» » Тойота происхождение названия. История Toyota, или чем Японец завоевал автомобильный рынок

Тойота происхождение названия. История Toyota, или чем Японец завоевал автомобильный рынок

Японский бренд №1 - так кратко в двух словах можно охарактеризовать позицию автомобилей Toyota на российском рынке. Эти машины уже не первое десятилетие пользуются завидной популярностью как у автолюбителей, так и корпоративных клиентов, составляя автопарки компаний, работающих в торговой, финансовой, строительной и других сферах.
По популярности Тойота в России заметно обогнала таких мастодонтов японского автопрома, как Nissan, Mitsubishi, Subaru, Honda, Mazda, Suzuki. Даже, невзирая на далеко не самую благоприятную экономическую ситуацию и колебания рынка, Toyota из года в год демонстрирует стабильно высокий объем продаж, неизменно оставаясь в ТОР-10 самых покупаемых автомобилей в РФ.

Чем же так полюбилась Toyota россиянам?

Все очень просто: автомобили Toyota - надежная проверенная временем техника с безупречной репутацией, подтверждаемой целым рядом конкурентных преимуществ. Машины, выпускаемые под брендом Тойота, без проблем справляются с капризным российским климатом, им не страшны морозы, они спокойно «переваривают» далеко не самый качественный бензин, их не пугают оставляющие желать лучшего дороги.

В Приморском крае 90% автолюбителей ездят на авто марки Тойота

Как эксперты, так и автолюбители единодушны во мнении касательно достоинств и преимуществ автомобилей Тойота:

  • Несложная и в то же время продуманная до мелочей конструкция
  • Доступность запчастей и агрегатов, их приемлемая цена
  • Высокая надежность и долговечность
  • Простота обслуживания

Инженеры компании используют уникальную тактику в проектировании новых моделей, где за основу берутся проверенные временем и эксплуатацией конструкции, схемы, технические решения, доказавшие на деле надежность, качество, эффективность.

В числе самых популярных на российском рынке автомобилей Тойота модели Corolla, Camry, Land Cruiser Prado, Rav 4, Avensis, Auris, Yaris и другие.

Тойоты «съезжаются» в Россию из разных стран, выпускаются они и у нас. Какие модели японского бренда, в какой стране производятся - вопрос крайне интересный, требующий подробного рассмотрения.

Made in Russia или где собирают Toyota Rav 4 и Camry

Удивительно, но этот момент как-то не очень развернуто освещается телевидением и прессой. Известно, что эти машины в нашей стране делают, но, какие конкретно модели, где и кто - знают не все. А между тем, модели Toyota Camry и Toyota RAV4 полным ходом собираются на заводе в Санкт-Петербурге. Производственные мощности развернуты в поселке Шушары, являющимся внутригородским муниципальным образованием и одновременно промышленной зоной Питера.

Интересные факты о заводе Тойота в СПб:

14 июня 2005 года - старт строительства;
. 21 декабря 2007 года - выход первой Toyota с конвейера;
. Осуществляемые технологические операции - штамповка кузовных деталей, изготовление пластиковых элементов, сварка, сборка, покраска;
. Выпускаемые модели - Toyota Camry, Toyota RAV4;
. Территория предприятия - 224 гектара;
. Объем инвестиций на середину 2017 года - 24 млрд. рублей.

Примечательным является и тот факт, что на церемонии запуска конвейера и выпуска первой российской Toyota Camry, помимо официальных представителей с обеих сторон, присутствовал президент РФ - Владимир Путин, что красноречиво свидетельствует о значении и важности для России подобных проектов

На сегодняшний день седан Camry и кроссовер RAV4 собираются только у нас и помимо внутреннего рынка поставляются в Казахстан и Беларусь.

Где собирают Toyota Сorolla

До середины 2013 поставляемые в РФ «Короллы» были «чистокровными японками» с убедительным клеймом Made in Japan, выпускаемыми на предприятии Такаока. Все кардинально поменялось с появлением Toyota Сorolla 11 поколения. Производство данной модели, ориентируемой в частности на российский рынок, было налажено на базе мощностей в Турции, размещенных в городе Сакарья.

Касательно качества сборки можно сказать, что оно вполне сопоставимо с родным - японским. Перед началом выпуска нового японского седана Toyota Сorolla турецкий завод прошел масштабную модернизацию, сопровождаемую увеличением штата квалифицированных работников и вливанием дополнительных инвестиций.

Toyota Сorolla - один из самых популярных автомобилей не только в странах бывшего Советского Союза, но и во всем мире. Подтверждением данному факту является Книга рекордов Гиннеса, где «Королле» присвоен статус самого продаваемого автомобиля.

При визуально компактных размерах Toyota Сorolla обладает нереально вместительным салоном. Показательным является случай, произошедший в одном из московских автосалонов: шутки ради и с целью проверить вместительность «Короллы» его работники умудрились разместиться в машине полным штатом - все двадцать человек

Родина Land Cruiser Prado

В период с 2012 по 2014 годы сборка Land Cruiser Prado производилась во Владивостоке на производственных мощностях предприятия «Соллерс-Буссан».
Но, видно не суждено было Лэнд Крузеру получить вторую родину. По экономическим, а скорее, политическим причинам, так как проблем со спросом на эту машину не возникало, сотрудничество с Тойотой по программе Land Cruiser Prado было приостановлено.

В настоящее время, как и до Владивостока, все автомобили Land Cruiser Prado выпускаются исключительно в Японии на заводе Тахара. Это мощнейшее предприятие знаменито тем, что здесь собирают почти 6 млн. машин в год, над сборкой которых трудятся около 280 тыс. работников.

Стоит отметить, что самыми надежными в мире внедорожниками признаны машины именно компании Тойота, в частности, Land Cruiser Prado, ведь не просто так они являются неизменными спутниками миссий ООН и Красного Креста, проводящих свои акции в самых разных, порой почти недоступных, уголках земного шара.

Где делают Toyota Avensis

В настоящий момент автомобили Тойота Авенсис, поставляемые на российский рынок, собираются в Великобритании в городе Бёрнастон на заводе Toyota Motor Manufacturing. Двигатели к машинам изготавливаются на смежном предприятии в Северном Уэльсе.
На заводах Тойоты в Великобритании осуществляется практически полный производственный цикл - механическая обработка заготовок, отлив головок и блоков, сборка силовых агрегатов, штамповка металлических кузовных элементов, изготовление пластиковых деталей, сварка, покраска, прочие операции,

Заслуживает внимания тот факт, что Тойота Авенсис хоть и позиционируется как японский автомобиль, по сути таковым не является. Эта машина создавалась исключительно для Европы, поэтому в Стране восходящего солнца о подобном авто даже не слышали

Где производится Toyota Auris

Это одна из самых популярных, а потому и продаваемых машин японского брэнда. В Россию Toyota Auris поставляется с того же предприятия, что и Авенсис, расположенного в английском Бёрнастоне. Но это, если говорить о последней версии. Предыдущие модели «заезжали» к нам прямиком из Японии с завода Такаока. Поэтому, если речь идет об «Аурисе» с пробегом, то есть хороший шанс приобрести «чистокровного японца».

Toyota Auris имеет полногибридную бензиново-электрическую модификацию - настоящий шедевр конструкторов компании Toyota, что позволяет эксплуатировать машину в режиме «Электромобиль» при незадействованном бензиновом двигателе

Где выпускают Toyota Fortuner

В данный момент Тойота Форчунер выпускается в Тайланде на производственных мощностях Тойоты в этом азиатском государстве. Оттуда же планируются поставки Toyota Fortuner для России, начало которых ожидается в октябре текущего года.

До недавнего времени сборка автомобилей Toyota Fortuner осуществлялась в Республике Казахстан, но по ряду экономических и технических причин выпуск был остановлен.

