» » Что такое марка и модель автомобиля? Пять модификаций автомобиля, которые абсолютно бесполезны Расшифровка цифровых индексов.

Что такое марка и модель автомобиля? Пять модификаций автомобиля, которые абсолютно бесполезны Расшифровка цифровых индексов.

Понятие модификация автомобиля существует в двух параллельных измерениях, о которых мы сегодня поговорим. Модификацией называют специальную серию определенной модели машины, на которой устанавливались определенные детали. К примеру, у Chevrolet Niva есть модификация FAM-1 с более мощным и современным силовым агрегатом, также компания выпустила специальную серию «Тундра», которую можно считать модификацией. В отличие от основной модельной линейки модификация зачастую имеет определенные несоответствия в дизайне. Для многих заграничных производителей модификация машины может отличаться типом петель на крышке багажника.

Но есть и другое восприятие термина модификация автомобиля. Если вы спросите об этом профессионала на автомобильном сервисе, вам скажут, что модификация - это изменение определенных функций машины путем переустановки программного обеспечения или выполнения агрегатных изменений. То есть, это процесс модифицирования определенных возможностей машины. Впрочем, даже смена сидений на более удобный вариант будет расценена как модификация. Разберемся с основными понятиями и особенностями этого непростого термина.

Почему важно знать заводскую модификацию вашего автомобиля?

На заводе достаточно часто проводят различного рода эксперименты, которые призваны улучшить качество и функциональность автомобиля. В одном годе выпуска вашей модели могут стоять одним типа деталей, а в следующем - совершенно другие. Подобные модификации позволяют производителю не только усовершенствовать машину и проводить различные изменения конструкции между выпусками разных поколений.

Важной задачей подобных изменений является серьезная мотивация владельцев ехать за обслуживанием и за деталями непосредственно на официальные станции. Только здесь могут качественно оценить ту или иную модификацию автомобиля, предложить необходимые запчасти и нормально произвести необходимый ремонт. Также компания может диверсифицировать производство запчастей и достичь прочих выгод:

  • интеграция в систему машины качественных элементов иных производителей (к примеру, свечи или фильтры Bosch);
  • изменение рекомендаций по обслуживанию автомобилей, что снижает эффективность работы неофициальных сервисных центров;
  • производство большого ряда запчастей, увеличение необходимого ассортимента для автомобильных магазинов;
  • разгрузка производства, использование свободных или не столь загруженных линий изготовления деталей;
  • дополнительные предложения услуг на официальных станциях в виде специализированного обслуживания;
  • тестирование и проверка работоспособности различных технологий на практике с помощью их внедрения.

Мы далеко не всегда знаем обо всех тонкостях двигателя, который установлен в нашем автомобиле. Его модификация обязательно обозначена в маркировке, но согласитесь, при покупке вы не будете изучать значение каждой цифры и буквы этого длинного кода. Производители нередко тестируют свои новые технологии, производя опытные варианты двигателей под серийное производство. Особенно такими системами работы грешат бюджетные изготовители техники.

Потому модификация достаточно важна, ведь с учетом этого фактора можно купить проверенный автомобиль с хорошим силовым агрегатом. Также знать модификацию машины необходимо для покупки двигателя. Часто в автомобильных магазинах нам предлагают услугу подбора запчастей по модели и году выпуска. Это очень грубый подход, ведь модификация включает такие особенности, как тип и серия силового агрегата, коды всех основных узлов и даже имя дизайнера, внесшего ту или иную правку в изначально существовавшую технику.

Модификация авто - самостоятельное изменение параметров машины

Производители настоятельно не рекомендуют самовольно менять параметры автомобилей, внедряться в работу агрегатов и ставить дополнительное оборудование. Даже установка столь популярного сабвуфера в систему музыки в машине может считаться модификацией и влияет на реальное качество работы электрической цепи машины. Также такие изменения затрагивают работу генератора, заставляя его выполнять свои функции под постоянным давлением.

