» » История создания фирмы бурмейстер и вайн дания. Описание главного двигателя

История создания фирмы бурмейстер и вайн дания. Описание главного двигателя


И.В. Возницкий
Год выпуска: 2008
Издательство : Моркнига
Жанр: Техническая Литература
Язык: Русский
Цена: 1000 рублей

Целью настоящего издания является оказание практической помощи при изучении конструкции и особенностей эксплуатации главных судовых малооборотных двухтактных дизелей модели МС с диаметрами цилиндров от 50 до 98 см., выпускаемых фирмой "MAN Diesel" и ее лицензиатами. Фирма "МАН -Дизель" наряду с фирмой "Вяртсиля", занимает ведущее положение в области судового дизелестроения.

Первый раздел посвящен анализу тенденций развития малооборотных двигателей, проблемам повышения их эффективности на переходных режимах и режимах малых нагрузок.

Во втором разделе рассматриваются особенности конструкции двигателей модельно ряда МС 50-98. Особое внимание уделяется топливовпрыскивающей аппаратуре.

Третий раздел посвящен вопросам организации технического обслуживания двигателей и обслуживающих их систем и механизмов. Здесь же приводится сводная таблица типичных повреждений дизелей, их причин и методов предупреждений.

Основная часть книги (Раздел IV) построена на материалах фирменной Инструкции по эксплуатации двигателей МС 40С (эксплуатация) и 8С (компоненты и обслуживание) и в большей части ее дублирует. Здесь помещены копии материалов инструкции фирмы, отобранных автором и несущих наибольшую информацию, необходимую судовым механикам при решении ими задач эксплуатации дизелей и их технического обслуживания.

Однако, надо учитывать, что представленная публикация полную фирменную инструкцию не заменяет и в ряде случаев необходимо ее использовать.

