» » Водитель профессионал какие категории. Требования к профессиональным водителям

Водитель профессионал какие категории. Требования к профессиональным водителям

Профессиональный стандарт для водителей - это новинка в области обеспечения безопасного дорожного движения, которая выстрадана сотнями тысяч жертв на дорогах. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать профессиональным требованиям.

Речь о необходимости разделения обучения на профессионалов и любителей шла давно. Наконец-то мы приближаемся к этому вплотную.

Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 вступает в силу в июне 2016 года. Он регламентирует профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками людей и грузов.

Кто попадает под новые требования?

Под новые требования к профессионализму и квалификации попадают следующие категории водителей:

  • профессиональные водители автомобилей категорий В (в том числе пассажирского такси), ВЕ, С, С1, СЕ, С1Е, D, D1, DE, D1E;
  • водители троллейбусов и трамваев (Tb и Tm);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

Давайте рассмотрим самые основные требования к профессиональным водителям.

Профессиональный водитель легкового автомобиля

Если вы профессиональный водитель категории В и ВЕ, например, таксист, то Вам помимо знаний ПДД необходимо знать:

  • правила и порядок страхования ОСАГО;
  • основы наблюдения за обстановкой на дороге;
  • виды ответственности за нарушение ПДД;
  • основные признаки неисправностей, которые могут возникнуть в ТС;
  • влияние погодных условий на безопасность на дороге;
  • как обеспечить детскую безопасность в автомобиле;
  • как вызвать аварийные и спасательные службы и т.п.

Не стоит забывать о знании состава аптечки, правил ее использования, методике оказания первой помощи пострадавшим.

Конечно же профессиональный водитель должен безопасно управлять автомобилем, уметь обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов на дороге.

Требования к стажу профессиональных водителей легкового автомобиля предъявляется лишь для таксистов. Это три года общего водительского стажа. Если Вы только что окончили автошколу - Вы не имеете права быть таксистом.

Что должен уметь профессиональный водитель?

Знаний для водителя мало, нужны и умения. На одной теории далеко не уедешь. Кроме умения безопасно водить автомобиль и соблюдения ПДД к профессиональному водителю есть еще требования:

  • умение исправлять мелкие неисправности автомобиля, если это не связано с разборкой агрегатов и узлов ТС (поменять колесо, лампочку в фаре и т.п.);
  • уметь безопасно перевозить и размещать багаж, сажать и высаживать пассажиров;
  • прогнозировать опасные ситуации на дороге, предотвращать их, своевременно принимать решение при их возникновении;
  • уметь пользоваться средствами пожаротушения.

К тому же водитель-профессионал обязан совершенствовать свои навыки управления автомобилем. Как это должно подтверждаться: обучением, повышением квалификации или еще как-то? Приказ Минтранса не говорит об этом, будем ждать разъяснений.

Требования к водителю грузовика

Водитель грузовика помимо основ, которые прописаны для водителя легкового автомобиля, должен знать следующее:

  • принципы работы, назначение и устройство основных механизмов, деталей и приборов грузовика, прицепа;
  • инструкции по охране труда при техническом осмотре грузового автомобиля, прицепа.

В добавление к умениям водителя категорий В, ВЕ водитель грузовика должен уметь безопасно размещать и закреплять грузы, уметь использовать различные виды тахографов. Сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение штраф от 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица 5000-10000 руб.

Требования к опыту работы (стажу) водителя грузовика не предъявляются, главное умения и знания, ну и конечно же российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Профессия водитель опасна и трудна!

Отвечать за жизни пассажиров, за жизни других участников дорожного движения должен каждый водитель, но к профессиональным водителям особенное отношение. Ведь они должны быть действительно профессионалами своего дела, а не любителями. Наконец-то появился на свет для них профессиональный стандарт, значит не за горами и специализированные программы обучения профессиональных водителей.


По сложившейся в науке и языковой практике традиции профессионально-нравственные представления, определяющие профессиональную позицию человека, отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь».

Рассмотрим их.

Первая из перечисленных категорий играет особую, ключевую роль не только в теоретическом, но и в практическом плане. Не случайно понятие долга в этике стало разрабатываться одним из первых. И. Кант считал долг главным проводником нравственного закона. Добрая воля человека на согласование его действий с другими людьми направляется голосом долга, идущим из глубины души. Этот голос – самое сильное побуждение к действиям на благо себе и всем.

