» » Классификация грузовых автомобилей. Маркировка автомобилей и классификация Что обозначает буквенная запись в индексации автомобиля

Классификация грузовых автомобилей. Маркировка автомобилей и классификация Что обозначает буквенная запись в индексации автомобиля

2. ИНДЕКСАЦИЯ (ОБОЗНАЧЕНИЕ) АВТОМОБИЛЕЙ До 1966 г. в СССР каждая новая модель автомобиля индексировалась буквами, обозначающими завод-производитель: ГАЗ - Горьковский автомобильный завод (г. Нижний Новгород);
ЗИЛ - завод имени Лихачева (г. Москва), КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод (г. Кременчуг, Украина), и цифрами, причем Горьковскому автозаводу были выделены цифры от 1 до 99, заводу имени Лихачева - от 100 до 199, Кременчугскому автозаводу - от 200 до 299 и т.д.

В 1966 г. была принята отраслевая нормаль ОН 025270 66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270 66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.

Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.

Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:

1 - легковой автомобиль;

2 - автобус;

3 - грузовой автомобиль (общего назначения);

4 - седельный тягач;

5 - самосвал;

6 - цистерна;

7 - фургон;

8 - резерв;

9 - специальный автомобиль.

Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача.

1 - прицеп (полуприцеп) для легкового автомобиля;

2 - прицеп (полуприцеп) для автобуса;

3 - прицеп (полуприцеп) грузовой (общего назначения);

4 - не применяется;

5 - прицеп (полуприцеп) самосвал;

6 - прицеп (полуприцеп) цистерна;

7 - прицеп (полуприцеп) фургон;

8 - резерв;

9 - специальный прицеп (полуприцеп).

Первая цифра обозначает класс автомобиля.

Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.

Грузовые автомобили - по полной массе.

Автобусы - по габаритной длине.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270 66 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя (табл. 1).

Таблица 1

Классификация легковых автомобилей
в соответствии с ОН 025270 66

Под рабочим объёмом двигателя понимают сумму рабочих объёмов всех его цилиндров. Рабочим объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называют положение поршня, наиболее удалённое от оси коленчатого вала. Нижней мёртвой точкой (НМТ) называют положение поршня, наиболее близкое к оси коленчатого вала.

Рабочий объём двигателя обычно выражают в литрах и называют литраж двигателя. В соответствии с табл. 1 применяют выражения «малолитражные двигатели», «среднелитражные двигатели» и «двигатели большого литража».

Литр - это мера геометрического объёма. Один литр это кубический дециметр (10 сантиметров). Иными словами, объёму 1 л соответствует объём куба со стороной 10 см (1 дм).

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270 66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 2).

Таблица 2

Классификация грузовых автомобилей
в соответствии с ОН 025270 66


Первая цифра индекса грузового автомобиля
(класс грузового автомобиля)

Полная масса,
т (тонны)

1

до 1,2

2

от 1,3 до 2,0

3

от 2,1 до 8,0

4

от 9 до 14

5

от 15 до 20

6

от 21 до 40

7

свыше 40

Полной массой (разрешённой максимальной массой) автомобиля называется масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270 66 автобусы подразделяются на 5 классов в зависимости от их габаритной длины (табл. 3).

Таблица 3

Классификация автобусов в соответствии с ОН 025270 66

Примечание. Класса 1 (первая цифра индекса) для автобусов не существует.

Для прицепов на первой позиции цифрового индекса (класс) указывается цифра 8.

Для полуприцепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 9.

Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изго­то­ви­телем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

 для холодного климата - 1;

 экспортное исполнение для умеренного климата - 6;

 экспортное исполнение для тропического климата - 7.

Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.

Например: ВАЗ 21703 (рис. 2). Автомобиль ВАЗ – произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ 21126, рабочий объём 1,6 л).


Рис. 2. Автомобиль ВАЗ 21703 LADA PRIORA

КамАЗ 5410 (рис. 3). Автомобиль КамАЗ – произведён Камским автомобильным заводом (г. Набережные Челны). Цифра 4 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль - седельный тягач, следовательно, он классифицируется по полной массе. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - полная масса (с учётом нагрузки на седло) от 15 т до 20 т. Номер модели 10.


Рис. 3. Автомобиль КамАЗ 5410

ЛиАЗ 5256 (рис. 4). Автомобиль ЛиАЗ – произведён Ликинским автобусным заводом (г. Ликино-Дулёво, Московская область). Цифра 2 на второй позиции индекса означает, что это автобус, следовательно, он классифицируется по габаритной длине. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автобуса - габаритная длина от 10,5 м до 12,0 м. Номер модели 56. (Действительная габаритная длина автобуса ЛиАЗ 5256 составляет 11,4 м).