Раздел I. Малооборотные двигатели, тенденции развития, характеристики
1. Системы газообмена 2-х тактных двигателей
2. Газотурбинный наддув 2-х тактных двигателей
3. Воздухоснабжение двигателей при пуске и на маневрах, помпаж ГТК
4. Оптимизация тепловой энергии
5. Использование энергии выхлопных газов в силовых газовых турбинах
Раздел II. Модельный ряд МС двигателей «МАН - Бурмейстер и Вайн».
6. Особенности конструкции двигателей
7. Топливовпрыскивающая аппаратура.
Раздел III. Техническое обслуживание дизелей - повышение эффективности их эксплуатации и предотвращение отказов
8. Системы технического обслуживания.
9. Превентивное техническое обслуживание.
10. Техническое обслуживание по состоянию.
11. Основы диагностирования технического состояния,
12. Современные методы организации технического обслуживания судовых дизелей
13. Сводная таблица повреждений судовых дизелей.
Раздел IV. Выдержки из инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей MAN&BW - МС 50-98.
Проверки во время стоянки. Регулярные проверки остановленного
дизеля при нормальной эксплуатации. Пуск, управление и прибытие в порт.
Неисправности при пуске. Проверки в период пуска.
Нагружение.
Проверки при нагружении
Работа.
Неисправности при пуске. Неисправности при работе
Проверки при работе. Остановка.
Пожар в ресивере продувочного воздуха
и воспламенение в картере
Помпаж турбонагнетателя
Аварийная работа с отключенными цилиндрами или турбонагнетателями
Вывод цилиндров из эксплуатации. Пуск после вывода цилиндров из
эксплуатации. Работа двигателя с одним отключенным цилиндром.
Длительная работа с ТН, выведенным из эксплуатации.
Вывод цилиндров из эксплуатации
Наблюдения при работе двигателя
Оценка параметров двигателя в эксплуатации. Рабочий диапазон.
Нагрузочная диаграмма. Пределы для работы с перегрузкой.
Характеристика винта
Эксплуатационные наблюдения
Оценка записей.
Параметры, относящиеся к среднему индикаторному давлению (Pmi).
Параметры, относящиеся к эффективной мощности (Ре).
Повышенный уровень температуры выпускных газов - диагностика
неисправностей.
Механические дефекты, способствующие снижению давления сжатия.
Диагностика охладителей воздуха.
Удельный расход топлива.
Коррекция рабочих параметров
Примеры расчетов:
Максимальная температура выпускных газов.
Оценка эффективной мощности двигателя без
индикаторных диаграмм. Индекс топливного насоса.
Частота вращения турбонагнетателя.
Нагрузочная диаграмма только для движения судна.
Нагрузочная диаграмма для движения судна и привода валогенератора.
Замер показателей, определяющих термодинамическое состояние двигателя.
Поправка на окружающие условия ИСО:
Максимальное давление сгорания, Температура выпускных газов,
Давление сжатия. Давление надувочного воздуха.
Примеры замеров
Состояние цилиндра
Функционирование поршневых колец. Осмотр через продувочные окна. Наблюдения.
Переборка цилиндра
Сроки между переборками поршней. Первичный осмотр и снятие колец.
Замер износа колец. Осмотр цилиндровой втулки.
Замеры износа цилиндровой втулки
Юбка поршня, головка поршня и охлаждающая жидкость.
Кольцевые канавки поршня Восстановление рабочих
поверхностей втулки, колец и юбки.
Зазор в замках колец (новые кольца).
Установка поршневых колец. Зазор поршневых колец.
Смазка цилиндра и монтаж.
Обкатка втулок и колец
Факторы, влияющие на износ цилиндровой втулки.
Смазка цилиндра.
Цилиндровые масла. Величина подачи цилиндрового масла.
Расчет дозировки при спецификационной мощности.
Расчет дозировки при частичных нагрузках.
Осмотр состояния ЦПГ через продувочные окна, осмотр поршневых колец
Дозировка цилиндрового масла при обкатке.
Расходы масла при спецификационной мощности.
Шейки / Подшипники
Общие требования. Антифрикционные металлы. Покрытия.
Шероховатость поверхности. Искровая эрозия. Геометрия поверхности.
Шейки ремонтного раздела.
Проверка без вскрытия. Ревизия со вскрытием и переборка.
Виды повреждений
Причины наволакивания. Трещины, причины трещин.
Ремонт переходных участков (канавок) для масла.
Скорость износа подшипников. Ремонт подшипников на месте.
Ремонт шеек. Крейцкопфные подшипники. Рамовые и мотылевые подшипники.
Узел упорного подшипника и подшипники распределительного вала. Проверка
новых подшипников перед монтажом
Центровка рамовых подшипников.
Измерение раскепов. Проверка раскепов. Кривая раскепов.
Причины изгиба коленчатых валов. Измерения по струне.
Центровка валопровода. Перезатяжка фундаментных болтов
и болтов концевых клиньев. Перезатяжка анкерных связей.
Программа проверок и обслуживания двигателей МС
Крышка цилиндра. Поршень со штоком и сальником.
Проверка поршня и колец. Лубрикаторы. Втулка цилиндра и охлаждающая
рубашка. Осмотр и обмер втулки. Крейцкопф с шатуном. Смазка
подшипников. Проверка поступательно движущихся частей. Проверка
зазора в мотылевом подшипнике. Коленчатый вал, упорный подшипник и
валоповоротный механизм. Проверка раскепов коленчатого вала. Демпфер
продольных колебаний. Цепной привод. Проверка цепного привода,
регулировка демпфера натяжного устройства. Осмотр рабочих поверхностей
кулаков ТНВД. Проверка зазора в подшипнике распределительного вала.
Регулирование положения распределительного вала из-за износа цепи.
Система продувочного воздуха двигателя
Работа с вспомогательными воздуходувками.
Охладитель надувочного воздуха, Очистка воздухоохладителя
Сухая очистка турбины ТН.
Система пускового воздуха и выхлопа.
Главный пусковой клапан, воздухораспределитель.
Пусковой клапан. Выпускной клапан, аварийная работа
с открытым выпускным клапаном. Проверка регулировки
кулака выпускного клапана.
Топливные насосы высокого давления. Проверка, регулировка оперережем
Форсунки. Проверка, переборка распылителей. Испытание на стенде.
Топливо, топливная система
Топлива, их характеристики. Стандарты на топлива. ТНВД, регулировки.
Топливная система, топливообработка.
Циркуляционное масло и система смазки.
Система циркуляционного масла, Неисправности системы.
Уход за циркуляционным маслом. Чистота масляной системы.
Очистка системы. Подготовка циркуляционного масла. Процесс сепарации.
Старение масла. Циркуляционное масло: анализы и характерные свойства.
Смазка распределительного вала. Объединенная система смазки.
Смазка турбонагнетателя.
Вода, системы охлаждения
Система забортной охлаждающей воды. Система охлаждения цилиндров.
Центральная система охлаждения. Подогрев во время стоянки.
Неисправности системы охлаждения цилиндров. Водоподготовка.
Уменьшение эксплуатационных неисправностей.
Проверка системы и воды в эксплуатации. Очистка и ингибирование.
Рекомендуемые ингибиторы коррозии.