Интересно, но Fortuner изначально не предназначался для рынков Японии, Европы, Северной Америки, Австралии, Китая. Для этих регионов предусмотрены другие модели, близкие по техническим характеристикам.

Откуда поставляются Toyota Venza

Тойота Венза - не самый популярный автомобиль у россиян, но и у него остались свои почитатели. Производились эти машины на заводе Тойота в Джоржтауне в США и были ориентированы в большей степени на североамериканский рынок. Однако критично низкий уровень продаж поспособствовал сворачиванию проекта.

В 2015 году продажи Венза в Америке прекратились, а с начала 2016 года эта модель «уехала» и с российского рынка. На сегодняшний день Toyota Venza официально представлена лишь в Канаде и КНР

Где выпускаются Toyota Yaris

Небольшой компактный хэтчбек Toyota Yaris собирается во Франции на заводе компании в городе Валенсьенн. Производственная линия по выпуску Ярис была запущена в 2001 году. За это время мир увидел более 2,1 млн. автомобилей Toyota Yaris.

Все модели Тойота Ярис были полностью спроектированы проектно-конструкторским отделом компании на юге Франции, что позволило наилучшим образом адаптировать их к запросам рынка

Заключение

Стратегия выпускать автомобили там, где они востребованы и хорошо продаются, означает, что производитель четко чувствует потребности, запросы, приоритеты клиентов, а также тренды, формирующиеся на мировых рынка. А это - почти 100-процентная гарантия успеха. Как видим, Тойота преуспела в данном вопросе. Но не только в этом.

Беспрецедентный контроль качества и максимальное использование предшествующего опыта при разработке новых моделей - главные критерии, объясняющие высокую надежность, а вместе с ней и популярность автомобилей марки Тойота во всем мире. Именно поэтому мнение о том, что машины, собранные на производственных мощностях в России, Англии, Турции, Франции и других странах, чем-либо уступают «чистокровным японцам» - не более, чем миф. Совсем неважно, где собирают Рав 4 или Лэнд Крузер. Тойота всегда держала марку и позаботится о своем имидже в будущем - в этом нет никаких сомнений.

Бренд Toyota (Тойота) на сегодняшний день считается крупнейшим, мировым производителем автомобилей. Ежегодно с конвейеров компании сходит свыше 5,5 млн. авто. В пересчете на временные рамки, каждую 6 секунду в мире появляется новое авто этого бренда. Как удалось японским создателям перейти от изготовления текстильных станков к лидерству в мировой автоиндустрии, узнаете дальше.

Предпосылки развития компании

Предшественником в создании величайшего магната в автоиндустрии стала компания Toyoda Automatic Loom Works. Она занималась производством станков для текстильной промышленности. Особенность оборудования заключалась в самопроизвольной остановке станка при появлении проблемы в работе (принцип дзидока).

1929 г. - создатель автоматических ткацких станков Сакити Тойода (Sakichi Toyoda) продаст патент на изобретение британцам, а прибыль от продажи он вложит в развитие бизнеса сына Киитиро Тоёда.

Сакити Тойода родился в семье плотника 14 февраля 1867 г. В 1890 г. он создает деревянный станок с ручным приводом, а спустя 6 лет первый в Японии электрический ткацкий станок. На этом Тойода не останавливается, в 1924 г. появляется автоматический текстильный станок, который не требует остановки оборудования для замены челноков. В этом же году у Сакити родился сын Киитиро, который создаст собственную автомобильную компанию Тойота.

После подробного изучения автомобильной индустрии Европы, США в 1930 году Киитиро Тойода начнет производство собственного автомобиля. 1933 г. для компании Toyoda Automatic Loom Works ознаменуется появлением дочерней ветви по выпуску автомобилей под руководством Киитиро Тойода. Этот факт станет знаменательным для развития автомобильной промышленности Японии и мира.

Этапы развития бренда

Первые успехи

История великого автомобильного бренда начинается с 1933 г. Спустя 2 года появляются две модели авто: легковая Model A1 (переименованная позже в Model AA) и грузовая Model G1. Модели оснащены двигателем типа А собственной разработки, но во многом напоминают известные авто Chevrolet, Dodge Power Wagon.

Грузовые машины G1 пришлись по вкусу китайской власти, корпорация экспортировала в Китай целую партию грузовиков. Теперь бренд стали узнавать не только на территории Японии, но и за ее пределами.

1937 г. - компания становится самостоятельной, переходит на новый этап развития уже как Toyota Motor Co., Ltd. Обновленное название бренда звучит мягче, обещает принести удачу (написанное катаканой слово Toyota состоит из 8 черточек, что по японским поверьям символизирует успех).

Удар войны по производству

Военные годы приостановили развитие компании и выпуск новых моделей. Все внимание уделялось производству грузовых машин для японской армии. Острый дефицит сырья заметно ощущался, производились упрощенные модели, некоторые грузовики делались даже с одной фарой.

В период войны пострадали и мощности компании в префектуре Аити, это усложнило дальнейшее развитие марки, но не остановило. Несмотря на сложности, в 1947 г. компании удалось выпустить новые пассажирские авто (Model SA).

Глубокий экономический кризис привел к забастовке работников компании. Найти выход руководству помогла концепция Таичи Оно под названием «Камбан» или «бережливое производство». Новая концепция избавила Тойоту от необоснованных затрат времени, усилий, материалов и гарантировала высокий скачок в развитии.

Благодаря «бережливому производству» весь производственный процесс компании стал придерживаться двух базовых принципов: «точно вовремя» и полная автоматизация. Оба принципа дополняли друг друга. Первый принцип оговаривал поступление запасных деталей на позицию сборки, когда это необходимо и в нужном количестве. Это позволяло сократить запасы на складах и постепенно пополнять их. Вдобавок, Таичи Оно выделил 7 видов потерь в производственном процессе и обозначил методы по их сокращению.

В чем суть философии бережливого производства вы можете узнать из видео.

Производство и реализация были разделены, в 1950 г. появилась Toyota Motor Sales Co, она занималась исключительно продажей продукции.

На пути к известности

1952 г. - скончался первый руководитель Тойоты, но концерн продолжил активную деятельность. 1956 г. - японские автомобили попали на американский рынок. Подробное изучение требований населения позволили бренду успешно закрепиться в США, Бразилии, а затем проследовать в Европу и Австралию.

В истории развития марки наблюдается стремительный рост и успех. 1961 г. - на рынке появляется Toyota Publica, компактный, ресурсосберегающий автомобиль. 1962 г. - выпущен юбилейный (миллионный) автомобиль, 1966 г. - произошел выпуск новой модели Corolla, который произвел фурор в мировом автопроме.

1967 г. - бренд наращивает производство, было подписано сразу два сотрудничества с автопроизводителями Hino, Daihatsu.

Мировая слава

В 80-е годы концерн ожидает ряд приятных изменений:

  • происходит слияние Toyota Motor Sales Co., Ltd. и Toyota Motor Co., Ltd. (1982);
  • 1982 г. - запускается производство известной модели Toyota Camry, а сам бренд признается мировым сообществом в качестве мощного и достойного конкурента на автомобильном рынке;
  • подписано соглашение о сотрудничестве с крупнейшим автогигантом General Motors (1983);
  • 1986 г. - выпускается 50-миллионный автомобиль Тойота;
  • появляется подразделение концерна Lexus, созданное для выпуска машин премиум-класса. 1989 г. - выпуск пополняют роскошные модели Lexus LS400, Lexus ES250;
  • компания создает свой логотип в виде буквы «Т», которую образуют два овала (1989).

Выпуск автомобилей марки растет в геометрической прогрессии, к 1996 г. количество произведенных авто достигло 90 млн., в 1999 г. превысило 100 млн.

В борьбе за чистоту планеты создаются гибридные автомобили Raum (1996), Avensis и внедорожник Land Cruiser 100 (1998), а также известная модель Prius, выпуск и продажа ее превысили 50 тысяч только за 2000 г.