Рис. 4. Автобус ЛиАЗ 5256

ЧМЗАП 8386. Транспортное средство ЧМЗАП – произведено Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов. Цифра 3 на второй позиции индекса означает, что это транспортное средство грузовое общего назначения, то есть имеет неопрокидываемую бортовую платформу, которая может быть оборудована дугами и тентом. Цифра 8 на первой позиции индекса означает, что это прицеп. Номер модели 86.

В настоящее время отраслевая нормаль ОН 025270 66 не носит обязательного характера, однако отечественные автозаводы в основном продолжают придерживаться её при цифровой индексации моделей вновь выпускаемых автомобилей.

Можно встретить автомобили, действительный класс которых не соответствует указанному в первой позиции индекса. Это означает, что индекс был присвоен разрабатываемой модели, однако в процессе её доработки и подготовки производства параметры автомобиля изменились и стали соответствовать другому классу, а индекс остался прежним. Примером такого автомобиля может служить ЗИЛ 5301 «Бычок» полной массой 6950 кг.

Индексация иностранных автомобилей не соответствовала отраслевой нормали ОН 025270 66. С развитием в Российской Федерации системы сертификации автомобильной техники и появлением «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» (Утверждены Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г.) на каждый новый тип транспортного средства, выпускаемый в обращение на территории Российской Федерации, стали оформлять документ, называемый «Одобрение типа транспортного средства». В соответствии с этим документом каждый тип транспортного средства может иметь марку. Это зарегистрированная специальным образом торговая марка, например LADA, FORD, MAZDA, TOYOTA и т.п. Если у предприятия нет зарегистрированной торговой марки, то в графе «Марка транспортного средства» Одобрения типа транспортного средства ставится прочерк. В графе «Тип транспортного средства» записывается обозначение типа, выбранное изготовителем. Для отечественных изготовителей тип, как правило, состоит из индекса модели, сформированного в соответствии с ОН 025270 66. Также тип может содержать торговое название модели, например PRIORA, KALINA. Иностранные производители индекс модели в соответствии с ОН 025270 66 не используют. Они формируют свой индекс по внутренним правилам фирмы-изготовителя или ограничиваются торговым названием модели, например FORD FOCUS , VOLKSWAGEN TOUAREG , TOYOTA RAV 4 , MAZDA 3 , PEUGEOT 308 .

Чтобы перевезти груз, важно правильно подобрать вид транспорта. Автомобили являются наиболее практичным и популярным видом. Для удобства выбора автомобиля под конкретный груз есть общепринятые критерии для понимания различий. Благодаря общепринятым и расширенным видам по разным критериям, выбрать транспорт для перевозки груза намного проще.

Типы грузового автомобильного транспорта

Чтобы перевозить грузы используют автомобили и прицепы с разным уровнем грузоподъемности, тягачи и машины повышенной проходимости. У всех видов автомобильного грузового транспорта есть общие характеристики, по которым и происходит подбор нужных автомобилей для перевозки грузов.

Группы автомобилей

Если разделить их на группы:

  • грузовой бортовой транспорт (фургоны);
  • специализированные (сюда входит большое количество грузовиков: рефрижератор, контейнеровоз, седельные и балластные тягачи и другие);
  • цистерны.

Третья группа является условной, потому что не относится к первым двум, но имеет общие характеристики.

Тип кузова

Классификация осуществляется по разным критериям. Основной критерий, который берется во внимание — тип кузова. По типу кузова различают:

  • Закрытые авто, в которых базовая часть закрыта. Они полностью закрыты или тентованные. Такие автомобили подходят для более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто.
    • контейнеры – полностью закрытые грузовые авто для грузов, требующих специфических условий перевозки;
    • тентованные – специфичные автомобили, которые могут быть оборудованы дополнительными аксессуарами; их особенность в наличии тента, который можно убрать для того, чтобы погрузить или выгрузить груз и для использования транспорта, как открытой площадки;
    • рефрижераторы (с изотермическим кузовом) – вид отличается наличием холодильной или морозильной установки, чтобы можно было перевозить особенные грузы, которые требуют определенной температуры, например, продукты питания, цветы, химия;
    • изотермические фургоны дают возможность четко устанавливать температуру и её поддерживать, что важно для скоропортящихся товаров и товаров, требующих специфических условий; они могут поддерживать необходимую плюсовую или минусовую температуру, обеспечивать стабильность перевозки и хранения;
    • микроавтобусы – универсальные транспортные средства, бывают грузовыми, где есть один ряд сидений, посадочных мест от 1 до 3, корпус – металлический, грузовой отсек отделен; грузопассажирскими и пассажирскими.
  • Открытые авто – это транспортные средства, предназначенные для неприхотливых грузов.
    • бортовые – грузовики, в которых кузов является открытым, а борта можно откинуть; преимущество и причина популярности в том, что есть возможность разгружать со всех сторон, есть полный доступ к грузу, это удобно
    • самосвалы – саморазгружающиеся автомобили
    • контейнерные площадки
    • краны — они существуют для того, что перемещать что-либо в пространстве
    • автотранспортеры
    • цистерны — они созданы для жидкостей, которые можно не только перевезти, а и недолго хранить
    • лесовозы предназначены для перевозки бревен, так же пиломатериалов; они отличаются от сортиментовозов, которыми перевозят длинные продолговатые грузы
    • седельные тягачи – тягачи, которые работают с полуприцепами; полуприцепы присоединяются к машине специальным сцепным механизмом.

    Виды грузовых автомобилей разные, учитывая специфику грузов, назначение и другие параметры.

По количеству осей

Количество осей существенно влияет на грузоподъемность и на допуск грузовика на конкретную автомобильную дорогу. Чем больше осей, тем больше авто может перевезти, не нарушая правил. Различают грузовики:

  • с 1 осью;
  • 2-осные;
  • 5 и больше.

По осевым нагрузкам (учитывается самая загруженная):

  • до 6 т вкл.;
  • от 6 т до 10 т вкл.

Самосвалы могут иметь разное количество осей, поэтому из этого вида грузовиков есть возможность подобрать наиболее подходящий. Если их всего 2-3, то пункт прибытия должен быть на средней или небольшой удаленности. К таким грузовикам относятся и авто для перевозки груза — фургоны, самосвалы, бортовые, так и краны, эвакуаторы и другие. Если количество 3 и больше, то авто может перевезти тяжелый груз и на большое расстояние. Дальние расстояния предусматривают пользование дорогами общего назначения, что вынуждает разгружать оси, у тягача и полуприцепа по 3.

Относительно осевой нагрузки, учитывать стоит расстояние между осями. Если оно небольшое, то давление на единицу площади полотна дороги увеличивается.

Колесная форма

Очень важно учитывать колесную формулу:

Состав так же отличается:

  • одиночные авто;
  • автопоезды в составе автомобиля:
    • + прицепа;
    • + полуприцепа.

По типу двигателя:

  • бензин;
  • дизель.

По грузоподъёмности:

Важна грузоподъемность, грузовики бывают с разной грузоподъемностью, на которую влияют многие характеристики:

  • малой;
  • средней;
  • большой;
  • от 1,5 до 16 т.;
  • больше 16 т..

Стандарт ОН 025 270-66

Кроме перечисленных классификаций существует еще один, который регулируется некими стандартами ОН 025 270-66. Систему обозначения автомобильного подвижного состава удобно представить в виде таблицы:

Типы автомобилей по назначению (эксплуатации)
Полная масса (т) Бортовой Тягач Самосвал Цистерна Фургон Специальный
до 1,2 13 14 15 16 17 19
1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59
20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69
более 40,0 73 74 75 76 77 79

В индексации отсутствуют некоторые классы от 18 до 78, это резерв.

Обозначения следующие:

    • цифра «1» — класс грузовика (полная масса);
    • цифра «2» — тип АТС:
      • 3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
      • 4 — седельный тягач;
      • 5 — самосвал;
      • 6 — цистерн;
      • 7 — фургон;
      • 8 — резервная цифра;
      • 9 — специальное автотранспортное средство.
    • цифры «3» и «4» — порядковый номер модели;
    • цифра «5» — модификация авто;
    • цифра «6» — вид исполнения:
      • 1 –холодный климат;
      • 6 – умеренный;
      • 7 – тропический.

Если в отдельных случаях есть приставка через тире, которая выглядит, как «01», «02» и так далее, то транспорт имеет дополнительную комплектацию. Обычно перед цифровым индексом есть буквенное обозначение, которое указывает на завод изготовитель.