Выбор типа главной передачи и главного двигателя будем производит в комплексе. Подбор вариантов главного двигателя будем производить на основе расчетной эффективной мощности. Рассмотрим 3 дизеля:

Характеристики принимаемых ДВС.

Цилиндровая

мощность, кВт

Число ци-

Эффективная

мощность, кВт

Удельный

расход топли-

ва, г/кВтч

оборотов,

«МАН-Бурмейстер

и Вайн S50MC-C»

«МАН-Бурмейстер

«МАН-Бурмейстер

Требуемая мощность одного ГД=кВт

Из таблицы видно, что наименьший удельный расход топлива у «МАН-Бурмейстер и Вайн S60MC», он является малооборотным, что допускает его работу на винт без использования понижающей передачи. Эти показатели увеличивают экономичность двигателя и упрощают процесс эксплуатации.

Подводя итог, принимаем в качестве варианта СЭУ, устанавливаемого на проектируемое судно, СДУ. В качестве главного двигателя и типа передачи принимаем МОД «МАН-Бурмейстер и Вайн» S60MC с прямой передачей и ВФШ. Для обеспечения требуемой мощности необходимо установить два таких двигателя.

Основные характеристики двигателя «МАН-Бурмейстер и Вайн» S60MC

Выбор количества валопроводов и типа движителя

Количество валопроводов выбираем из задания на курсовой проект в соответствии с количеством движителей. Проектируемое судно должно иметь два движителя. В качестве главных используются МОД с прямой передачей, поэтому принимаю решение установить две одновальные СДУ. Такая схема обеспечивает высокую живучесть и маневренные качества. При выборе типа движителя рассматривают преимущества и недостатки каждого из типов, целесообразность его применения на данном судне, первоначальную стоимость судна и эксплуатационные затраты. Установка с ВФШ проще и дешевле, удобнее в обслуживании, наиболее ремонтопригодна, по сравнению с ВРШ. Так же у ВРШ несколько меньший (на 1- 3 %), чем у ВФШ к.п.д. из-за большого диаметра ступицы, в которой размещается механизм поворота. Это определило широкое распространение установок с ВФШ на судах транспортного морского флота с установившимися режимами плавания: нефтеналивных, сухогрузных судах, лесовозах, углерудовозах, транспортных рефрижераторах, судах рыбопромыслового флота.

Применение винта регулируемого шага дает возможность быстрого перехода с переднего на задний ход улучшает маневренные качества судна.

Из выше сказанного следует, что для данного судна целесообразным будет применение ВФШ.

Воплощение в жизнь великих идей - дело времени. Но сами эти великие идеи всегда приходят внезапно. Или ночью, или по пьянке. Странно только, что колесо было изобретено раньше самогона…

Burmeister & Wain

Моим первым «подфлажным» пароходом оказался балкер «Галактик» греческой судовой компании. Это было в декабре 1991 года, когда развал торгового флота ЧМП только начинался. Работы на базовом флоте становилось все меньше для моряков, и вместе с тем попасть «под флаг» было еще не всем доступно. Еще плотно терлись о землю совдеповские хвосты принципа отбора: где по знакомству пролез, где и цифру отсыпал…
Я оказался в этой отборной гвардии совершенно случайно. Решение уже созрело, и оставалось зайти в кадры подписать заявление на перевод в «подфлажный» флот. Инспектор, конечно же, категорически отказал мне, мол, некому на танкерах работать. На выходе я заметил, что дверь в кабинет старшего инспектора (не помню фамилию, много их тогда развелось в переулке Нахимова), зав. кадрами плавсостава подфлажного флота открыта и секретарши в предбаннике нет. Я решился на необдуманный, но, как позже оказалось, правильный поступок и, постучавшись, попросил разрешения войти. В кабинете горела только настольная лампа, и в ее свете я увидел лицо занятого человека. Он снял очки.
- Я вас слушаю, молодой человек.
- Проблема у меня, хотел посоветоваться.
- У меня мало времени. Что у вас?
- Заяву написал, хочу под флаг…
- Давайте заявление. А где подпись инспектора?
- Так в том-то и дело, не хочет инспектор подписывать, не отпускает меня.
Пауза немного зависла. Взгляд прыгал с листа на меня и обратно. Рука надела на нос очки, плотно их притерла к переносице, и уже какой-то другой, твердый голос изрек:
- А мы с вами обойдемся и без его подписи! - рука размашисто утвердила на бумаге какую-то резолюцию, другая, порывшись в ящике стола, извлекла из его недр маленькую печать, и ее категорический хлопок перебросил меня в другой мир…