Понятие профессионального долга формируется в индивидуальном сознании в процессе взаимодействия с профессиональной общностью. Интериоризация («присвоение») индивидом содержания профессиональных представлений трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме. Следовательно, не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга – системы предписаний, которым необходимо следовать.

Как определить профессиональный долг специалиста по связям с общественностью? В первом приближении он звучит так: это выработанное содружеством организаций различного уровня представление об обязательствах перед обществом, которые они добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни.

К примеру, долг специалистов по связям с общественностью перед клиентами – сказать все то, что им необходимо знать. Может ли профессионал утаивать информацию, замалчивать непопулярную идею, воздерживаться от критических мыслей? Это было бы похоже на то, что врач умолчал бы о развивающейся болезни, а адвокат не предупредил бы о возможной юридической «ловушке». А как практики должны вести себя с руководством компании, если для них очевидны недостатки продвигаемой продукции или ее опасность для человеческой жизни? В подобных случаях очевидна бессмысленность любой дипломатии. Умение говорить то, что желает услышать начальник или заказчик иногда может привести к временному успеху, но это не имеет никакого отношения к профессионализму в сфере связей с общественностью.

Изначально всякая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение тех или иных общественных потребностей и, следовательно, стремится к тому, чтобы ее результат устраивал общество. Однако есть обстоятельства, способные свести это стремление на нет.

Должен ли специалист по связям с общественностью вести себя, как дипломат, и всегда угождать клиенту, высказывая только не обидные для него мнения?

А если этот специалист считает, что компания-заказчик преследует политику, способную привести к катастрофе?

А если работодателю не понравятся наши высказывания?

Любая профессиональная деятельность, особенно если она имеет творческий характер, в той или иной степени обречена на риск, непредсказуемость последствий от ее результата. Но где весы, которые позволили бы безошибочно определять, правомерно или неправомерно рисковать в каждом конкретном случае? На практике свою регулятивную функцию обнаруживает тот нравственный феномен, который обозначается категорией «ответственность». А когда речь идет о профессиональной деятельности и профессиональном риске, регулятором поведения выступает профессиональная ответственность. Личность профессионала, будучи персональным носителем профессиональной ответственности, выступает в качестве гаранта добросовестного выполнения профессионального долга и минимизации отрицательных последствий своей деятельности. Быть профессионально ответственным – значит гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах.

Еще один гарант исполнения профессионального долга – профессиональная совесть. Данная категория обозначает представления, в которых хранится память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Интериоризованные личностью, такие представления становятся фактором, способным играть побудительную роль, причем двоякую: стимулировать ответственное про фессиональное поведение и предупреждать безответственное.

Объективное начало профессиональной совести – реально существующая зависимость между внутренним состоянием человека и оценкой его профессионального поведения, критерием которой является отношение к профессиональному долгу. Мера такой зависимости у разных людей разная, совестливость, соответственно, тоже. В профессиональной совести проявляется особая установка личности на профессиональные действия, способные вызвать состояние душевного спокойствия, внутреннего комфорта.

Профессиональная совесть специалиста по связям с общественностью – чуткий индикатор соответствия индивидуального поведения нравственным меркам профессиональной общности. Это своего рода термометр, фиксирующий «температуру» профессиональных поступков. Нормальная «температура» – человеку хорошо, на сердце спокойно. Ненормальная – совесть «мучает», лишает сна и покоя. Но все это, конечно, при непременном условии: если профессиональная совестьу специалиста есть.

Категории «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь» также образуют основу профессиональной позиции специалиста. Особенность данных категорий состоит в том, что они обозначают представления, имеющие ценностный характер. С профессиональным долгом их связывают не менее тесные отношения, чем те, которые связывают с ним профессиональную ответственность и профессиональную совесть. Однако в данном случае эти отношения опосредованы самооценкой личности.

При описании различного рода коллизий в этике используется категория «человеческое достоинство», обозначающая представление о значимости человеческой жизни. В категории «профессиональное достоинство» отражается представление о значимости данной профессии для общества и о признании обществом этой значимости. Эта значимость приобретает характер профессиональной ценности, которую надо беречь, как всякую ценность.