Правила ЕЭК ООН

Сегодня важны обозначения, которые разработал специальный комитет ООН. Есть международные требования по безопасности, эти требования приняли данные обозначения (Правила ЕЭК ООН).
до 3,5

Категория АТС Тип АТС Полная масса, т Примечания
1 2 3 4
N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов до 3,5 Грузовые автомобили, специальные автомобили
N2 от 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
N3 – » – от 12,0 – » –
01 АТС без водителя до 0,75 Прицепы и полуприцепы
02 – » – от 0,75 до 3,5 – » –
03 – » – от 3,5 до 10,0 – » –
04 – » – от 10,0 – » –

Как видно по таблице, все группы автомобилей получили наименование – буквы, которые определяют классификацию. Каждая категория может делиться на подкатегории, которые обозначаются цифрами.


МАЗ-551603 2123 с кабиной без спального места для перевозки сыпучих грузов. Специализированный транспорт — самосвал открытого типа, II группы, 3-осный с нагрузкой от 6 т., колесная формула 6×4, одиночный автомобиль с двигателем на дизеле, грузоподъемность – больше 16 т (20000 кг). Согласно ОН 025 270-66 класс грузового автомобиля с учетом полной массы – 2. Категория АТС — N1.


МАЗ 533403 2120 – автомобиль открытого типа, лесовоз, II группы, 2-осный с нагрузкой на ось от 6 т., колесная формула 4×4, автопоезд в составе которого автомобиль и прицеп, с двигателем на дизеле, грузоподъемность от 16 т. (20650). Категория АТС – N3.

Каждый уважающий себя автомобилист должен разбираться в маркировке и классификации автотранспортных средств.

Маркировка

Принятая в стране маркировка предполагает буквенные и цифровые обозначения. При этом каждая цифра и даже черточка в обозначении марки автомобиля несет свою информацию. Вот, казалось бы, незаметная разница в написании - "ГАЗ-24-10" и "ГАЗ-2410", но последней модели автомобиля в природе не существует, так как по цифровому обозначению это должен быть седельный тягач, но такая техника Горьковским автомобильным заводом не выпускается. В то же время неверно писать "УАЗ-315-12", так как этот автомобиль не модификация несуществующей модели УАЗ-315 (старые модели автомобилей Ульяновского автозавода имели трехзначный индекс в диапазоне от 450 до 499), а новая легковая модель и правильно она пишется "УАЗ-31512"...
Еще с середины 70-х годов СССР перешел на единую и обязательную маркировку автомобилей. Раньше в нашей стране существовала предельно простая схема цифровых обозначений моделей автомобилей.
Газовская техника имела цифровой диапазон обозначений от 1 до 99 (вспомним легковые автомобили ГАЗ-14, ГАЗ-21, ГАЗ-24, грузовые ГАЗ-53 и другие). Моделям ЗиЛ был отдан диапазон от 100 до 199 (лимузины ЗиС-101, ЗиС-114, грузовики ЗиЛ-157, ЗиЛ-130).
Цифрами от 200 до 299 обозначались модели Ярославского автозавода (впоследствии - моторный завод) и Кременчугского автозавода (например, автомобили ЯАЗ-200, КрАЗ-258).
Диапазон 300-399 "занимал" УралАЗ (например, "Урал-375").
Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) присваивал своим моделям цифровые индексы от 400 до 449 (например, автомобили МЗМА-407, МЗМА-412). Ульяновский автозавод, как уже говорилось, - от 450 до 499 (УАЗ-450, УАЗ-452 и другие).
Модели автозаводов Белоруссии (в Минске и Жодино) обозначались с использованием цифр от 500 до 599 (МАЗ-500 и другие).
Кутаисский завод (Грузия) "эксплуатировал" "шестисотый" диапазон цифр (КАЗ-600, КАЗ-608 и другие) вместе с автобусными заводами СССР, которым была отдана вторая половина этого диапазона (например, ПАЗ-672, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695 и другие).
Сложнее обстояло дело с индексами от 700 до 999. Здесь встречались как модели автозаводов (например, ЗАЗ-968, РАФ-977), так и модели заводов автоприцепов и спецавтомобилей (например, автоприцепы ИАПЗ-754, полуприцепы ОдАЗ-885, автофургоны ГЗСА и другие).
В соответствии с современной системой цифровой индексации автотранспортных средств каждой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Модификациям соответствует пятая цифра, указывающая ее порядковый номер. Экспортный вариант отечественных автомобилей имеет шестую цифру. Перед цифровым индексом ставятся буквы, обозначающие завод-изготовитель. Цифры, входящие в полное обозначение автомобилей, указывают класс, вид, номер модели, знак модификации, знак экспортного варианта.
Первая цифра дает информацию о размерности автомобиля или класса подвижного состава. Если это легковой автомобиль, то цифры обозначают вариант рабочего объема двигателей: 1 - до 1 л; 2 - от 1,2 до 1,8 л; 3 - от 1,8 до 3,2 л; 4 - более 3,5 л.