Первые сборы подфлажников были тут же, в кадрах тогда еще вроде бы ЧМП. Хотя многим в те дни уже было ясно, что эти три буквы тонут в трясине капиталистических обновлений. Но тогда моряка волновало другое - заработать денег. А кто чего там разваливает и кто окажется под развалинами - пустозвон сквозь сигаретный дым за кружкой помойного пива в забегаловке рядом с кадрами. Свое - оно как-то ближе и больней… Так вот, уже зная название судна, на которое мне предстояло лететь в составе сколоченного экипажа неизвестно куда и когда, я регулярно, три раза в неделю, в назначенное время посещал сборы. Вопросы, которые там решались, на первый взгляд были серьезными и актуальными, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это просто перекомплектовка, отсеивание неугодных и втискивание новых, нужных кому-то людей, но как зачастую выходило - совершенно ненужных именно на судах. Среди всех прочих было и немало действительно серьезных спецов с большим стажем и опытом работы на советских судах - как рядовых моряков, так и офицерского состава. Так я познакомился с двумя выдающимися личностями: Борисом Ивановичем Маслюком и Иваном Ивановичем Волковым. Старые сварщики-мотористы, обыкновенные работяги-моряки Боря и Ваня, которых я сразу же окрестил по типу судового главного двигателя - Бурмейстер и Вайн…

Старые штаны с новыми дырками

Панама встречала нас жарой, а где-то там дома скрипела зима. Привезли нас из аэропорта прямиком к Панамскому каналу, возле славного города с одноименным названием. Ждать подхода судна для смены экипажа предстояло несколько часов. Сразу же к нам прилипли местные маклаки (в простонародии - бизнесмены) со всякого рода навязчивыми предложениями купить их разношерстные товары. Среди прочего у них можно было найти и кое-что полезное. Например, водку.

Скуплена она была в количестве двух ящиков, в каждом из которых находилось по шесть двухлитровых бутылок под названием «ВОДКА БОЛШОЙ». И телевизоры. На такую роскошь я претендовать не мог, так как вылетел из Одессы с пустыми, а приземлился в Панаме с дырявыми карманами. Но кое у кого цифра в карманах еще громко похрустывала, и трое наших хорошо похмелившихся соратников категорически решили: надо брать! К ним, пошевеля мозгами и рассудив, что телевизор в каюте на время контракта является вещью первостепенной важности, примкнул непьющий Бурмейстер. Вайн скромно откололся, решив покупать телевизор по дороге домой после окончания контракта… а еще лучше - музыкальный центр.

Договорившись с маклаком, который на радостях скинул цену за опт с четырехсот до аж трехсот восьмидесяти долларов за единицу товара, наши мужи теперь уже полностью были готовы работать хоть год и хоть на чертовом корыте, которое будет плавать в кипящем масле. Аппараты проверили, воткнув по очереди вилки в розетку в какой-то засаленной, воняющей рыбой и старыми шлепанцами будке.