Представление о значимости профессии может быть более или менее адекватным – все зависит от субъективного момента. На уровне индивида представление о социальной значимости профессии у конкретного человека дополняется личной самооценкой , т.е. представлением о собственной значимости – о своей роли в трудовой группе и признании группой данной роли. Формирует такую самооценку человек по степени соответствия своих профессиональных поступков, своего профессионального поведения критериям социальной значимости профессии, усвоенным им в ходе профессионального становления. Однако мерило собственной профессиональной значимости не всегда совершенно: самооценка может оказаться либо завышенной, либо заниженной.

В подобных случаях мы говорим о раздутом или заниженном чувстве профессионального достоинства. Профессиональное достоинство на уровне личности проявляет себя в виде установки на поступки, каждый из которых должен соответствовать социальной значимости профессии и общественному представлению об этой значимости. Вместе с падением профессионального достоинства падает и значение данной трудовой группы, снижается престиж данного рода деятельности.

Категория «профессиональная честь » отражает еще один аспект профессионально-нравственных отношений, имеющих ценностную природу. Корни его – в реально существующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к этой профессии. Если профессионально-нравственные стандарты трудовой группы согласуются с общим нравственным законом и подтверждаются поведением ее членов, то моральный авторитет такой группы упрочивает ее общественное влияние и положение. Представления об уровне соответствия профессионально-нравственных стандартов корпорации общему нравственному закону закрепляются в сознании членов корпорации в качестве ценности. Для членов группы становится необходимым ориентироваться на этот уровень, стремясь к безусловному выполнению профессионального долга, без каких-либо «моральных прегрешений». Так складываются представления о профессиональной чести.

На уровне личности формируется соответствующая психологическая установка, ее готовность жить и действовать таким образом, чтобы не посрамить профессиональную честь. Стремление поддержать профессиональную честь превращается в существенный мотив ответственного профессионального поведения. Установка на поддержание профессиональной чести выступает для профессионала и в качестве критерия при самооценке им собственных поступков.

Однако, как и во всех других случаях, мера и глубина усвоения содержания, стоящего за понятием «профессиональная честь», у людей не одинаковы. На одном полюсе – профессионалы, которые проявляют невероятное самообладание, выдержку и мужество во имя поддержания профессиональной чести. На другом – люди, способные разве что к защите «чести мундира», т.е. к действиям, ориентированным на сокрытие рассогласования между профессионально-нравственным подходом к выполнению профессионального долга и общим нравственным законом. «Честь мундира» в данном случае – псевдоценность, выработанная для защиты корпоративных интересов вопреки интересам других корпораций или общества в целом.

Мы часто слышим: «дело чести врача», «дело чести ученого», «дело чести педагога» и т. п. (ряд можно продолжать, пока не кончится перечисление профессий). В этих высказываниях уже на уровне обыденного сознания акцентируется соответствие профессии общему нравственному закону по главному основанию – качеству выполнения профессионального долга . О специалисте, который высоко несет свою профессиональную честь, неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение. Чаще всего оно принимает форму репутации – спонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика. Репутация специалиста – это реакция общества на результаты его профессиональной деятельности.

Таким образом, мы обозначили достойные ориентиры на нелегком пути становления профессиональной нравственности, который начинается с формирования профессиональной позиции, освоения и выбора накопленных сервисным сообществом ключевых профессиионально-нравственных представлений. Позиция определяет готовность действовать в соответствии с этими представлениями, она – фундамент системы профессионально-нравственных регуляторов поведения.

Эксперты спорят, нужно ли разделять автомобильные права на разные категории

Разделить водительские права на две категории - любительские и профессиональные - в скором времени могут в России: с соответствующей инициативой к депутатам Госдумы РФ недавно обратилась Гильдия автошкол. По замыслу сотрудников организации, «обычные» автомобилисты должны проходить базовый курс обучения, а тем, кто в перспективе рассчитывает стать водителем такси, общественного или грузового транспорта, придется постигать азы вождения в углубленном режиме. Корреспондент «МК» побеседовал с экспертами, и выяснил, что они думают о планах по очередному разделению водительских прав - на сей раз, по уровням «сложности».