СПРАВКА. Рабочий объем цилиндров (литраж двигателя) VЛ - эта величина, определяющаяся как сумма рабочих объемов всех цилиндров, то есть произведение рабочего объема одного цилиндра Vh на количество цилиндров i, то есть VЛ = Vh i. Измеряется VЛ в литрах или куб. дм. Именно цифровое обозначение литража наносится на кузовные элементы ряда автомобилей.
Рабочий объем цилиндра Vh - это объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ).

Если это шасси грузового автомобиля, то первая цифра говорит о полной массе автомобиля: 1 - до 1,2 т; 2 - от 1,2 до 2 т; 3 - от 2 до 8 т; 4 - от 8 до 14 т; 5 - от 14 до 20 т; 6 - от 20 до 40 т; 7 - свыше 40 т.

СПРАВКА. Полная масса автотранс-портного средства состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала. При этом полная масса автобусов (городских и пригородных) реально должна определяться для номинальной и предельной вместимостей. Полная масса автопоездов: для прицепного поезда - сумма полных масс тягача и прицепа; для седельного - сумма снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа.
Снаряженная масса автомобиля, прицепа, полуприцепа определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и прочим) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и тому подобным), но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа.

Если это автобус, то возможны следующие варианты первой цифры и соответствующей ей габаритной длины автобуса: 2 - до 5 м; 3 - от 6 до 7,5 м; 4 - от 8 до 9,5 м; 5 - от 10,5 до 12 м; 6 - более 16 м. Цифра 8 на первом месте в марке автомобиля означает, что мы имеем дело с прицепом, 9 - с полуприцепом.
Вторая цифра характеризует вид подвижного состава или тип автомобиля: 1 - легковые автомобили; 2 - автобусы; 3 - грузовые (бортовые) автомобили; 4 - седельные тягачи; 5 - самосвалы; 6 - цистерны, 7 - фургоны; 8 - резерв; 9 - специальные автомобили.
Третья и четвертая цифры в этой системе обозначений говорят о заводском порядковом номере модели автомобиля, а пятая цифра (если она есть) - об ее модификации. Например, ВАЗ-2106 и ВАЗ-21061.
У каждой автомобильной державы своя маркировка автомобилей, и рассмотрение всего этого многообразия - тема отдельных публикаций.

Классификация

В России вступил в действие новый ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", где классификация АТС соответствует обозначениям, принятым в международных требованиях Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (см. табл.).
АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:
- класс I (городские автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;
- класс II (междугородные автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;
- класс III (туристские автобусы) - транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, О4 дополнительно классифицируют по типам:
- полуприцепы - буксируемые АТС, ось(и) которых расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованные седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна и более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы - буксируемые АТС, оборудованные по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей прицепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы с центральной осью - буксируемые АТС, оборудованные тягово-сцепным устройством, которые не могут двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.
Какими же транспортными средствами можно управлять, имея на руках водительское удостоверение российского образца с теми или иными открытыми категориями? Российской категории В соответствуют категории М1 и N1 по требованиям ЕЭК ООН; С - N2 и N3; Д - М2 и М3; Е - О2, О3 и О4. Кроме того, российской категории А (мотоциклы) соответствует категория L по требованиям ЕЭК ООН. Непонятно, по каким причинам категория L не включена в вышеуказанный ГОСТ. Скорее всего, это оставлено до пересмотра стандарта.
Так что россиян неминуемо ждет очередная эпопея по обмену водительских удостоверений или приобретению каких-то специальных вкладышей, в первую очередь для желающих поуправлять автомобилем за рубежом. Сейчас же наши автомобилисты - головная боль для полиции зарубежных государств.
С нашим так называемым международным водительским удостоверением можно управлять автомобилем на зарубежных автобанах, но... Все их полицейские при этом проходят специальные курсы по переобучению на предмет умения читать наши права. И все же мы полноценно "въезжаем" в мировое экономическое пространство.