2002–2009 гг. - компания активно участвует в гонках Формула-1.

Как создавался и развивался бренд Toyota на протяжении всего времени вы можете посмотреть в видео.

Конкуренты бренда

Непрерывные темпы изобретения новых технологий производства, внедрение в бюджетные автооборудования и функций, свойственных для первоклассных моделей, гибкость в экологических и ресурсосберегающих вопросах повысили спрос на продукцию бренда. Японские автомобили оказались для потребителя компактными, комфортными и экономичными, а главное, доступными в ценовом отношении.

2007–2009 гг. - Тойота занимает лидирующие позиции.Мировой кризис 2008 г. также отразился на концерне, 2009 г. он завершает с убытками. Но это не помешало бренду обогнать своих главных соперников: мирового гиганта General Motors (GM) и Volkswagen .

2012 г. - концерн выходит на лидирующую позицию. Своевременная реакция на тенденции в моде, на предпочтения покупателей, приемлемая цена в соотношении с высоким качеством позволяют компании удерживать лидерство, не уступать конкурентам. Кроме того, руководство концерна заботится и о состоятельных клиентах, предлагая им высококлассные машины марки Lexus.

2013 г. - Тойота признана самой дорогой маркой в мире.

Toyota в России

Впервые официальное представительство известного бренда в России появилось в 1998 г. Динамичное развитие автомобильного рынка подтолкнуло Toyota Motor Corporation к созданию национальной компании ООО «Тойота мотор» (2002). Она занималась маркетингом, продажей авто на территории РФ.

2007 г. - в России начало функционировать ЗАО «Тойота Банк». Банк занимался кредитованием дилеров авто Toyota, Lexus. Этот ход существенно облегчил оптовую и розничную покупку автомобилей известной марки. Вскоре в поселке Шушары был открыт автосборочный завод по выпуску авто Toyota Camry класса «Е». Предполагалось, что завод будет выпускать порядка 20 тыс. машин в год с перспективой до 300 тыс. машин. По итогам 2011 г. на предприятии работало 600 человек, объем выполненной работы превысил 14 тыс. автомобилей.

На конец 2011 г. японский концерн в России представляли ООО «Тойота Мотор», ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия». Их главные офисы расположились в Москве и Санкт-Петербурге.

2015 г. - Тойота преуспела другие японские марки. Самыми популярными на российском рынке признаны модели авто Land Cruiser Prado, Toyota Camry, Land Cruiser 200 и RAV4.

Первенство среди полноразмерных внедорожников премиум-сегмента на сегодняшний день занимает Toyota Land Cruiser 200. Доля авто на рынке составила 45%.

Доля бренда на мировом рынке

Toyota Motors Corporation занимается производством и продажей авто для перевозки пассажиров, грузов. Большая часть заводов концерна сконцентрированы на территории Японии, некоторые мощности расположились и в других странах. Например, крупные заводы в США, Таиланде, Канаде и Индонезии, где численность сотрудников варьируется от 5,5 тыс. до 10 тыс. человек.

По данным 2015 г. из количества приобретенных за год авто (91 млн.) 9,6% пришлось на бренд Тойота.

Продукция концерна активно покупается, доля автомобилей Тойота в некоторых регионах составила:

Руководство бренда максимально исключило операции и процессы в технологическом процессе, которые не приносят ценности для потребителя. Желание совершенствоваться, удовлетворять желания клиентов обеспечивают успех и лидерство концерна Тойота.

История Toyota Motor Corporation начинается в XIX веке в Японии. Как и многие другие известные бренды, первоначальный бизнес основателей не был связан с автомобилестроением.

В конце позапрошлого века изобретатель и инженер Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda) основал компанию Toyoda Enterprise. Современники сравнивали Сакичи со знаменитым американским изобретателем Томасом Эдисоном.

Сакичи Тойода родился в небогатой семье, его мать занималась ткачеством, в то время это было достаточно тяжелое ремесло. Именно желание помочь матери привело молодого изобретателя к созданию ткацкого станка. Оригинальная конструкция была запатентована, и в последующем стала основой растущего бизнеса.

Со временем ткацкими станками заинтересовались английские мануфактуры. Для подписания договора сын изобретателя — КиичироТойода — отправился в Англию с остановкой в США. Молодой человек, как и многие его ровесники из поколения первой половины XX века, увлекался автомобилями. В Америке он своими глазами увидел современные индустриальные производства, в итоге, после возвращения домой, Киичиро Тойода начал осуществлять свою мечту — создание японского автомобиля.

Заручившись поддержкой отца, Киичиро с энтузиазмом взялся за реализацию амбициозной задачи. Прототип — четырехдверный седан А1- начали разрабатывать в 1936 году. Уже через полгода машина была готова. Подобная скорость объясняется тем, что большинство технических решений были подсмотрены у американских брендов. Производство модели АА наладили на новом заводе в Коромо.

Первые автомобили выпускали под именем Toyoda, однако молодого предпринимателя такое название не совсем устраивало. Киичиро ничуть не стыдился своей фамилии, в переводе она означала «плодородное рисовое поле». Однако это аграрное название не соответствовало индустриальному духу XX века.

Именно поэтому был объявлен конкурс на новое название. Рассмотрев свыше 20 тысяч вариантов, остановились на всем известном сегодня названии Toyota. В этом названии прослеживается преемственность с фамилией основателя, слово легко запоминается и хорошо звучит в разных языках.

28 августа 1937 года была зарегистрирована компания Toyota Motor Corporation, а производство автомобилей началось уже в ноябре, именно в этот момент родился знаменитый японский бренд. Вплоть до Второй мировой войны компания выпустила свыше 1400 седанов АА. В годы войны на мощностях Toyota выпускались военные грузовики, амфибии, вездеходы и детали для самолетов.

Компании повезло, что во время военных действий ее заводы практически не пострадали. Несмотря на тяжелое положение страны, уже осенью 1945 года инженеры Toyota приступили к созданию новой модели.

Послевоенная разруха и нищета диктовала свои условия – необходимо было разработать простой и компактный автомобиль. Модель Toyota SA внешне напоминала «жук» или Volkswagen Type 1. Несмотря на множество заимствований, считается что данная модель все-таки в большей степени является самостоятельной японской разработкой. Первая серия Toyota SA была выпущена уже в 1947 году.

Борьба за качество

В современном мире японский автомобиль является синонимом качества, но так было далеко не всегда. В послевоенные годы доверие к товарам, произведенным в Японии, было, скажем так, не очень. Для снижения издержек КиичироТойода применил на своих заводах систему Just-in-Time (точно вовремя). Данная система использовалась еще в 20-е годы на заводах Генри Форда, однако именно японцы довели её до совершенства.

Следующим шагом в борьбе за качество стал принцип jidoka, что означает повышенную ответственность каждого работника за качество выпускаемой продукции. Таичи Оно (Taichi Ohno), управляющий цеха на заводе в Коромо, в 50-е годы предложил использовать подход, применяемый до этого в ткацком производстве. При обрыве нити прядильные машины самостоятельно отключались, что позволяло уменьшить количество бракованной ткани.

Этот же принцип впервые применили в автомобильном производстве. Если рабочий замечал бракованную деталь, он обязан дернуть за специальный шнур, который останавливал весь конвейер. Таким образом, брак выявлялся на ранней стадии, а его устранение обходилось в итоге дешевле, чем последующая работа с недовольным клиентом.

В дополнение на заводах Тойота была введена система непрерывного совершенствования. Любой рабочий может подать рацпредложение, которое будет обязательно рассмотрено, плюс ко всему на предприятиях действуют «кружки качества», царит особая атмосфера, которая вовлекает в процесс улучшения абсолютно всех работников.

Принципы бережливого производства, применяемые на заводах Тойота, стали классикой и изучаются современными менеджерами для адаптации в других сферах деятельности. Все это позволило японской автомобильной компании стать лидером рынка, а выражение «японское качество» стало нарицательным.