Ужесточение условий работы основных агрегатов - это важное изменение в работе тех или иных узлов машины. Тем не менее, этой возможностью не пренебрегают многие владельцы автомобильной техники. Благодаря разумной модификации можно значительно увеличить максимальную скорость и мощность машины, добиться более функциональной работы некоторых важных узлов. Наиболее важные возможности самовольной модификации следующие:

  • смена программ компьютерного управления системами автомобиля - установка новых прошивок;
  • дополнение автомобиля определенными элементами комфорта, которые потребляют электричество;
  • смена деталей салона для получения более выразительного комфорта поездки на автомобиле;
  • установка колес большего диаметра, смена тормозных дисков и колодок с целью визуального их выделения;
    интеграция стоек и амортизаторов с другими настройками, которые отличаются от заводских стандартов;
  • смена двигателя или его капитальный ремонт с расширением диаметра цилиндров и поршней;
  • установка газобаллонного оборудования с целью экономии средств на расходе топлива.

Нужно признать, что компании-производители крайне негативно относятся к любым типам модификации. Если вы решили произвести подобный процесс на своей машине, будьте готовы отказаться от гарантии и прочих важных особенностей. Также после модификации лучше не приезжать на официальный сервис. Путем приведения важных доводов вас уговорят вернуть на место заводские детали, что будет стоить невероятно дорого.

Учитывая отсутствие рекомендаций производителя на предмет модификации автомобиля, вы делаете этот процесс исключительно на свой страх и риск. Потому нужно выбирать более качественные детали, а также пользоваться услугами специалистов, которые подскажут оптимальные пути решения любых сложных задач. Такой подход поможет достичь хороших результатов самостоятельной модификации.

Как не стоит модифицировать автомобиль?

Многие покупатели новых качественных авто сразу же после приобретения стремятся произвести определенные модификации. Замена дисков, установка новых сидений, спортивное рулевое колесо и газобаллонное оборудование - это серьезный список популярных модификаций, но производить все дополнения и изменения сразу не рекомендуется. Наиболее оптимальным решением для любой модификации вашего автомобиля будет выбор такой последовательности:

  • обкатка машины на заводских колесах без особых изменений в конструкции авто, чтобы не потерять гарантию;
  • использование только заводских деталей для ремонта в первые 10-15 тысяч километров пробега;
  • регулярное обращение в официальный сервис в случае наличие заводских недостатков в машине;
  • только после уверенной обкатки можно задуматься о проведении каких-либо модификаций;
  • после выполнения изменений в главных конструкционных особенностях также нужно провести аккуратную обкатку;
  • не следует внедряться в работу таких важных устройств, как двигатель, КПП, а также тормозная и рулевая система;
  • менять настройки работы основного оборудования также не рекомендуется.

Производитель дает много важных и правильных рекомендаций по эксплуатации транспорта. Если у вас отечественное авто, модификации действительно могут помочь вам в более экономичной и качественной эксплуатации. Но проводить изменения после покупки качественного европейского или японского автомобиля не стоит. Наслаждайтесь заводскими настройками и не делайте свой транспорт менее надежным. Предлагаем посмотреть видео о модификации отечественного транспорта, точнее, о том, что может из этого получиться:

Подводим итоги

Использование достаточно простых и известных технологий позволит вам провести модификацию просто и быстро. Но последствия данного процесса могут заставить вас неприятно удивиться. Помните, что практически любая идея модификации машины, которая возникал в ваших мыслях, уже приходила в голову другим владельцам машины. Для безвредного выполнения такого изменения можно найти владельца авто, который уже сделал данный процесс.

Чтение отзывов и общение с опытными специалистами в области обслуживания автомобилей поможет вам получить больше качественной информации. С таким подходом вы сможете обеспечить только удачные модификации вашего автомобиля. Помните, что современная техника достаточно нежная и не любит экспериментов с заводскими настройками. Доводилось ли вам проводить самостоятельные модификации автомобиля?

Марка и модель авто нельзя отнести к идентичным понятиям, как предполагают некоторые. Если разобраться, то между ними можно найти огромные отличия. Одна марка машины может иметь довольно много моделей.

Марка авто относится к базовому понятию. Иначе можно назвать, как бренд или торговый знак. Можно привести совершенно посторонний пример: Nokia N8. Эта фраза дает нам понять, что перед нами телефон марки Nokia, модели N8. Тоже самое касается автомобилей: марка , а модель может быть Octavia или Yeti. Но, чаще всего, маркой машины стараются определять ее принадлежность к какому-либо автоконцерну. К примеру, автомашина ВАЗ. Марка ВАЗ указывает, что этот автомобиль сделан на заводе АвтоВаза.