Классификация АТС согласно требованиям ЕЭК ООН

М1 - Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М2 До 5 т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М3 Св. 5т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
N1 До 3,5т.*** Для перевозки грузов
N2 Св. 3,5т. до 12,0т.*** Для перевозки грузов
N3 Св. 12,0т.*** Для перевозки грузов
О1 До 0,75 Буксируемые АТС - прицепы
О2 Св. 0,75 до 3,5 Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы
О3 От 3,5 до 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***
О4 Более 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***

* Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза.
** Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося только в специальных мастерских.
Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
*** Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статистической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепленное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.
**** Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
Николай КУЗЬМИН
профессор НГТУ

БИРЖА ПЛЮС АВТО

Каждый уважающий себя автомобилист должен разбираться в маркировке и классификации автотранспортных средств.

Маркировка

Принятая в стране маркировка предполагает буквенные и цифровые обозначения. При этом каждая цифра и даже черточка в обозначении марки автомобиля несет свою информацию. Вот, казалось бы, незаметная разница в написании - "ГАЗ-24-10" и "ГАЗ-2410", но последней модели автомобиля в природе не существует, так как по цифровому обозначению это должен быть седельный тягач, но такая техника Горьковским автомобильным заводом не выпускается. В то же время неверно писать "УАЗ-315-12", так как этот автомобиль не модификация несуществующей модели УАЗ-315 (старые модели автомобилей Ульяновского автозавода имели трехзначный индекс в диапазоне от 450 до 499), а новая легковая модель и правильно она пишется "УАЗ-31512"...
Еще с середины 70-х годов СССР перешел на единую и обязательную маркировку автомобилей. Раньше в нашей стране существовала предельно простая схема цифровых обозначений моделей автомобилей.
Газовская техника имела цифровой диапазон обозначений от 1 до 99 (вспомним легковые автомобили ГАЗ-14, ГАЗ-21, ГАЗ-24, грузовые ГАЗ-53 и другие). Моделям ЗиЛ был отдан диапазон от 100 до 199 (лимузины ЗиС-101, ЗиС-114, грузовики ЗиЛ-157, ЗиЛ-130).
Цифрами от 200 до 299 обозначались модели Ярославского автозавода (впоследствии - моторный завод) и Кременчугского автозавода (например, автомобили ЯАЗ-200, КрАЗ-258).
Диапазон 300-399 "занимал" УралАЗ (например, "Урал-375").
Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) присваивал своим моделям цифровые индексы от 400 до 449 (например, автомобили МЗМА-407, МЗМА-412). Ульяновский автозавод, как уже говорилось, - от 450 до 499 (УАЗ-450, УАЗ-452 и другие).
Модели автозаводов Белоруссии (в Минске и Жодино) обозначались с использованием цифр от 500 до 599 (МАЗ-500 и другие).
Кутаисский завод (Грузия) "эксплуатировал" "шестисотый" диапазон цифр (КАЗ-600, КАЗ-608 и другие) вместе с автобусными заводами СССР, которым была отдана вторая половина этого диапазона (например, ПАЗ-672, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695 и другие).
Сложнее обстояло дело с индексами от 700 до 999. Здесь встречались как модели автозаводов (например, ЗАЗ-968, РАФ-977), так и модели заводов автоприцепов и спецавтомобилей (например, автоприцепы ИАПЗ-754, полуприцепы ОдАЗ-885, автофургоны ГЗСА и другие).
В соответствии с современной системой цифровой индексации автотранспортных средств каждой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Модификациям соответствует пятая цифра, указывающая ее порядковый номер. Экспортный вариант отечественных автомобилей имеет шестую цифру. Перед цифровым индексом ставятся буквы, обозначающие завод-изготовитель. Цифры, входящие в полное обозначение автомобилей, указывают класс, вид, номер модели, знак модификации, знак экспортного варианта.
Первая цифра дает информацию о размерности автомобиля или класса подвижного состава. Если это легковой автомобиль, то цифры обозначают вариант рабочего объема двигателей: 1 - до 1 л; 2 - от 1,2 до 1,8 л; 3 - от 1,8 до 3,2 л; 4 - более 3,5 л.

СПРАВКА. Рабочий объем цилиндров (литраж двигателя) VЛ - эта величина, определяющаяся как сумма рабочих объемов всех цилиндров, то есть произведение рабочего объема одного цилиндра Vh на количество цилиндров i, то есть VЛ = Vh i. Измеряется VЛ в литрах или куб. дм. Именно цифровое обозначение литража наносится на кузовные элементы ряда автомобилей.
Рабочий объем цилиндра Vh - это объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ).