Зарубежная экспансия

Уже в 1950-е годы стало ясно, чтобы догнать и перегнать , необходимо активно осваивать зарубежные рынки. Для начинающей японской компании это был серьезный вызов.

В 1957 году Тойота стала первой среди японских автомобильных компаний, кто открыл филиал в США. В сентябре несколько менеджеров прибыли в Лос-Анджелес для изучения местных условий, а уже 31 октября начала работу Toyota Motor Sales. В США поставлялись модели Toyota Crown и Land Cruiser.

Первоначальные продажи на крупнейшем автомобильном рынке не впечатляли — за первый год в США было продано всего 288 машин. В те годы в Америке правили бал традиционные автогиганты: GeneralMotors, Ford и Chrysler.

Однако все изменилось во время нефтяного кризиса 1970-х годов. Резко подорожавшая нефть изменила взгляды американцев на автомобили. Недорогие, экономичные и надежные японские автомобили быстро завоевали популярность.

И если в 1966 году новая модель седана Corona была распродана тиражом 10 тысяч машин, то уже в 1972 году суммарные продажи этой модели достигли 1 миллиона. И это было только начало. В последующие годы японская компания успешно завоевала рынки Европы, Южной Америки и России, заслужено получив звание крупнейшего автопроизводителя в мире.

Современное производство Toyota включает в себя десятки сборочных производств, разбросанных по всему миру. Каждый завод соответствует самым строгим требованиям в области качества, таким образом, независимо от того, в какой стране и в каком городе вы проживаете, вы всегда можете рассчитывать на качество и надежность автомобилей под брендом Toyota.

Где купить запчасти Тойота

В России японские автомобили заслуженно пользуются спросом и доверием. Суровые климатические условия нашей страны требуют внимательного подхода при выборе марки автомобиля, запчастей и расходных материалов. Наиболее популярны модели Corolla, Camry, RAV4, MarkII, Land Cruiser Prado и многие другие.

Главной страной-производителем автомобилей Тойота является Япония, но с ростом популярности продукции концерна возникла необходимость в покрытии текущего спроса и открытии новых заводов.

Так, шаг за шагом производство Toyota было налажено во многих странах мира - Франции, Великобритании, Индонезии и других. Не исключением стала и Россия, где особенно ценится продукция этого бренда.

О производителе Toyota

Компания Тойота начинала деятельность с изготовления ткацких станков, и только в 1933 году был открыт цех по сборке автомобилей.

На сегодняшний день Toyota является крупнейшей корпораций, занимающейся производством более десятка моделей авто и поставляющая продукцию практические во все уголки планеты. Главный офис предприятия базируется в одноименном городе Тоёта.

Вторая мировая война негативно повлияла на работу компании, и полностью восстановить производство удалось только к 1956 году. Через год начались поставки в США и Бразилию, а еще через 5 лет - в Европу.

К 2007 году компания Toyota заслужила звание крупнейшего автомобильного производителя и по сегодняшний день успешно его удерживает.

Определенные сложности возникли в периоды 2008-2009 годов, когда из-за финансового кризиса концерн закончил год с убытками, но уже через некоторое время компании удалось обойти по продажам таких грандов, как General Motors и Volkswagen.

К 2015 году машины бренда Тойота были признаны наиболее дорогими и востребованными в премиум-сегменте.

Главным направлением деятельности предприятия является изготовление автомобилей и автобусов.

Основные мощности по производству машин находятся в Японии, но заводы концерна разбросаны по всему миру.

Производство ведется в следующих странах:

  • Таиланд (Самутпракан);
  • США (штат Кентуки);
  • Индонезия (Джакарта);
  • Канада (Онтарио) и прочие.

Продукция концерна направляется в Японию (около 45%), в Северную Америку (около 13%), Азию, Европу и в другие регионы мира. Дилерские центры по продаже и обслуживанию Toyota открыты в нескольких десятках стран, а их число только растет.

Продажи в России

История автомобилей Тойота в России началась почти 20 лет назад. Так, в 1998 году было открыто представительство концерна в Москве.

Первые успехи продаж показали правильность выбранного вектора, и через некоторое время (в 2002 году) начала работу компания по маркетингу и продажам. Именно этот год считается полноценным стартом деятельности японского производителя на территории страны.

В дальнейшем взаимоотношения Японии и России в автомобильном и других секторах активно развивались. Так, в 2007 году в РФ начал работать «Тойота Банк», базирующийся в двух городах - Санкт-Петербурге и Москве.

Финансовые учреждения предоставляли клиентам займы и выступали в роли кредиторов для официальных дилеров Лексуса и Тойоты.

К слову, Toyota стала первым производителем, которому удалось открыть свои банки на территории РФ.

В 2015 году популярность автомобилей Toyota вышла на свой пик, что подтверждалось рекордным количеством продаж. Через официальных дилеров было реализовано около ста тысяч машин.

Наибольшим спросом пользуются следующие модели - Камри, РАВ 4, Лэнд Крузер, Прадо и другие.

Интересен тот факт, что Land Cruiser 200 в премиальном сегменте занимает лидирующую позицию по продажам, а его доля составляет почти 45%.

Модели, которые собирают в России -заводы

В 2005 году между Российским правительством и концерном Toyota был оформлен договор о строительстве завода по производству авто в промышленной зоне Санкт-Петербурга.

Проект был запущен уже через 2 года, а первыми «отечественной» моделью стала Тойота Камри.

Первоначально объем продаж составлял 20 тысяч машин ежегодно, но в планах представителей концерна было увеличить показатель до 300 тысяч единиц.

Все машины, которые производились в России, были предназначены для внутреннего рынка.

Несмотря на популярность продукции японского бренда, к 2014 году объем продаж снизился, и за первые 6 месяцев было сделано около 13000 машин, что оказалось на 1,5% меньше, чем за аналогичный период в 2013 году.

Для расширения производства было принято решение о поставке Тойоты Камри, сделанной под Санкт-Петербургом, в другие страны - Беларусь и Казахстан.

Несмотря на некоторые проблемы, завод продолжает развиваться. Так, недавно завершено строительство новых штамповочных цехов, а в 2016 году удалось запустить производство RAV4.

Главный вопрос касается качества сборки, которая многих не устраивает.

В 2013 году стартовал выпуск еще одного представителя концерна Тойота - Land Cruiser Prado. Центром производства стал Дальний Восток. При этом начало сборки в России не привело к удешевлению продукции, и цены остались на том же уровне. Планируемый объем производства - 25 тысяч машин ежегодно.

Изготовление машин на Дальнем Востоке ориентировано на внутреннего потребителя - рынок РФ.

Кроме упомянутых заводов, Toyota для России собирается в следующих странах:

  • Япония (Тахара) - один из крупнейших поставщиков. Здесь производится десять моделей машин еще с 1918 года, а общий оборот превышает 8 млн. машин ежегодно. Обслуживанием мощностей занимается около трехсот тысяч сотрудников.
  • Франция (Валеньсенн);
  • Япония (Тахара);
  • Англия (Бернанстон);
  • Турция (Сакарья).

Где собирается Тойота Камри?

Модель Камри относится к машинам D-класса. Ее производство налажено во многих странах мира - Китае, РФ, Австралии, Англии, США и, конечно, в самой Японии.

За время существования выпущено семь поколений автомобиля и пока производитель не планирует сбавлять обороты. В зависимости от поколения, машина может относиться к премиум или к среднему классам.

До 2008 года Toyota Camry для российского рынка производились в Японии. После открытия завода в Шушарах отечественным потребителям предлагаются автомобили, собранные на своих мощностях. Так происходит и по сегодняшний день.