Покупки обмыли. В процессе ожидания подхода судна количество ящиков с водкой сократилось до полутора. Кто-то купил себе соломенную шляпу, которая уже минут через пять безответственно доверилась легкому ветерку…

Фигура из трех пальцев

Шел уже третий месяц контракта. Выполняя условия фрахта, судно бегало с грузом угля, руды или цемента, а порой и зерна из портов на Миссисипи, через Атлантику, на Гвинейский залив. Обратно в балласте снова на Штаты. В тропиках жара, а на судне не работает кондиционер. Тотальная экономия - компания зажимает запчасти, и мы на пару с Вайном разбираем, что-то придумываем, снова собираем… Поработает пару дней - и скиснет. Но нам не привыкать.
Однажды, выйдя из славного Гвинейского порта Конакри, мы в очередной раз двинули на Новый Орлеан. По международным требованиям перед выходом из таких веселых портов экипаж должен досмотреть все судно на предмет присутствия в разных дырах и щелях незаконных мигрантов и при нахождении оных сдать их властям. Досматривали как обычно, то есть не очень-то и внимательно. Да и за полчаса отведенного времени не сильно-то и досмотришь. Тут пару часов надо бы и фонарей побольше. В общем, на третьи сутки перехода откуда-то из трюма вылупились три клавиша. Здрассте, мол, мы вот тут пить очень хотим, да и пожрать бы не прочь. И темно у вас там!.. Напоили, хлеба дали, определили любезных в каюту с решеткой на иллюминаторе и под замок. В каюте той, как и положено - гальюн и умывальник. Но братья наши меньшие, верно, слыхом не слыхивали о чудесах быта и справляли нужду по углам каюты. На всех доступных членам экипажа языках, на пальцах рук и ног мы пытались объяснить, куда по нужде ходить следует, но дело это оказалось безнадежным, разве что пользовать наши крестники стали только один угол каюты из четырех. И то уже хорошо…

А в это время идет крутая переписка капитана с компанией по поводу присутствия на борту нежелательных элементов, имеющих намерение своим тайным вторжением подорвать экономику Соединенных Штатов. Из самой Америки приходят недовольные и категорические заявления о том, что вина за происшедшее возлагается на капитана и экипаж и что к компании будут применены штрафные санкции. Капитан, в свою очередь, собирает экипаж для разбирательства…

Капитана помню только фамилию: Мороков. О качествах мастера судить не буду - не мой уровень. Но профессионал, чувствовалось. А как человек - так все мы со своими лопнувшими шариками в голове и семейными проблемами. Своеобразный стиль разговора - ускоренно-заикающийся, а в нервозной или напряженной обстановке его порой можно было и не понять, приходилось прислушиваться.
- Так вот, собрал капитан Мороков народ для расправы. Сидит за столом, красный как буряк, слюной брызжет, кулаком по столу в такт резаным словам стучит:

К-компания штраф, ш-штраф за этих п-пассажиров платить должна! Из-за вашей х-халатности! Сc-то пи-пийсят тыщ до-доларов платить!.. - в это время сидящий в первом ряду собрания Бурмейстер с напряжением, приставив ладонь рупором к уху, вслушивается в тарабарщину Морокова.

Лицо его из состояния полного непонимания постепенно переходит к сосредоточению, потом брови медленно сдвигаются, одна приподымается и растягивается по лбу… - И ч-что прикажете с вами делать?! Это же с-сто пийсят ты-ты-щ дола-долларов! П-платить из-за вас!..
…дотарабанить капитан так и не успел. Со своего места внезапно вскочил Бурмейстер и дрожащим гневно-истерическим голосом заорал:

Это что, я свои сто пятьдесят долларов платить должен?!. На! - и под носом у Морокова образовалась круто свернутая рабочей рукой огромная фига!..
Пока успокоили Бурмейстера, объяснив ему, что по чем и о чем вообще речь идет, пока пришел в себя обалдевший Мороков, пока отгрохотал смех в салоне, прошло какое-то время. Ни о каком собрании дальше речи уже не могло быть. Глуховат был Борис Иваныч. Да и скуповат - уж это было!