Практически машина какой-либо марки имеет модели, и не одну. Модель рассказывает о типе транспортного средства (какой тип кузова), выпускающегося под какой-то определенной маркой. Примером может стать модельный ряд марки Subaru – Forester, Outback, Impreza, DRZ, Legacy, Tribeca или WRX. Чтобы было понятней, что представляется собой модельный ряд марки авто, приведет пример: семья Петровых состоит из Маши, Пети, Кати, Степана. Каждый носит фамилию Петров, но имена у них при этом разные. То же самое можно сказать и о семействе Suzuki — это Swift, SX4, Vitara.

О чем говорит название модели автомобиля

Название марки может иметь разное происхождение. Это может быть в виде аббревиатуры – БМВ (в переводе с немецкого будет звучать, как «Баварские моторные заводы»). А « » носит с гордостью свое название благодаря дочери главы концерна, представительства во Франции. Если рассматривать модели Мерседес более подробно, то обращаешь внимание, что каждая модель в своем названии содержит букву и цифру. Буква говорит о принадлежности к классу, а цифра – об объеме двигателя (это касается легкового транспорта) – Е320 или А180. Это говорит о том, что кузов машины относится к классу Е, а объем его двигателя составляет 3,2 литра. Точно также можно расшифровать и другой пример: кузов А с объемом двигателя 1,8 литра. Таким образом, можно сделать вывод, что представительского класса машины марки Мерседес имеют обозначение S, а к бюджетной серии относят букву А.

А если вы хотите со своего мобильного найти и приобрести автомобиль, можно воспользоваться приложением Яндекс Авто на андроид. Скачать его можете здесь — ссылка .

Цифровые тайны автомобилей

Некоторые марки машин, в которых название моделей имеет только набор цифр. В основном это касается китайского производителя. Некоторые модели имеют такой большой набор цифр, да и само название готово к запоминанию только самого менеджера салона. Некоторыми производителями автомашин марка в своем названии содержит набор цифр, которые указывают последовательность производства. То есть Toyota Land Cruiser 80, 100,200.

На авто, на которых имеются наклейки типа 4WD или AWD, или же 4*4 указывает на тип полноприводной трансмиссии. Но так как большинство концернов стремятся к собственной индивидуальности, но на крышке их багажников можно уже увидеть некоторые аббревиатуры- TDSi (Ford) или JTD (Fiat), что говорит об укомплектованности этих авто дизельными двигателями.

Разнообразие машин

В мире огромное разнообразие эмблем марок авто. Каждая из них указывает на качество авто, выпущенный определенным автопроизводителем. Не каждому автолюбителю дана возможность определить марку машины по ее значку.

У изображения знака очень глубокая история. Становление каждого из них проходило в течение длительного времени, так как не каждому предприятию было дано работать в сфере производства транспортных средств. Со временем значки регулярно усовершенствовались.

Надо сразу отметить, что количество эмблем, существующих в мире соответствуют количеству марок машин. Невозможно сделать точный подсчет количества всех марок машин в мире. Ни один источник не содержит такой информации.

Если в душе вы вечно молодой или в том случае, если вы действительно молодой человек, любящий автомобили, то вам наверняка приходили в голову различные мысли о том, что было бы неплохо затюнинговать своего "железного коня". После вмешательства авто должно будет быстрее разгоняться, круче влетать в повороты, машина будет останавливаться быстрее. Жизнь станет раем, и из обычного автомобиля "ласточка" превратится в настоящий спортивный болид, к тому же все это можно сделать за сущие копейки!

Как вы понимаете, бесплатный или очень дешевый сыр можно найти только в мышеловке, поэтому предоставляем нашим читателям список модов, которые лучше всего избегать, потому что толку от них нет никакого.

5. Вставка вместо катализатора

Если вы рьяный поборник экологии и пикетировали штаб-квартиру VW с самодельными расписными плакатами во время начала дизельного скандала , то вам лучше пропустить эту часть статьи. Оказывается, что есть люди, для которых забота об уровне выбросов их автомобилей совсем не заботит. Для них важнее максимальная производительность двигателя, всем остальным можно пожертвовать в угоду скорости и динамики.