Тойота Королла

Одной из наиболее востребованных в РФ считается модель . Это компактное транспортное средство, выпуск которого налажен с 1966 года. Еще через 8 лет (в 1974-м) машина попала в Книгу рекордов Гиннесса - она стала наиболее продаваемой в мире.

В 2016 году этой модели исполнилось 50 лет, и за этот период было продано больше 40 миллионов автомобилей.

Ранее Королла собиралась только в Японии, на заводе Такаока. Ситуация изменилась в 2013 году, когда производителем было представлено 11-ое поколение машины.

С этого момента сборка Corolla для России ведется в Турции, в городе Сакарья. Поставки автомобильной техники осуществляются через Новороссийск.

На сегодня автолюбителям в РФ доступны только «турецкие» машины Королла, но на вторичном рынке можно найти и настоящих «японцев».

Много дискуссий ведется по поводу качества сборки. По отзывам автовладельцев и специалистов оно почти не измелилось.

На заводе в Турции установлено современное оборудование, набран штат квалифицированных сотрудников, а контроль качества ведут сами представители компании Тойота.

Стоит отметить, что ранее автомобили Королла японского бренда уже производились в Турции (с 1994 по 2006 года). Продавались машины не только на территории РФ, но и в другие страны.

Тойота РАВ 4

Модель RAV 4 заслужила популярности, благодаря компактности, солидному внешнему виду и богатой «начинке».

Производство кроссовера началось в 1994 году, и первоначально автомобиль был ориентирован на молодежь. Цифра «4» в названии означает наличие постоянного полного привода.

Сегодня этот кроссовер пользуется немалым спросом у автолюбителей в РФ. Сборка до недавнего времени производится только в Японии на двух заводах - Такаока и Тахаран. Так было до 22 августа 2016 года. Именно в этот день с конвейера завода в Санкт-Петербурге сошел первый автомобиль модели.

Машины планируется продавать не только в России, но и в ряд других стран - Казахстан и Беларусь.

Тойота Прадо

Модель Toyota Land Cruiser Prado - гордость японского концерна. Этот внедорожник по праву считается одним из лучших представителем бренда.

К преимуществам относится повышенный уровень комфорта, богатая комплектация, а также шикарный салон. Выпускается машина в 3-х и 5-ти дверном исполнении.

Начиная со второго поколения, производство велось с упором на платформу Тойота 4Runner, но уже с 3-его поколения производство налажено под названием Лексус GX.

Наибольший интерес для отечественных покупателей представляют автомобили, произведенные на территории Японии. Именно они считаются «чистокровными японцами». Все три модели Land Cruiser (100, 200 и Prado) собираются в Японии, на заводе Тахара.

К слову, в 2013 году была запущена сборка этих авто в России на предприятии во Владивостоке, но уже в 2015 году от идеи пришлось отказаться. Причиной стал низкий уровень продаж.

Тойота Авенсис

Следующий представитель D-класса от японского бренда - Toyota Avensis. Главными конкурентами являются , Опель Вектра и другие.

На европейском рынке машина пришла на смену Тойота Карина Е, а в 2007 году появился универсал Авенсис, который заменил Калдину.

Несмотря на японскую принадлежность, на территории Япония авто никогда не собиралось. Да и в целом Avensis не предназначен для японского рынка. Главными потребителями являются страны Европы и России.

На территории РФ в основном продаются машины, произведенные в Англии, на заводе в графстве Дербишир.

Первые авто сошли с конвейера в 2008 году, и уже через год их число превысило отметку 115 тысяч. К качеству претензий нет - все сделано с английской точностью и щепетильностью.

Тойота Хайлюкс

Автомобиль Toyota Hilux представляет особой пикап средних размеров, который продается на территории России с 2010 года.

Благодаря продольному расположению мотора, рамной конструкции, а также полному приводу, машина заслужила популярности во всем мире. На сегодняшний день выпущено восемь поколений этого авто.

Для РФ Toyota Hilux собирается в двух странах - Тайланде и ЮАР. Если говорить в целом, сборка для других стран налажена также в Аргентине и Индонезии.

Тойота Хайлендер

Отдельного внимания заслуживает еще один представитель японского бренда - Toyota Highlander. Это транспортное средство относится к классу внедорожников и построено на базе Тойота К.

Первое представление пришлось на 2000 год. Главными потребителями считаются молодые люди в возрасте 20-30 лет.

Первоначально модель предназначалась для продаж только на территории Японии. По классу Хайлендер выше РАВ 4, но уступает Прадо.

Главными потребителями этого авто являются американцы, но определенный спрос имеется и в России.

На территорию РФ поступают транспортные средства, собранные в США (штат Индиана, Пристон) и слегка адаптированные под местные условия.

Здесь же собираются минивэны Сиенна. Производится автомобиль также и в Японии, но эти модели направляются в страны ЕС.

Тойота Венза

Машина Toyota Venza относится к классу 5-местных кроссоверов. Первоначально автомобиль производился для США, но с 2013 года был представлен и на рынке РФ.

Тойота Венза позиционируется как авто для молодых семей, которые много путешествуют и любят активный образ жизни. Первые продажи в мире стартовали в конце 2008 года.

Модель отличается надежностью, богатым функциональным наполнением и комфортом. В 2012 году, незадолго до начала продаж на территории России, была представлена рестайлинговая версия.

С 2015 года машина в США не продается, а в 2016 году прекратились продажи и на рынке РФ. Сегодня Тойоту Венза все еще можно найти на рынках Китая и Канады.

Тойота Ярис

Модель Toyota Yaris - компактный «японец», выполненный в кузове хэтчбек. Производство транспортного средства стартовало в 1999 году.

Название Ярис было позаимствовано от имени древнегреческой богини радости и веселья (оригинальное имя - Charis).

Вторым названием машины является Vitz, но оно распространяется только на автомобили, произведенные для рынка Японии.

В Европе и Японии машина появилась в один год - в 1999-м. В 2005 году было представлено авто 2-го поколения, а в 2006 году стартовали продажи в России.

Машины 3-его поколения производились только в Японии, на заводе в Йокогаме, и были предназначены для внутреннего рынка. Вскоре стартовало производство во Франции, откуда модель попадает в ЕС и Россию.

Тойота FJ Cruiser

Автомобиль FJ Cruiser от компании Тойота - компактный внедорожник, который выполнен в оригинальном ретро-стиле.

Впервые концепт был представлен в 2003 году, а само производство запущено спустя два года.

В США и Канаде первые продажи стартовали в 2007-м. Внешне машина напоминает модель FJ40, которая выпускалась еще 50 лет назад.

Автомобиль производится только в Японии. При этом в 2014 году продажи этой модели в США были прекращены.

В течение последних двух лет авто можно было приобрести на рынках Японии, Китая, Австралии и ряда других стран. В 2016 году компания заявила о намерении прекратить выпуск FJ Cruiser.

Тойота Приус

Электрический мотор способен выполнять функции генератора и производить подзаряд АКБ.

Выпуск автомобилей ведется исключительно в Японии, на заводе Цуцуми. В 2015 году было представлено новое поколение автомобиля, а уже с февраля 2017 года первые заказы поступили из России.

В машинах Тойота на может быть расположена:

  • В левом углу приборной панели;
  • Под передним пассажирским сидением (с правой стороны);
  • На раме открытой двери водителя.

Распознать страну-производителя можно по первым трем символам. Если первый символ J, машина производится в Японии.

Здесь же стоит выделить следующие варианты:

  • SB1 - Великобритания;
  • AHT и ACU - ЮАР;
  • VNK - Франция;
  • TW0 и TW1 - Португалия;
  • 3RZ - Мексика;
  • 6T1 - Австралия;
  • LH1 - Китай;
  • PN4 - Малайзия;
  • 5TD, 5TE, 5X0 - США.

Также при расшифровке стоит ориентироваться на 11 символ.

Варианты следующие:

  • С 0 до 9 - страна-производитель Япония;
  • C - страна-производитель Канада;
  • M, S, U, X, Z - страна-производитель США.