Если это шасси грузового автомобиля, то первая цифра говорит о полной массе автомобиля: 1 - до 1,2 т; 2 - от 1,2 до 2 т; 3 - от 2 до 8 т; 4 - от 8 до 14 т; 5 - от 14 до 20 т; 6 - от 20 до 40 т; 7 - свыше 40 т.

СПРАВКА. Полная масса автотранс-портного средства состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала. При этом полная масса автобусов (городских и пригородных) реально должна определяться для номинальной и предельной вместимостей. Полная масса автопоездов: для прицепного поезда - сумма полных масс тягача и прицепа; для седельного - сумма снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа.
Снаряженная масса автомобиля, прицепа, полуприцепа определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и прочим) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и тому подобным), но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа.

Если это автобус, то возможны следующие варианты первой цифры и соответствующей ей габаритной длины автобуса: 2 - до 5 м; 3 - от 6 до 7,5 м; 4 - от 8 до 9,5 м; 5 - от 10,5 до 12 м; 6 - более 16 м. Цифра 8 на первом месте в марке автомобиля означает, что мы имеем дело с прицепом, 9 - с полуприцепом.
Вторая цифра характеризует вид подвижного состава или тип автомобиля: 1 - легковые автомобили; 2 - автобусы; 3 - грузовые (бортовые) автомобили; 4 - седельные тягачи; 5 - самосвалы; 6 - цистерны, 7 - фургоны; 8 - резерв; 9 - специальные автомобили.
Третья и четвертая цифры в этой системе обозначений говорят о заводском порядковом номере модели автомобиля, а пятая цифра (если она есть) - об ее модификации. Например, ВАЗ-2106 и ВАЗ-21061.
У каждой автомобильной державы своя маркировка автомобилей, и рассмотрение всего этого многообразия - тема отдельных публикаций.

Классификация

В России вступил в действие новый ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", где классификация АТС соответствует обозначениям, принятым в международных требованиях Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (см. табл.).
АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:
- класс I (городские автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;
- класс II (междугородные автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;
- класс III (туристские автобусы) - транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, О4 дополнительно классифицируют по типам:
- полуприцепы - буксируемые АТС, ось(и) которых расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованные седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна и более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы - буксируемые АТС, оборудованные по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей прицепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы с центральной осью - буксируемые АТС, оборудованные тягово-сцепным устройством, которые не могут двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.
Какими же транспортными средствами можно управлять, имея на руках водительское удостоверение российского образца с теми или иными открытыми категориями? Российской категории В соответствуют категории М1 и N1 по требованиям ЕЭК ООН; С - N2 и N3; Д - М2 и М3; Е - О2, О3 и О4. Кроме того, российской категории А (мотоциклы) соответствует категория L по требованиям ЕЭК ООН. Непонятно, по каким причинам категория L не включена в вышеуказанный ГОСТ. Скорее всего, это оставлено до пересмотра стандарта.
Так что россиян неминуемо ждет очередная эпопея по обмену водительских удостоверений или приобретению каких-то специальных вкладышей, в первую очередь для желающих поуправлять автомобилем за рубежом. Сейчас же наши автомобилисты - головная боль для полиции зарубежных государств.
С нашим так называемым международным водительским удостоверением можно управлять автомобилем на зарубежных автобанах, но... Все их полицейские при этом проходят специальные курсы по переобучению на предмет умения читать наши права. И все же мы полноценно "въезжаем" в мировое экономическое пространство.

Классификация АТС согласно требованиям ЕЭК ООН

М1 - Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М2 До 5 т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М3 Св. 5т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
N1 До 3,5т.*** Для перевозки грузов
N2 Св. 3,5т. до 12,0т.*** Для перевозки грузов
N3 Св. 12,0т.*** Для перевозки грузов
О1 До 0,75 Буксируемые АТС - прицепы
О2 Св. 0,75 до 3,5 Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы
О3 От 3,5 до 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***
О4 Более 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***

* Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза.
** Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося только в специальных мастерских.
Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
*** Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статистической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепленное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.
**** Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
Николай КУЗЬМИН
профессор НГТУ

В СССР до 1966 г. маркировка автомобилей производилась буквами, обозначающими завод-производитель и цифрами номера модели. Каждому заводу выделялся свой диапазон цифр.