На какие ухищрения они только не идут, страшно сказать. Есть по мнению таких тюнеров очень дешевый и простой способ, при помощи которого можно заставить двигатель «дышать» лучше, увеличив пропускную способность системы выпуска. Моды такого типа наиболее распространены. Простая труба, которая крепится вместо удаленного катализатора.

ТЕОРИЯ: установка врезки на место катализатора (каталитического конвертера-нейтрализатора) полой трубы должна увеличить пропускную способность выхлопных газов, увеличить продувку цилиндров и соответственно .

РЕАЛЬНОСТЬ:

по существу, в нем (катализаторе) находится элемент, который «сжигает» нехорошие газы, выходящие из двигателя (угарный газ и несгоревшие в цилиндрах углеводороды). Проходя через фильтр, и таким образом очищаясь, выхлопные газы становятся менее вредными. Вставка заменяет эту систему прямоточной трубой, предполагая, что более прямой (беспрепятственный) ток газов увеличит мощность двигателя.

Отчасти это правда, но применительна она к некоторым старым турбированным и наддувным двигателям, где от подобной врезки может быть практический толк. Большинство же выхлопных систем на новых двигателях не страдают от этого, да и большинство современных автомобильных компьютеров не заметят разницы, чтобы что-то действительно серьезно изменилось в плане мощности.

Если вы обеспокоены пропускной способностью выхлопной системы, лучше подберите качественный высокопроизводительный каталитический нейтрализатор с увеличенным диаметром труб. Так, вы по крайней мере, получите определенные измеримые выгоды без какой - либо головной боли.

4. Гоночное топливо (топливо для гоночных автомобилей)

Еще одна бесполезная вещь, о которой уже начинает потихоньку мечтать наша автоинтеллигенция. За рубежом этот эликсир давно в ходу. И определенный небольшой процент людей, кому не жалко двигателя своего автомобиля, иногда заливают в свои баки этот специализированный состав. Плюсы, которыми руководствуются экспериментаторы обычно сводятся к тому, что спортивное топливо создает среду, в которой детонация (преждевременное сгорание топлива) очень маловероятно, благодаря чему можно ускорить работу наддува, установить закись азота и т.д.

ТЕОРИЯ: гоночное топливо должно добавить автомобилю много дополнительных лошадиных сил и расширить возможности его тюнинг

РЕАЛЬНОСТЬ:

на самом деле заливать спортивное очень вредно для неподготовленного (обычного) двигателя. Специфический состав топлива просто убьет ваш мотор.

Большинство гоночных видов топлива этилированны, в отличие от неэтилированного топлива, которое вы ежедневно заправляете на , а это означает, что подобный вид топлива несовместим с катализатором, в течении короткого времени продукты его сгорания просто засорят его. То же самое чуть позже произойдет с датчиком кислорода.

В гоночный автомобиль, специально настроенный под питание подобным видом топлива, его заливать конечно же имеет смысл.В обычный автомобиль лить такое категорически НЕЛЬЗЯ! Во-первых, вредно. Во-вторых, бесполезно.

3. Регулируемые занижающие пружины

С завода автомобили приезжают с настроенной подвеской. Ее настройка- есть компромисс между управляемостью и комфортом. Чем больше у вас одного, тем больше другого вы теряете. Вот почему самые удобные и комфортабельные часто не в состоянии также быстро проходить повороты, как это делают машины на спортивной подвеске.

Однако, если вы готовы жертвовать мягкостью подвески в угоду скорости прохождения поворотов, для этого на прилавках автомагазинов есть десятки или даже сотни разнообразных вариантов, способных с той или иной степенью эффективности изменить работу подвески вашего автомобиля.

Одним из наиболее качественных способов, при помощи которого вы сделаете из вашего «дивана» жесткий болид- установка хорошего (действительно качественного) набора стоек и пружин или сделанную по индивидуальному заказу систему подвески с регулируемыми койловерами.

Они сделают авто более жестким, но вместе с этим и более управляемым, центр тяжести снизится, крены уменьшатся, машина станет предсказуемой.

ТЕОРИЯ: подвеска сможет сотворить чудеса в плане управляемости машиной. И не важно какой кит вы поставите, дешевый или самый дорогой, они все работают одинаково.