Последующие цифры - серийный номер.

Полную расшифровку ВИН кода автомобиле Toyota смотрите ниже.

Несмотря на существующие трудности, компания Тойота продолжает развиваться. И если старые модели пропадают с рынка, они заменяются еще более интересными и современными авто.

Держит позиции производитель и на российском рынке, что подтверждается выпуском новых моделей на местных мощностях.

Многие известные сегодня фирмы, специализирующиеся на производстве автомобилей, начинали вовсе не с них, а совсем с других изделий. К числу них относится и крупнейшая автомобильная фирма Toyota.

Своими корнями история бренда уходит почти на полтора столетия назад, когда бизнесмен, а заодно и изобретатель, и инженер, Сакичи Тойода создал компанию имени себя – Toyoda Enterprise. Правда, считать, что это был рядовой изобретатель, каких много в любой стране было бы неверно. Современники называли Сакичи японским Томасом Эдисоном и даже «королем японских изобретателей».

Родился будущий изобретатель в семье небогатого плотника, 14 февраля 1867 года. Это был период, когда Япония проходила очень непростой период модернизации, когда ей приходилось мучительно переходить из средневекового феодализма в мир жесткого европейского капитализма со всей его спецификой.

В итоге Сакичи Тойода, который вырос в бедной и маленькой деревне, находящейся в префектуре Шизуока, на собственном опыте успел узнать насколько тяжела жизнь японского крестьянина того периода. Его мать занималась ткачеством и, вдоволь насмотревшись на ее тяжкий труд, молодой человек решил изобрести ткацкий станок, имевший довольно необычную конструкцию. Надо сказать, что именно это изобретение и стало основой преуспевания семьи Тойода.

Довольствоваться достигнутым Сакичи не стал, непрерывно совершенствуя устройство своих станков, а также других ткацких механизмов. В результате его разработкам заинтересовалась британская фирма Platt Brother& Co., которая в то время была крупнейшей текстильной мануфактурой мира. Британцы убедили Сакичи продать им патентные права на станок, и чтобы подписать договор и «утрясти» прочие формальности, сын Сакичи – Киичиро – отправился через Соединенные Штаты в Великобританию.

Киичиро явно пошел в отца и понял, что, несмотря на то, что в наиболее развитой части мира бал правила индустриализация (а это были 30-е годы XX-го века), Япония продолжала оставаться преимущественно аграрной страной. Будучи амбициозным и деятельным, Киичиро Тойода решил изменить такое незавидное положение страны. Подобно многим другим молодым людям той эпохи, он восхищался автомобилями и в полной мере воспользовался шансом ознакомиться с автопромом развитых стран, которые он посетил во время своей «загранкомандировки».


В результате, когда он вернулся в родные пенаты, Киичиро принял решение распрощаться с ткацкими станками, обеспечившими семье его отца имя и финансовое благополучие, и связать свое будущее только с автомобилями.

От станка к автомобилю

Киичиро понимал, что одного решения заняться автомобилестроением недостаточно: прежде нужно убедить в этом своего отца. Однако никакого противодействия с его стороны он не встретил. Более того, отец поддержан сына в его решении попробовать себя в этом непривычном для Японии деле и обеспечил сыну поддержку.

Киичиро с энтузиазмом взялся за реализацию новой задачи и принялся разрабатывать свой первый автомобиль, вернее, прототип будущего четырехдверного седана A1. Начато это было в 1936 году, и готова машина была всего через полгода.

Учитывая то, что Киичиро еще никогда не имел дела с автомобилями, такие темпы работы можно назвать сверхзвуковыми. Правда, такая скорость может объясняться и тем, что А1 состояла из набора стандартных решений, который пронырливый Киичиро подсмотрел у европейских и, в основном, американских брендов.


К примеру, конструкция шасси, так же, как и шестицилиндровый мотор на 3,4 литра и коробка передач, в своей основе, были «позаимствованы» у Chevrolet, а кузов своего первого автомобиля оказался копией Chrysler Airflow, которую немного уменьшили в размере. Это было вполне объяснимо, ведь кроме того, что Киичиро не обладал должным опытом в данной сфере, этот аэродинамичный седан был по меркам 30-х годов достаточно прогрессивным. Чтобы иметь возможность досконально разобраться в его устройстве, Киичиро специально выписал один экземпляр из Соединенных Штатов, отдав его «на растерзание» своим пытливым инженерам. К тому же дизайн Chrysler Airflow был столь актуален, что благоразумные японцы решили не рисковать и оставить все как есть. Хотя некоторые изменения все же были сделаны. Помимо того, что масштаб был несколько уменьшен, изменились и фары: у Chrysler Airflow они были интегрированными в передние крылья, тогда как на «японце» их разместили в старом стиле – поверх крыльев.

Количество прототипов А1 равнялось трем, и один и них даже был освящен согласно всем буддийским традициям. Что интересно, так это то, что первая поездка на этом автомобиле была сделана Киичиро к могиле своего отца, который скончался незадолго до этого. Итак, прототип был создан, а через год в серию вышла почти неотличимая от А1 модель АА.


Налажено производство было в местечке Коромо, где был построен совершенно новый завод. Стоит сказать, что сегодня этот населенный пункт, как и его окрестности, называют громким именем Toyota City. Поначалу машины продавали под тем же именем, под которым выпускались ткацкие станки – Toyoda. Однако амбициозного Киичиро этот вариант не устраивал, поскольку по-японски «тойода» – это «плодородное рисовое поле». Такое сельскохозяйственное название не слишком подходило к автомобилям, и Киичиро решил найти новое имя для своего бренда для чего был объявлен конкурс. Всего было подано боле 20 тысяч различных заявок, среди которых семья выбрала именно тот вариант, который сегодня известен практически всем – «Toyota». Это название уже не сдержало намеков на аграрную деятельность, хорошо звучало на любом языке, легко запоминалось и, что очень важно, указывало на фамильную преемственность.

Официально компания Toyota Motor Corporation была зарегистрирована в качестве дочерней компании Toyota Enterprise. Произошло это 28 августа 1937 года – незадолго до начала Второй мировой войны.

Уже в ноябре на упомянутом выше заводе началось производство, и именно тогда и родился бренд, который стал одним из самых известным в мире автомобилей.

Несвоевременное начало и вторая попытка

Несмотря на то, что начало первого японского автомобильного бренда было вполне удачным, оно оказалось несвоевременным. Началась Вторая мировая, и развернуть деятельность как следует не вышло. К 1943 году компания смогла выпустить всего лишь 1404 седана АА. Кроме них было продано 353 кабриолета, созданных на базе кабриолета АВ и 115 седанов АС, которые почти ничем не отличались от АА, за исключением более мощного двигателя. Одним словом, особого прогресса заметно не было.


Но при этом стоит учитывать то обстоятельство, что во время войны компания работала в основном на армию, выпуская не только военные грузовики, но и легкие разведывательные вездеходы, амфибии и даже отдельные компоненты для нужд военной авиации. В общем, несмотря на слабый прогресс в производстве автомобилей для населения, предприятие работало, и работало очень интенсивно, приобретая новый опыт. К тому же во время войны, несмотря на регулярные налеты авиации, завод компании почти не понес потерь. И все же к осени 1945 года особых поводов для радости у членов компании не было. Но воспитанные в духе дзэн-буддизма японцы на лишения смотрят под несколько иным углом, поэтому вместо жалоб на жизнь, сотрудники взялись отстраивать свое могущество заново. Военная продукция была ускоренными темпами перепрофилирована под мирные нужды, а на окрестных территориях стали выращивать зерновые культуры. В течение некоторого времени в цехах компании из авиационных компонентов даже собирались различные инструменты и кастрюли.