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Малооборотные двигатели,тенденции развития, характеристики.....7
1. Системы газообмена 2-х тактных двигателей
2. Газотурбинный наддув 2-х тактных двигателей
3. Воздухоснабжение двигателей при пуске и на маневрах, помпаж ГТК
4. Оптимизация тепловой энергии
5. Использование энергии выхлопных газов в силовых газовых турбинах
Раздел II. Модельный ряд МС двигателей
«МАН - Бурмейстер и Вайн»...........16
6. Особенности конструкции двигателей
7. Топливовпрыскивающая аппаратура.
Раздел III. Техническое обслуживание дизелей - повышение эффективности их эксплуатации и предотвращение отказов..............25
8. Системы технического обслуживания.
9. Превентивное техническое обслуживание.
10. Техническое обслуживание по состоянию.
11. Основы диагностирования технического состояния,
12. Современные методы организации технического обслуживания судовых дизелей
13. Сводная таблица повреждений судовых дизелей.
Раздел IV. Выдержки из инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей MAN&BW - МС 50-98...33
Проверки во время стоянки. Регулярные проверки остановленного дизеля при нормальной эксплуатации. Пуск, управление и прибытие в порт.
Неисправности при пуске. Проверки в период пуска.....39
Нагружение.....45
Проверки при нагружении
Работа .....47
Неисправности при пуске. Неисправности при работе
Проверки при работе. Остановка.
Пожар в ресивере продувочного воздуха и воспламенение в картере......54
Помпаж турбонагнетателя ......59
Аварийная работа с отключенными цилиндрами или турбонагнетателями.......60
Вывод цилиндров из эксплуатации. Пуск после вывода цилиндров из эксплуатации. Работа двигателя с одним отключенным цилиндром.
Длительная работа с ТН, выведенным из эксплуатации. Вывод цилиндров из эксплуатации
Наблюдения при работе двигателя.....69
Оценка параметров двигателя в эксплуатации. Рабочий диапазон. Нагрузочная диаграмма. Пределы для работы с перегрузкой.
Характеристика винта
Эксплуатационные наблюдения ....71
Оценка записей.
Параметры, относящиеся к среднему индикаторному давлению (Pmi). Параметры, относящиеся к эффективной мощности (Ре). Повышенный уровень температуры выпускных газов - диагностика неисправностей.
Механические дефекты, способствующие снижению давления сжатия. Диагностика охладителей воздуха.
Удельный расход топлива .....78
Коррекция рабочих параметров .....80
Примеры расчетов:
Максимальная температура выпускных газов.
Оценка эффективной мощности двигателя без
индикаторных диаграмм. Индекс топливного насоса.
Частота вращения турбонагнетателя.
Нагрузочная диаграмма только для движения судна.
Нагрузочная диаграмма для движения судна и привода валогенератора.
Замер показателей, определяющих
термодинамическое состояние двигателя .....86
Поправка на окружающие условия ИСО:
Максимальное давление сгорания, Температура выпускных газов, Давление сжатия. Давление надувочного воздуха. Примеры замеров
Состояние цилиндра ....92
Функционирование поршневых колец. Осмотр через продувочные окна. Наблюдения.
Переборка цилиндра .....95
Сроки между переборками поршней. Первичный осмотр и снятие колец.
Замер износа колец. Осмотр цилиндровой втулки.
Замеры износа цилиндровой втулки
Юбка поршня, головка поршня и охлаждающая жидкость.
Кольцевые канавки поршня Восстановление рабочих
поверхностей втулки, колец и юбки.
Зазор в замках колец (новые кольца).
Установка поршневых колец. Зазор поршневых колец.
Смазка цилиндра и монтаж.
Обкатка втулок и колец
Факторы, влияющие на износ цилиндровой втулки .....101
Смазка цилиндра .......104
Цилиндровые масла. Величина подачи цилиндрового масла. Расчет дозировки при спецификационной мощности. Расчет дозировки при частичных нагрузках.
Осмотр состояния ЦПГ через продувочные окна,
осмотр поршневых колец ......108
Дозировка цилиндрового масла при обкатке. Расходы масла при спецификационной мощности.
Шейки / Подшипники .....110
Общие требования. Антифрикционные металлы. Покрытия. Шероховатость поверхности. Искровая эрозия. Геометрия поверхности. Шейки ремонтного раздела.
Проверка без вскрытия. Ревизия со вскрытием и переборка.
Виды повреждений .....112
Причины наволакивания. Трещины, причины трещин. Ремонт переходных участков (канавок) для масла.
Скорость износа подшипников. Ремонт подшипников на месте. Ремонт шеек. Крейцкопфные подшипники. Рамовые и мотылевые подшипники. Узел упорного подшипника и подшипники распределительного вала. Проверка новых подшипников перед монтажом
Центровка рамовых подшипников ......123
Измерение раскепов. Проверка раскепов. Кривая раскепов. Причины изгиба коленчатых валов. Измерения по струне. Центровка валопровода. Перезатяжка фундаментных болтов и болтов концевых клиньев. Перезатяжка анкерных связей.
Программа проверок и обслуживания двигателей МС .....137
Крышка цилиндра. Поршень со штоком и сальником. Проверка поршня и колец. Лубрикаторы. Втулка цилиндра и охлаждающая рубашка. Осмотр и обмер втулки. Крейцкопф с шатуном. Смазка подшипников. Проверка поступательно движущихся частей. Проверка зазора в мотылевом подшипнике. Коленчатый вал, упорный подшипник и валоповоротный механизм. Проверка раскепов коленчатого вала. Демпфер продольных колебаний. Цепной привод. Проверка цепного привода, регулировка демпфера натяжного устройства. Осмотр рабочих поверхностей кулаков ТНВД. Проверка зазора в подшипнике распределительного вала.
Регулирование положения распределительного вала из-за износа цепи.
Система продувочного воздуха двигателя......181
Работа с вспомогательными воздуходувками.
Охладитель надувочного воздуха, Очистка воздухоохладителя
Сухая очистка турбины ТН.
Система пускового воздуха и выхлопа .....194
Главный пусковой клапан, воздухораспределитель. Пусковой клапан. Выпускной клапан, аварийная работа с открытым выпускным клапаном. Проверка регулировки кулака выпускного клапана.
Топливные насосы высокого давления. Проверка, регулировка оперережения. Форсунки. Проверка, переборка распылителей. Испытание на стенде.
Топливо, топливная система .....223
Топлива, их характеристики. Стандарты на топлива. ТНВД, регулировки. Топливная система, топливообработка.
Циркуляционное масло и система смазки ......235
Система циркуляционного масла, Неисправности системы. Уход за циркуляционным маслом. Чистота масляной системы.
Очистка системы. Подготовка циркуляционного масла. Процесс сепарации. Старение масла. Циркуляционное масло: анализы и характерные свойства. Смазка распределительного вала. Объединенная система смазки. Смазка турбонагнетателя.
Вода, системы охлаждения ......251
Система забортной охлаждающей воды. Система охлаждения цилиндров. Центральная система охлаждения. Подогрев во время стоянки. Неисправности системы охлаждения цилиндров. Водоподготовка. Уменьшение эксплуатационных неисправностей. Проверка системы и воды в эксплуатации. Очистка и ингибирование. Рекомендуемые ингибиторы коррозии.