РЕАЛЬНОСТЬ:

чаще всего ставят набор регулируемых универсальных пружин, по мнению многих- это наиболее рациональный и простой способ сделать машину послушной. Они и стоят дешево, и вроде как выполняют свою работу. Ключевые слова в этом «вроде как».

Для того, чтобы автомобиль управлялся хорошо, пружины и распорки должны быть четко подобраны, что означает, каждая пружина, на каждой оси должна согласовываться с балансировкой и весом автомобиля, в зависимости от того, какие настройки и какое качество езды вы хотите получить.

Кроме того, стойки или амортизатор должен быть мощным и прочным, для того, чтобы принять на себя более жесткие удары. С дешевой псевдо-универсальной системой у вас не окажется не только никаких внятных обозначений, какие пружины там стоят (подобрать под вашу машину их будет нереально), но также на такой жесткой и супер-зажатой подвеске под удары дороги попадут ваши пассажиры, элементы подвески, рычаги, амортизаторы. Все очень быстро придёт в негодность, и вместо радости управляемости вы получите разочарование ремонта.

Вместо этого, приобретите набор распорок и подобранных пружин от известного производителя, или систему с регулируемыми койловерами, которая не требует сборки. Ваши пассажиры будут вам благодарны.

2. Short Ram Air Intake

Физику сложно перехитрить. Даже если вас хотят убедить в обратном. Один из примеров того что лучше не ставить на автомобиль, если вы не хотите ухудшить его показатели, Short Ram Air Intake. Во-первых, эта система не даст увеличения всасывания воздуха в цилиндры, во-вторых она способна даже уменьшить мощность двигателя!

Проблема заключается в том, что для того, чтобы она начала работать с какой- либо разумной эффективностью, вы должны иметь возможность ездить очень быстро, создавая серьезный набегающий воздушный поток. И даже этого будет недостаточно, укороченная система забора воздуха не будет нормально функционировать.

Да, изгибы у нее минимальны, и вроде бы воздушный поток будет проходить быстрее, не задерживаясь, но беда заключается в том, что вся эта антинаучная прелесть стоит под капотом, в очень горячей коробке. А как мы знаем из курса школьной физики, нагретый воздух имеет меньшую плотность, чем холодный, значит и поступать он будет в цилиндры в меньшем объеме, и этот факт трудно будет чем-либо исправить, даже увеличенной скоростью подачи воздуха в камеру сгорания.

К такого рода конфигурациям впуска особенно чувствительны безнаддувные версии автомобилей, высокие температуры в подкапотном пространстве способны навсегда убрать изрядное количество лошадиных сил.

Лучше купить хороший или что еще лучше, установить грамотно спроектированную систему холодного впуска, забирающую воздух из-за пределов моторного отсека.

1. Свечи зажигания

Если кто-нибудь попытается продать вам свечи зажигания с обещаниями прибавки лошадиных сил, то одно из двух: они либо глупцы, либо лжецы. Все созданы для одного- инициировать цикл сгорания, с двумя возможными режимами работы: «on» и «off». Как и в кабеле HDMI, либо сигнал идет по нему, либо его нет. Единственное рациональное объяснение замены- выход из строя свечи или .

Не верите нам, поверьте специалистам самого большого производителя свечей зажигания NGK:

Распространенным заблуждением является то, что замена свечей зажигания приведет к значительному увеличению мощности. В большинстве случаев, замена даже серьезно изношенных свечей зажигания приведет лишь к очень скромным результатам увеличения мощности, как правило, около 1-2% от общей мощности двигателя. Этот показатель может быть даже меньше для управляемых компьютером транспортных средств, в первую очередь потому, что большинство новых автомобилей имеют более мощные системы зажигания, и компьютер машины может вносить коррективы, так что условия эксплуатации транспортных средств окажутся более сглаженными.

Многие люди думают, что достаточно просто дать больше искры и от этого будет сгорать больше топлива. Они не понимают, что большинство новых автомобильных двигателей настолько эффективны, что они сжигают все доступное топливо. Простое добавление напряжения искры не может сжечь больше топлива, потому что его просто не будет.

Когда двигатель получает новый набор свечей зажигания, пиковая эффективность восстанавливается. Прирост мощности, при этом обычно минимален.