Конверсия была довольно успешной, но Киичиро не забывал и о своей основной цели – выпуске автомобилей и разработке новых моделей. И уже в октябре 1945 года, когда Япония всего месяц как капитулировала, инженеры компании принялись за разработки новой модели. Вполне естественно, что в свете тяжелого экономического положения в стране, нужно было создать по возможности более дешевый и незатейливый автомобиль. И вскоре был создан прототип первой послевоенной Toyota – двухдверный седан SA укомплектованный четырехцилиндровым двигателем объемом в 1 литр. Внешне эта машина очень походила на хорошо известный как «Beetle» Volkswagen Type I. И одними только внешними отличиями дело не ограничивалось – сходство было видно и в хребтовой раме, которая была применена на японском производстве впервые.


Однако, несмотря на все сходства, Toyota SA (получившая ласкательное прозвище «тойота-малышка» – Toyopet) была самостоятельной разработкой инженеров компании. На это указывает хотя бы то, что вместо заднемоторной, использовалась классическая компоновка модели.

В октябре 1947 года начался мелкосерийный выпуск Toyota SA и можно сказать, что начало было успешным: на основе SA было выпущено несколько серийных «тойотовских» моделей, а сама «малышка» стала для компании своеобразным пропуском в элиту автомобильного мира. Если доселе Toyota, как и прочие японские производители автомобилей, рассчитывала на не слишком богатый и обширный японский рынок, то теперь наметился поворот к светлому будущему. Тогда в это мало кто мог поверить, ведь за пределами Японии, понятие «японский автомобиль» воспринималось примерно так же, как и «эфиопский конькобежец», но Киичиро верил в успех своего дела, не оглядываясь на штампы.

Время успеха

В настоящее время слово «японский» является синимом слова «качественный» и это относится и к автомобилям тоже. И стало это возможным в значительной степени именно благодаря Toyota. Ведь именно эта компания некогда начала настоящую войну за повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции. Правда, метод Just-in-Time, согласно которому компоненты для сборки не хранились на складе, а подвозились прямо к конвейеру, были запланированы Киичиро Тойода еще на начальном этапе, когда завод в Коромо только строился.

Поскольку в тридцатых годах объемы производства были еще очень скромными, то и нужды в таких инновациях не было. А в послевоенный период, когда производство стало набирать обороты, об ускоренных методах производства снова вспомнили.

Конечно, ничего революционного в этих наработках не было, поскольку подвозить комплектующие прямо на место сборки стал еще «отец автомобиля» Генри Форд, сделав это почти на полвека раньше Киичиро Тойода – в 10-20-х годах XX-го века. Но чем были славны японцы, так это своей способностью все доводить до совершенства, что и было достигнуто на заводах Toyota. Однако на этом средстве повышения эффективности производства и сокращения издержек, компания останавливаться не стала. Следующим шагом стал нехитрый, но очень эффективный метод, который пришел из текстильного прошлого Киичиро и его отца. Об этом опыте стоит рассказать особо.

Таичи Оно, который в начале 50-х был управляющим цеха окончательной сборки машин на том самом первом заводе, однажды вспомнил о такой особенности прядильных машин как самостоятельное отключение при случайном обрыве нити. Эта способность позволяла заметно уменьшить количество бракованной ткани. Правда автомобильный конвейер тех лет мало походил на ткацкий станок и был лишь отчасти автоматизирован: основную часть работы приходилось выполнять вручную.


Однако, Таичи Оно это не остановило, и он ухитрился приспособить эту «идею из текстильного прошлого» к автомобильному производству. Назван новый принцип был «Jidoka», что в перевод с японского на русский можно было бы перевести как «автоматика с человеческим обличьем». Суть «джидоки» состояла в повышенной ответственности каждого сотрудника завода. В случае если рабочему попадалась на глаза бракованная деталь или неверно установленный компонент, в его обязанность вменялось дернуть за «андон» (так назывался специальный шнур) и тем самым остановить конвейер. Благодаря этому бракованные детали можно было выявить и устранить еще на ранней стадии производства, затрачивая на это минимум времени и средств.

Сочетание изобретенной Таичи Оно «джидоки», фордовского подвоза комплектующих прямо к конвейеру и постоянное внедрение рацпредложений от сотрудников компании, которое стало едва ли не визитной карточкой фирмы, объясняет, почему качество продукции невероятно возросло в очень кроткие сроки, став образцом качества японских товаров.

Экспансия

Восхождение фирмы к вершинам трудно назвать ступенчатым. Как правило, восхождение на следующую ступень планировалось еще тогда, когда не была завоевана предыдущая. Так случилось и в случае с экспансией фирмы, необходимость которой была осознана еще тогда, когда качество Toyota еще было на этапе становления. Именно в ту пору стало ясно, что для того чтобы стать в один ряд с лидерами мировой автомобильной промышленности, одного качества мало – нужно еще и освоить рынки других стран. Это был довольно рискованный шаг, но зато в случае успеха, результат мог стать ошеломительным.


В итоге в 1957 году Toyota стала первой японской фирмой, решившейся на такую авантюру как открытие филиала в Америке. Но с места в карьер решили не гнать, и поэтому, вначале в Лос-Анджелес были отправлены три «разведчика», задачей которых было изучить местный автомобильный рынок. Судя по всему «десант» был успешным и всего пару месяцев спустя – 31 октября 1957 года – была основана Toyota Motor Sales.

Первыми предложенными Toyota на экспорт моделями стали внедорожник Land Cruiser BJ и седан Crown.

Однако с разгона особого успеха на американском рынке достичь не удалось. За первые полгода реализации продукции было продано всего 288 автомобилей. «Тойотовский» товар не смог впечатлить американцев ни престижем (который еще не был завоеван), ни динамикой, ни дизайном. Нельзя забывать и давнюю неприязнь американцев по отношению к японцам, которая отдаленно напоминала те «теплые» чувства, которые народы СССР испытывали к немцам. Однако Toyota не стала пытаться пробить стену лбом, пытаясь угнаться за трендами конца пятидесятых. Вместо этого руководство компании решило дождаться своего часа, и это решение не было ошибочным.


В ту пору на автомобильном рынке США бал правили огромных размеров машины, которые кто-то верно назвал автомастодонтами. Однако мода на такие чудовища в детройтском стиле внезапно закончилась, и тогда неприхотливые и надежные Toyota получили шанс пробиться к вершинам. Но одной моды оказалось недостаточно, и к настоящему прорыву привел лишь топливный кризис конца 70-х, который радикально изменил автомобильные предпочтения американцев. Именно тогда главными требованиями, которые предъявляли жители США, стали доступность, надежность и экономичность.


Ждать, когда Детройт сумеет отреагировать на новые веяния американцы не стали, зато неожиданно для себя обнаружили, что Toyota уже давным-давно производит экономичную, недорогую и чрезвычайно качественную продукцию. Для примера можно привести следующие показатели: в 66-ом году седан Corona стал первой моделью бренда на американском рынке, тираж которой превысил 10000 экземпляров в год. Уже к 1972 году суммарные продажи Toyota в Америке достигли миллиона машин, а спустя еще три года фирма сумела стать самым популярным брендом США, сместив с этого места Volkswagen.

После завоевания Соединенных Штатов началась экспансия в Южную Америку, Европу, Австралию, а затем и в Россию. По всему миру открывались новые сборочные предприятия, родился совершено новый люксовый бренд Lexus, а по итогам 2010 года Toyota стала крупнейшим автопроизводителем в мире.

Десятка лучших автомобилей Toyota за всю историю компании

Land Cruiser BJ20 (1955 г.)

Прародителем этого автомобиля был предсерийный прототип Wyllis MB – Bantam BT-40. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку «Виллис» был вообще первым джипом в истории. В самом начале Второй мировой, захватившие на Филиппинах американские трофеи японские войска, обнаружили среди них и этот вездеход, предназначавшийся для разведки. Автомобиль был немедленно передан инженерам Toyota для досконального изучения и последующего копирования. В итоге появился автомобиль Toyota AK-10, который был, по-сути, «японским Виллисом».