Сказку Страна Оз можно почитать по адресу www.tyt-skazki.ru/load/strana_oz/8

Сводная таблица повреждений судовых ДВС:(6 примеров, а Всего 25 )

Дефект, повреждение Характерные признаки Причины
1. Деформация фундаментной рамы, образование трещин. Увеличение отрицательных раскепов коленчатого вала, перегрев рамовых подшипников Деформация корпуса судна при неправильной загрузке судна, при сильном волнении, посадке судна на грунт.
2. Трещины в верхней плоскости блока цилиндров. Появление в месте образования трещины воды или налетов соли.

Чрезмерная или неравномерная затяжка шпилек крепления крышки рабочего цилиндра, анкерных связей; чрезмерно высокое давление в цилиндре; отсутствие необходимого радиального зазора между опорным фланцем втулки цилиндра и гнездом блока

3. Трещины в плоскости разъема блока с фунд. рамой.
--

Плохая пригонка или коррозионное разъедание опорной поверхности блока; сильная или неравномерная затяжка соединительных шпилек; гидравлический удар в рабочем цилиндре.

4. Трещины в блоке в районе нижнего уплотн. пояса втулки рабочего цилиндра. Подвижка элементов остова.

Плотная запрессовка втулки без соблюдения необходимого теплового зазор в поясах уплотнения; слишком большой диаметр резиновых уплотнительных колец; деформация втулки, вызванная ее перегревом (особенно в 2-х так-тных двигателях в районе выхл. окон), заклинивание поршня в цилиндре.