Налоговым кодексом предусмотрены дифференцированные ставки транспортного налога в том числе для грузовых и легковых автомобилей. Однако проблема заключается в том, что далеко не всегда паспорт транспортного средства позволяет однозначно судить о типе ТС в целях исчисления транспортного налога.

Пунктом 1 ст. 361 Налогового кодекса предусмотрено, что ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в размерах, указанных в данной норме. В свою очередь, согласно соответствующей таблице различные ставки определены в том числе для:
- автомобилей легковых;
- мотоциклов и мотороллеров;
- автобусов;
- автомобилей грузовых;
- других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.
Но при этом вопрос о том, по каким критериям транспортное средство следует относить к тому или иному типу, Налоговый кодекс не разъясняет.
Как разъясняют специалисты Минфина и ФНС, основываться в данном случае следует на сведениях, которые предоставляются органами, осуществляющими регистрацию ТС (Письмо Минфина России от 22 ноября 2007 г. N 03-05-06-04/42, ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204). И прежде всего в этом смысле, каким органом зарегистрировано ТС.
Так, согласно порядку регистрации транспортного средства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938, здесь может быть два варианта. В соответствии с п. 2 данного документа все ТС, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД. В свою очередь, все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в Гостехнадзоре. Следовательно, если ТС налогоплательщика зарегистрировано в последнем, то ставку транспортного налога следует однозначно определять как для самоходного транспортного средства.
Если же за соответствующей услугой налогоплательщик обращался в ГИБДД, то еще необходимо разобраться, о каком именно автомототранспорте идет речь.

Наименование (тип ТС)

Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств нужно руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII (далее - Конвенция).
Однако сами представители Минфина России, в свое время также ссылавшиеся на ОКОФ (Письмо ведомства от 28 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/16), еще в Письме от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 указали, что Классификатор для этих целей не подходит. Во-первых, он не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к категориям, предусмотренным Налоговым кодексом. Во-вторых, применять его допустимо лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении. Аналогичным образом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17 июля 2007 г. N 2965/07 пришел к выводу, что ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога.

Обратите внимание! Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18 сентября 2007 г. N 5336/07 указал, что если ТС зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, самоходным транспортным средством в целях исчисления транспортного налога оно признано быть не может. Поддерживают данную позицию и федеральные арбитражные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 8 февраля 2012 г. по делу N А55-13540/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2011 г. по делу N А81-5964/2010, ФАС Центрального округа от 23 ноября 2007 г. N А48-1328/06-08).

Обращаться в рассматриваемой ситуации, по мнению финансистов, все также нужно к сведениям, которые предоставляются органами, осуществляющими регистрацию ТС, а точнее к данным, отраженным в паспорте транспортного средства (Письмо Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137). Именно ПТС является документом, действующим на территории Российской Федерации для учета и допуска к эксплуатации средств транспорта, регистрируемых в ГИБДД (Положение о паспортах транспортных средств, утв. Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г., далее - Положение).
Так, в строке 3 ПТС "Наименование (тип ТС)" должна быть указана характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п. Соответствующими сведениями, по мнению чиновников, и необходимо руководствоваться, определяя категорию авто и ставку транспортного налога (Письма Минфина России от 19 марта 2010 г. N 03-05-05-04/05, от 1 июля 2009 г. N 03-05-06-04/105, ФНС России от 18 февраля 2008 г. N ШС-6-3/112@).

Марка, модель ТС

Строка 3 может и не содержать указание ни на "легковую", ни на "грузовую", ни на "автобусную" принадлежность ТС. Например, в ней может значиться: "санитарный автомобиль", "фургон", "фургон цельнометаллический", "грузо-пассажирский фургон", "инкассаторский" и т.д.
В этом случае, как следует из Письма Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137, внимание следует обратить на строку 2 ПТС "Марка, модель ТС". Дело в том, что согласно с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и с п. 26 Положения в ней отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): "1" - легковой автомобиль, "2" - автобус, "3" - грузовой (бортовой), "7" - фургон, "9" - специальный транспорт. Однако очевидно, что, например, цифры 7 и 9 в указанном коде уже не позволяют определить тип ТС. Более того, если автомобиль иностранного производства, то такого цифрового шифра вообще не будет.