А после окончания Второй мировой уже американцы заказали японской фирме партию лицензионных «Виллисов» BJ. Именно американцы впоследствии прозвали результат этого заказа «сухопутным крейсером». Однако если вначале речь шла о копии американского джипа с японскими комплектующими и двигателем, то его последующая версия, названная Land Cruiser BJ20, уже имела собственный цивильный кузов. И, наверное, именно с него и началась история «тойотовских» Land Cruiser.

Corona T30 (1964 г.)

Внешне (да и в салоне тоже) в этом небольшом автомобиле нет ничего особенного. По сути это обычный компактный седан, каких в середине 60-х было довольно много. По своим размерам машина почти не отличалась от отечественных «Жигулей» и динамика тоже была не слишком впечатляющей (100 км/ч набирала аж за 15 секунд). Дизайн, несмотря на то, что в его разработке участвовал известный итальянский дизайнер Батиста Фарина, был весьма невзрачным. Но именно этот автомобиль дал старт успеху Toyota в Америке.


Машина была дешевой, неприхотливой, надежной и в то же время очень хорошо укомплектованной. То, что Corona стала одним из первых «компактов» где был и кондиционер, и автоматическая коробка передач не могло не заинтересовать покупателей.

В течение первого же года жители США приобрели свыше 20000 тысяч экземпляров этих машин. А все одиннадцать поколений «Корон» разошлись по свету в количестве около 27 миллионов экземпляров.

2000 GT (1967 г.)

Этот довольно необычный автомобиль, можно сказать, стал знаковым как для Toyota, так и для всей японской автомобильной промышленности. Это объясняется тем, что именно эта статусная спортивная модель сломала своеобразный стереотип, согласно которому японцы могут выпускать только качественные и дешевые малолитражки. Хотя стоит отметить и то, что в период серийного выпуска «двухтысячная» большой славы не снискала, добыв ее тогда, когда выпуск модели был окончен. Одной из причин этого была довольно высокая цена автомобиля. Правда, платить было за что: эффектный дизайн заднеприводного спорткара приводился в движение двухлитровой рядной шестеркой, развивающей мощность в 150 «коней».


Может сейчас это и не впечатляет, но в конце 60-х это было довольно солидно. В плане динамики модель шла вровень с 911-ым «Порше» и имела максимальную скорость в 220 км/ч, из которых первую сотню набирала за 8,4 секунды. В общей сложности было выпущено всего 337 экземпляров, за любой из которых теперь придется выложить колоссальную сумму (350-400 тысяч долларов).

Corolla E80 (1983 г.)

Эта модель стала наиболее популярным автомобилем в истории, и не упомянуть ее просто невозможно. В общей сложности этих машин было выпущено и продано более 40 миллионов экземпляров!


Причиной такой сверхъестественной популярности является доступная цена, помноженная на неприхотливость и надежность. Наилучшей из десяти поколений модели можно считать, по мнению многих, Е80, дебют которой состоялся в 1983 году. Надо сказать, что именно эта версия является наиболее популярной среди других «Королл» и именно ею ознаменовался перевод на передний привод компактных моделей Toyota.

HiLux N40 (1983 г.)

За пределами России это один из наиболее популярных пикапов. В этом нет ничего удивительного, поскольку за полвека было выпущено колоссальное количество этих мини-грузовичков. Уже самая первая модель Toyota HiLux, которая дебютировала в 1968 году, отличалась невероятной работоспособностью и выносливостью.


При таких данных вполне естественно, что эту модель любят представители самых разных слоев общества и профессий. И едва ли не единственной страной, в которой HiLux N40 осталась не слишком известной, является Россия, где японцы почему-то долгое время не хотели продавать этот автомобиль официально. Может наших дорог побоялись?

MR2 W10 (1984г.)

В настоящее время вершиной недорогих но «задиристых» спорткаров заслуженно считается Mazda MX-5. Однако три десятилетия назад все было несколько иначе: именно тогда появилась Toyota MR2 – среднемоторное купе компактных размеров и небольшой стоимости. Тогда эта машина произвела настоящую сенсацию. Подобную машину ждали от кого угодно, но не от Toyota. А уж на такие потрясающие характеристики никто вообще не рассчитывал.

В плане динамики эту модель с суперкарами сравнивать бессмысленно: наиболее мощная версия «эм-эрок» имела под капотом 130 «лошадей» и могла набрать 100 км/ч за 8,5 секунды.

Иными словами, машина была достаточно резвой, но и не рекорсменом. А вот что касается управляемости, то здесь она заслужила одни только восторженные отзывы и от владельцев, и от экспертов. Надо сказать, что одной из причин такой чудо-управляемости была настройка шасси, над которой трудились не только инженеры самой Toyota, но и приглашенные специалисты британского Lotus. Вполне естественно, что управляемость этой японской модели по сей день является легендарной.


Celica T180 (1989 г.)

Эту модель можно отнести к числу «тойотовских» долгожителей, но, к сожалению, на сегодняшний день машина снята с производства. Этот спорткар стал воплощением стильного и доступного спортивного купе и завоевал сердца тысяч фанатов по всему миру, которые искренне верят, что руководство компании одумается и возобновит выпуск легенды. Всего было семь поколений модели, и выбрать из них самую лучшую довольно трудно, поскольку каждая хороша. Первая модель покоряет своим изяществом и великолепным изгибом задних крыльев.


Ничуть не уступает ей последняя заднеприводная Celica третьего поколения с кузовом А60. Кстати, именно она послужила основой для первого раллийного успеха группы «В». Модель седьмого поколения (Т230) привлекает своей непохожестью на конкурирующие автомобили. Но, пожалуй, наиболее значимой можно назвать модель Т180 со скрытыми фарами и прекрасными линиями кузова. Стоит отметить, что именно на Celica T180 Карлос Сайнс дважды завоевал звание чемпиона мира по ралли.

Supra Mk IV (1992 г.)

«Супра» стала самым роскошным и дорогостоящим спорткаром Toyota, который наследует 2000 GT. Эту преемственность можно заметить, как во внешнем облике, так и в силовой составляющей. Усовершенствованные варианты рядной «шестерки» объемом 2,0 литра использовались первыми тремя генерациями модели.


Однако вместе с тем «Супра» все сильнее отходила от относительно доступного спорткупе в направлении престижной двухдверной «Гранд Туризмо», которая была, может, и не столь юркой на поворотах, но зато отличалась роскошью и великолепно подходила для дальних поездок. Итогом такого «дрейфа» стала Supra Mk IV, отличающаяся комфортом, мощью и красотой.

RAV4 XA10 (1994 г.)

Этот автомобиль стал условно первым «паркетником» в мире. Аббревиатура RAV можно с некоторыми натяжками перевести на русский как «полноприводной автомобиль для активного отдыха». Правда, положа руку на сердце, назвать эту модель первым «паркетником» в мире не выйдет: на это почетное звание есть и другие претенденты.

Именно RAV, который был впервые представлен в 94-ом году прошлого века, стал тем толчком, который вызвал настоящее помешательство на «паркетниках».

И хотя этот симпатичный небольшой "вездеход" RAV4 и раньше, и сейчас лишен каких-либо фантастических характеристик, именно ему удалось продемонстрировать, насколько важна такая черта как своевременность.


Prius XW10 (1997 г.)

В разработку Prius было вложено немало денег. Это вполне естественно, учитывая то, что разрабатывали его как автомобиль нового века. Несмотря на весь пафос, машина именно такой и оказалось, с избытком окупив вложения. Именно с этой бензиново-электрической моделью японская фирма стала лидером мировой автопромышленности по выпуску гибридов. Успех оказался заразительным и в гибридную гонку в той или иной степени включились все крупнейшие производители автомобилей.