Необходимость реформирования системы получения водительских удостоверений в Гильдии автошкол объясняют тем, что в ряде стран Европы подход к профессиональному вождению существенно отличается от того, что принят сегодня в . Отечественный водитель формально считается профессионалом уже с момента получения прав, в то время как на Западе для этого ему необходимо иметь солидный безаварийный стаж. Кроме того, никто не возьмет на работу автомобилиста сразу после окончания автошколы - для того, чтобы устроиться, к примеру, шофером такси или автобуса, ему сначала придется 2-3 года «откатать» на собственной машине без нарушений, а затем еще и сдать профессиональные экзамены для получения специального сертификата, дающего право на работу.

Впрочем, опытные водители помнят, что практика с профессиональными и любительскими водительскими правами существовала еще в СССР - до 70-х годов. Правда, в результате в тогдашнем ГАИ от нее решили отойти - очевидно, признав неэффективной.

Дело в том, что в советское время профессиональные шоферы проходили спецподготовку в тех местах, где им предстояло работать, - говорит Владимир Фёдоров, сенатор РФ и экс-глава России, - в армии шоферов готовили структуры ДОСААФ, а на заводах и других предприятиях для них существовали курсы профессионального мастерства. Я считаю, что сегодня необходимо возрождать именно профессиональную подготовку водителей - чтобы те, кто хочет работать на такси или общественном транспорте, проходили для этого специальное обучение, получали дипломы, сертификаты и т.д. Но водительские права - это основа основ, их трогать не нужно. Да и что понимать под словами «профессиональные» права? Если человек хочет работать дальнобойщиком - это одни знания, связанные с грузоперевозками. Если таксистом - то ему нужно хорошо ориентироваться в том городе, где ему предстоит работать. Кроме того, разделение водительских удостоверений сразу возведет преграду на пути тех, кто получил этот документ для управления личным автомобилем, а потом решил податься в шоферы. Одно дело - в такой ситуации пройти курсы профессионального мастерства, другое - идти в ГИБДД и заново учиться для получения нового водительского удостоверения.

Впрочем, по мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, здравое зерно в идее о разделении водительских прав на новые категории все же есть:

Авторы инициативы исходят из того, что для обычных водителей и профессиональных шоферов сегодня установлены одинаковые наказания. Для профессионалов лишение прав - это самое страшное наказание, ведь в таком случае они фактически остаются без своего куска хлеба. Это, в свою очередь, сразу же приводит к возникновению коррупции: такой шофер готов отдать любые деньги, чтобы не потерять свое удостоверение. Поэтому к профессионалам и любителям на дорогах нужен совершенно разный подход, при котором лишение прав для первых - это крайняя мера, своеобразное «изгнание» из профессии.

Но нужны ли для шоферов-профессионалов отдельные права? Может, стоит ограничиться какой-то профессиональной лицензией?

Тут речь должна, как мне кажется, идти не о профессиональных правах, а о профессиональных категориях. К примеру, водитель-профессионал с категорией B может водить такси, с категорией C – работать дальнобойщиком, и т.д. Если же такой шофер свое право на работу теряет - к примеру, набирает максимальное количество штрафных баллов на дороге - то он категорию сохраняет, но только как любитель, и работать на дороге уже не может. Кстати, было бы разумно ввести цветовую дифференциацию водительских прав: любительские - розовые, а профессиональные - какие-нибудь синие.

сайт/Александр Авилов

Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал сайт председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.

С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. "Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - рассказал Лобарев.

Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. "За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - рассказал Лобарев.

По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.

По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.

"Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях", - подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.

По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Разделение на любительские и профессиональные права существовало в СССР. "Любительскими" считались категории А (мотоциклы) и В (легковые автомобили). Грузовики, автобусы и тяжелые прицепы относились к профессиональной сфере деятельности. Кроме того, существовало три класса водительского мастерства, от которых зависел уровень зарплаты. Так, водитель первого класса мог управлять любой техникой и получал наибольшую ставку.

Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.

Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.

"Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше", - отметил он.

Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. "Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой "Газели", наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может", - рассказал он.

По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. "Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе", - заметил Войтко.

Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов . В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на . Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды . Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы .

Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно . Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса . В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить для электромобилей.