Помимо прочего, в строке 4 ПТС указывается категория авто. Всего таковых пять:
- A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
- C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
- D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
- прицеп - ТС, предназначенное для движения в составе с основным транспортным средством.
При этом перечисленные категории ТС соответствуют классификации авто, установленной Конвенцией. И в этом смысле расхожее убеждение, что B - это легковые автомобили, C - грузовые, а D - автобусы, по факту верно лишь приблизительно. В частности, к категории B в том числе относятся "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (N 1)". С другой стороны, к категории C, действительно, в большинстве своем относятся именно грузовые автомобили. Это следует из Сравнительной таблицы категорий ТС по классификациям Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и Конвенции. Между тем именно в соответствии с данной Таблицей производится перевод категорий ТС, указываемых в одобрении типа транспортного средства (которое и подтверждает ПТС), в категории по классификации Конвенции (Письмо Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137).
Таким образом, сама по себе та или иная категория ТС, указанная в паспорте транспортного средства, не позволяет однозначно судить о его типе в целях налогообложения. Однако очевидно, что она изрядно усложняет задачу по его определению, например, в ситуации, когда в ПТС отражен тип ТС "легковой" и одновременно категория C. В свое время в схожей ситуации, то есть когда данные ПТС не позволяют однозначно определить тип ТС в целях транспортного налога, представители Минфина предписывали обращаться за разъяснениями непосредственно в ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство, либо к заводу-изготовителю. Но, судя по разъяснениям финансистов от 28 октября 2013 г. N 03-05-06-04/45552, в этом более нет нужды. Как указали в них эксперты Минфина, если отраженная в ПТС категория не соответствует типу автомобиля, данное противоречие в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса следует толковать в пользу налогоплательщика.

– это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Классификация по назначению

Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.

Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.

Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.

Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.

Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски

Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.

Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.

Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.

Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.

Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.

Индексации и виды

Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.

В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.

По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.

Расшифровка цифровых индексов

По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 - цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.

Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.

Классификация легковых ТС

По отраслевой нормали легковые колесные транспортные средства классифицировались следующим образом.

  • 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
  • 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
  • 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
  • 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
  • 5 – высший класс легковых транспортных средств.

На сегодняшний день отраслевая нормаль уже не обязательна, и многие заводы не придерживаются ее. Однако отечественные производители авто все еще используют эту индексацию.

Иногда можно встретить транспортные средства, классификация которых не подходит под первую цифру в модели. Это значит, что индекс присвоили модели на этапе разработки, а затем в конструкции что-то изменилось, а цифра осталась.

Автомобили иностранного производства и их система классификации

Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.

Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.

Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.

Категории транспортных средств по международной системе

В группу L входят любые ТС, количество колес которых менее четырех, а также квадроциклы:

  • L1 - это мопед или ТС с двумя колесами, которое может развивать максимальную скорость до 50 км/ч. Если в конструкции транспортного средства имеется ДВС, то объем его не должен превышать 50 см³. Если в качестве силового агрегата используется электрический двигатель, то номинальные показатели мощности должны быть менее 4 кВт;
  • L2 – трехколесный мопед, а также любое ТС с тремя колесами, скорость которого не превышает 50 км/ч, а объем двигателя 50 см³;
  • L3 – мотоцикл с объемом более 50 см³. Его максимальная скорость выше, чем 50 км/ч;
  • L4 – мотоцикл, укомплектованный коляской для перевозки пассажира;
  • L5 – трициклы, скорость которых превышает 50 км/ч;
  • L6 – это легкий квадрацикл. Масса снаряженного ТС не должна превышать 350 кг; Максимальная скорость не более 50 км/ч;
  • L7 – полноценный квадрацикл с массой до 400 кг.

  • М1 – это ТС для перевозки пассажиров, которые имеют не более 8 мест;
  • M2 – ТС с количеством мест для пассажиров более восьми;
  • M3 – ТС с количеством мест более 8 и весом до 5 тонн;
  • M4 – транспортное средство с количеством мест более восьми и весом свыше 5 тонн.
  • N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн;
  • N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – ТС с массой более 12 тонн.

Классификация ТС по Европейской Конвенции

В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.

Виды ТС по Конвенции

Она включает в себя несколько категорий:

  • А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
  • B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
  • С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
  • D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
  • Е - грузовой транспорт, тягачи.

Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.

Неофициальная европейская классификация

Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.

Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.

С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.

Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.

VIN-коды

По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.

Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.

Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.

Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.

В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.

Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.