигании. В частности, на ВАЗе это клеммы 1 и 3. Значение напряжения исправного элемента должно находиться в диапазоне 0.99–1.01 В. Напряжение более 1.05 В говорит о выходе его из строя. При этом возможны перебои в работе двигателя на всех режимах.

Рассматриваемый датчик ремонту не подлежит. Попадание влаги на него при промывке чувствительного элемента гарантированно выводит его из строя.

Плавающие обороты при неисправном датчике кислорода

Датчик кислорода, или лямбда-зонд, измеряет содержание кислорода в отработанных газах и на основании полученных данных определяет параметры качества рабочей смеси, выдавая сигнал на обеднение или обогащение ее. Устройство работает нормально только после того, как прогреется до рабочей температуры – не менее 300 градусов. Поэтому большинство из них дополняются системой косвенного подогрева для ускорения выхода на рабочий режим. Неисправность подогрева или загрязнение рабочих поверхностей датчиков продуктами сгорания вызывают неточности в определении содержания кислорода, в результате чего работа двигателя будет нестабильной.

Датчик температуры

Электронный блок управления (ЭБУ) при запуске холодного двигателя повышает обороты холостого хода, поскольку при низкой температуре работа двигателя неустойчива, и он может заглохнуть. По мере повышения температуры ЭБУ постепенно снижает обороты и приводит их к минимуму при достижении минимальной рабочей температуры. Для ее измерения применяется датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный на блоке цилиндров. Не следует путать его с датчиком температуры, установленным на радиаторе, который служит для включения вентилятора.

Проверка датчика температуры производится путем измерения его сопротивления омметром. Исправный элемент при комнатной температуре имеет сопротивление в несколько десятков килом, а при нагреве до 200 градусов (можно аккуратно воспользоваться зажигалкой) падает в десятки раз. Если при нагреве датчика показания прибора не меняются, то можно сделать вывод, что он неисправен.

Заключение

Мы рассмотрели несколько ситуаций, при которых плавают обороты двигателя. Чтобы решить проблему, точно установив ее причину, лучше обратиться к специалистам на станцию ТО.