5. Разрыв шпилек, скрепляющих элементы остова --
Перетяг или неравномерный затяг, гидр, удар в цилиндре/Деформация остова, ослабление затяга шпилек, их вытяжка.
6. Трещины в огневом днище крышек раб. цилиндров.
Выбрасывание воды или пара через открытые индикаторные краны при проворачивании двигателя перед пуском; Появление воды на раб. поверхности втулки после остановки двигателя; белая окраска выпускных газов, понижение их температуры; повышение давления вспышки - «стрельба» предохранительного клапана; повышение темп, выходящей из крышки воды

Ухудшение охлаждения в полостях охлаждения и перегрев крышки вследствие отложений накипи, ила, шлама и перегрузки двигателя; быстрая нагрузка непрогретого двигателя, гид-i равлический удар в цилиндре; обрыв тарелки клапана; малые радиусы скругления у кромок гнезд клапанов (трещины располагаются на перемычках между гнездами форсунки и ра-i бочих клапанов).

В составе отечественного флота имеется большое количество теплоходов с дизелями зарубежного производства .

Ведущими зарубежными фирмами, производящими судовые дизели, являются: «Бурмейстер и Вайн» (Дания), «Зульцер» (Швейцария), МАН (ФРГ), «Доксофорд» (Великобритания), «Сторк» (Нидерланды), «Гетаверкен» (Швеция), «Фиат» (Италия), «Пилстик» (Франция) и их лицензиаты. Дизели, построенные зарубежными фирмами, имеют свои обозначения.

В марках дизелей фирмы «Бурмейстер и Вайн» буквы обозначают: М - четырехтактный, V - двухтактный (второе V в конце марки V-образный), Т - крейцкопфный, F - судовой (реверсивный и главный нереверсивный серии MTBF), В - с газотурбинным наддувом, Н - вспомогательный. Число цилиндров указано перед буквами, диаметр цилиндров - за числом цилиндров, ход поршня - после букв. В крейц-копфных дизелях с наддувом модификация указана в середине буквенного обозначения цифрой 2 или 3.

Для дизелей, построенных фирмой «Бурмейстер и Вайн» после 1967 г., введены новые обозначения: первая цифра - число цилиндров, следующая за ней первая цифра - тип двигателя (К - двухтактный крейцкопфный); вторые цифры - диаметр цилиндров; следующая буква - обозначение модели (например, Е или F); последняя буква - назначение дизеля (например, F - судовой реверсивный для прямой передачи).

В дизелях фирмы «Зульцер» буквы обозначают: В - четырехтактный, Z - двухтактный, S - крейцкопфный, Т - тронковый, D - реверсивный, Н - вспомогательный, А - с наддувом, R - с управляемым выпуском, V - V-образный, G - с редукторной передачей, М -тронковый с коротким ходом поршня. Число цилиндров указано перед буквами, диаметр цилиндра - после букв. Некоторые дизели этой фирмы имеют сокращенное буквенное обозначение: у серии Z и ZV не проставляют буквы М, Н, А, а у серии RD - буквы S и А.
Обозначения в дизелях фирмы МАН: V - четырехтактный (второе V - V-образный), Z - двухтактный, К - крейцкопфный, G - тронковый, А - двухтактный без наддува или четырехтактный с низкой степенью наддува, С, D и Е - двухтактные с низкой, средней и высокой степенями наддува, L - четырехтактный с охлаждением наддувочного воздуха, Т - с наличием предкамеры, m - четырехтактный с наддувом без воздухоохладителя. Число цилиндров указано между буквами К и Z, числитель дроби-диаметр цилиндра, знаменатель - ход поршня. Заводы-лицензиаты фирмы МАН наличие наддува обозначают буквой А с цифровыми индексами: А3 и А5 - последовательно-параллельная система наддува с газотурбонагнетателями, работающими на газах соответственно с постоянным и переменным давлением.

Фирмой «Фиат» приняты такие обозначения: S и SS с наддувом первой и второй форсировки, Т - крейцкопфный с диаметром цилиндра до 600 мм (при D = 600 мм буква Т может отсутствовать), R - четырехтактный реверсивный, С и В - модификации дизеля. Первые цифры означают диаметр цилиндра, последующие - число цилиндров.

Дизели ГДР: D-дизель, V - четырехтактный, Z - двухтактный, К - с малым ходом поршня (S/D < 1,3), N -со средним ходом поршня (S/D > 1,3), первая цифра означает число цилиндров, вторая - ход поршня, см.