Маркировка автомобилей по заводам-производителям:


ГАЗ - Горьковский автомобильный завод (г. Горький) – цифры маркировки 1 - 99
ЗИЛ - завод имени Лихачева (г. Москва), цифры маркировки 100 - 199
КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод (г. Кременчуг, Украина), маркировка 200 – 299

В 1966 г. была принята «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» - отраслевая нормаль ОН 025270 66. Классификация автомобилей с этого времени производится на основе ОН 025270 66, устанавливающей классификацию грузовых автомобилей, классификацию легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.

Классификация автомобилей, общая классификация грузовых автомобилей

Классификация автомобилей - это разделение автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.


По назначению автомобили классифицируются на пассажирские, грузовые и специальные.
Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров.


Грузовые автомобили - для перевозки грузов.


Специальные автомобили перевозят специальное оборудование, установленное на них. К специальным относятся пожарные автомобили, уборочные, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.


Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек (без водителя) – легковые автомобили.
Свыше 8 человек - автобусы.

Грузовые автомобили разделяют на автомобили общего назначения и специализированные грузовые автомобили .

Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов, в том числе, оборудованный дугами и тентом.

Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза.

Примеры специализированных грузовых автомобилей:


панелевоз – грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки плит и панелей
самосвал – грузовой автомобиль для перевозки сыпучих грузов,
бензовоз - для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п.

Специализированные грузовые автомобили оборудуются кузовом или оборудованием для перевозки определенного вида груза.

Грузовые автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском.

Тягач - грузовой автомобиль, буксирующий прицеп (полуприцеп, прицеп-роспуск). Седельный тягач – грузовой автомобиль оборудованный опорно-сцепным устройством ("седло" – седельно-сцепное устройство) для буксировки полуприцепа. Тягач и буксируемые им прицепы называются – автопоезд .

Принцип маркировки автомобилей по ОН 025270 66

ОН 025270 66 определяет классификацию автомобилей и их маркировку. Маркировка каждого нового автомобиля включает название завода-производителя и цифровой индекс из цифр (не менее четырех цифр в маркировке).


В ОН 025270 66 определена система маркировки автомобилей, используемая до настоящего времени.

Классификация грузовых автомобилей

Классификация грузовых автомобилей ОН 025270 66 разделяет автомобили на 7 классов в зависимости от полной массы автомобиля. Классификация автомобилей по массе дает первую цифру маркировки грузового автомобиля:

Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля)

Полная масса,т (тонны)

до 1,2

от 1,3 до 2,0

от 2,1 до 8,0

от 9 до 14

от 15 до 20

от 21 до 40

свыше 40


Полная масса автомобиля – это предельно допустимая масса автомобиля с грузом, водителем и пассажирами. Полная масса автомобиля устанавливается предприятием-изготовителем.

Маркировка автомобиля – цифры индекса

Вторая цифра маркировки автомобиля указывает вид автомобиля:

Вторая цифра маркировки автомобиля

Вид автомобиля

Легковой автомобиль

Автобус

Грузовой автомобиль (общего назначения)

Седельный тягач

Самосвал

Цистерна

Фургон

Резерв

Специальный автомобиль


Третья и четвертая цифры маркировки автомобиля указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель.

Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

Для холодного климата - 1;
экспортное исполнение для умеренного климата - 6;
экспортное исполнение для тропического климата - 7.

Пример маркировки грузового автомобиля

КАМАЗ-4326.

Производитель – Камский автомобильный завод (КамАЗ)


Вторая цифра в маркировке автомобиля указывает, что это – грузовик.


Классификация грузовых автомобилей - по полной массе (первая цифра индекса). Индекс 4 говорит, что полная масса этой модели автомобиля КАМАЗ от 9 до 14 тонн (по техническим характеристикам – 12300 кг.).


Последние две цифры (26) – номер модели.

Маркировка и классификация автомобилей – заключительные замечания

В настоящее время соблюдение ОН 025270 66 не обязательно, однако ОАО КАМАЗ, как и другие отечественные автозаводы, в основном придерживается системы цифровой маркировки автомобилей по ОН 025270 66 при цифровой маркировке моделей вновь выпускаемых автомобилей.

Есть автомобили КАМАЗ, маркировка которых не соответствует числовому индексу. Причины могут быть разные – разработка модели на базе автомобиля другого вида или изменение параметров автомобиля (полной массы) в процессе доработки модели.

Источник информации Сайт: http://kamaz.most-e.ru/KAMAZ-spravka/markirovka-auomobilei/