» » Техническое обслуживание автомобиля камаз. Дипломная работа: Тормозные механизмы автомобиля КамАЗ: ремонт и техническое обслуживание Техническое обслуживание автомобилей КамАЗ

Техническое обслуживание автомобиля камаз. Дипломная работа: Тормозные механизмы автомобиля КамАЗ: ремонт и техническое обслуживание Техническое обслуживание автомобилей КамАЗ

Примечание.
Проверка работоспособности пневматического тормозного привода
автомобиля производится с помощью штатных приборов в кабине
водителя (двухстрелочный манометр, тормозное табло) и
контрольных манометров по клапанам контрольного вывода, которые
установлены во всех контурах тормозного привода, и
соединительным головкам типа "Палм" и типа "А". Клапаны
контрольного вывода расположены в следующих местах:
- контура привода рабочих тормозов передней оси - на клапане
ограничителя давления;
- контура привода рабочих тормозов задней тележки - на левом
(по ходу автомобиля) лонжероне рамы в зоне заднего моста;
- контура привода вспомогательного и запасного тормозов - на
правом лонжероне рамы в зоне заднего моста и воздушном баллоне
контура;
- контура привода вспомогательного тормоза и потребителей -
в воздушном баллоне контура.
Проверку работоспособности следует производить после
устранения утечек воздуха в пневмосистеме.

Последовательность проверки

1. Подсоединить контрольные манометры к клапанам
контрольного вывода и соединительным головкам.
2. Запустив двигатель, заполнить воздухом пневмосистему.
После срабатывания регулятора давления давление во всех
контурах тормозного привода и соединительной головке питающей

0,62 - 0,75 МПа (6,2 - 7,5 кгс/кв. см). Давление в
соединительной головке типа "А" должно находиться в пределах
0,48 - 0,53 МПа (4,8 - 5,3 кгс/кв. см). Контрольные лампы
тормозного табло не должны гореть.
С погасанием последний лампы зуммер должен прекратить
работу.
3. Нажать полностью педаль рабочих тормозов. Давление по
двухстрелочному манометру в кабине водителя должно резко
снизиться не более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см). При этом
давление в клапане контрольного вывода контура привода рабочих
тормозов передней оси в начале хода педали должно нарастать
медленно, а при полностью нажатой педали должно уравняться с
давлением, показываемым верхней шкалой двухстрелочного
манометра. Давление в клапане контрольного вывода контура
привода рабочих тормозов среднего и заднего мостов (при
полностью нажатой педали) должно быть не менее 0,25 МПа (2,5
кгс/кв. см) (для негруженого автомобиля). При поднятой вверх
вертикальной тяге привода регулятора тормозных сил на величину
статического хода (прогиба подвески 50 - 55 мм) давление в
тормозных камерах задней тележки должно быть равным давлению,
показываемому нижней шкалой двухстрелочного манометра. Давление
в головке типа "А" должно снизиться до 0. Давление в головке
типа "Палм" тормозной магистрали двухпроводного привода должно
подняться до величины 0,62 - 0,75 МПа (6,2 - 7,5 кгс/кв. см).
4. Рукоятку крана обратного действия ручным управлением
привода стояночного тормоза установить в переднее фиксированное
положение. Давление в клапане контрольного вывода контура
привода стояночного и запасного тормозов должно быть равно
давлению в воздушном баллоне контура стояночного и запасного
тормозов и находиться в пределах 0,62 - 0,75 МПа (6,2 - 7,5
кгс/кв. см).
При этом:
- давление в соединительной головке типа "А" должно быть в
пределах 0,48 - 0,53 МПа (4,8 - 5,2 кгс/кв. см);

магистрали двухпроводного привода должно быть равным 0.
5. Рукоятку крана обратного действие с ручным управлением
стояночного и запасного тормозов поставить в заднее
фиксированное положение.
При этом:
- должна гореть контрольная лампа в мигающем режиме;
- давление в клапане контрольного вывода контура привода
стояночного и запасного тормозов и соединительной головке типа
"А" должно снизиться до 0;
- давление в соединительной головке типа "Палм" тормозной
магистрали двухпроводного привода должно находиться в пределах
0,62 - 0,75 МПа (6,2 - 7,5 кгс/кв. см).
6. При положении рукоятки крана (обратного действия с ручным
управлением) в заднем фиксированном положении нажать кнопку
аварийного растормаживания. При этом давление в клапане
контрольного вывода контура привода стояночного и запасного
тормозов должно быть равным давлению, показываемому
двухстрелочным манометром в кабине водителя. Штоки тормозных
камер должны убраться.
Отпустить кнопку аварийного растормаживания. Давление воздуха
в полостях пружинных энергоаккумуляторов должно снизиться до 0.
7. Нажать на края вспомогательного тормоза. Штоки
пневмоцилиндров управления заслонками моторного тормоза и
выключения подачи топлива должны выдвинуться. При этом давление
воздуха в тормозных камерах прицепа (полуприцепа) должно быть
равным 0,06 МПа (0,6 кгс/кв. см).
8. В процессе проверки работоспособности пневмосистемы лампы
тормозного табло должны загораться и должен начинать работу
зуммер при падении давления в соответствующем контуре ниже
0,48 - 0,52 МПа (4,8 - 5,2 кгс/кв. см).

дипломная работа

2.3 Работы, выполняемые при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО КПП автомобиля КамАЗ - 5320

При ТО-1 необходимо:

Проверять и подтягивать элементы крепления коробок и их крышек, проверять уровень масла в картерах и при необходимости доливать масло до нормы

Смазывать шарнирные соединения привода управления коробками

Производить очистку вентиляционных трубок сапунов.

При ТО-2, кроме работ, выполняемых при ТО-1, нужно:

Менять масло в картерах коробок (согласно графику) и тщательно промыть их

Очищать магниты пробок спускных отверстий от металлических частиц.

При СО следует производить замену масла в картерах коробок в соответствии с периодом эксплуатации автомобиля (кроме всесезонных масел, которые замене не подлежат).

Смену масла в картерах передач и других коробках нужно производить сразу же после движения, пока масло горячее .

3. Ремонт коробки переключения передач автомобиля КамАЗ - 5320

3.1 Диагностика неисправностей коробки передач

Причина неисправности

Метод устранения

Шум в коробке передач

(Шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление)

Недостаточный уровень масла в картере коробки передач

Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи (см. ниже "Утечка масла"). Продуйте сапун

Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белесоватого цвета, ее можно увидеть на щупе)

Замените масло. Броды и глубокие лужи переезжайте осторожно. Установите брызговик двигателя, наденьте трубку на сапун коробки передач и выведите ее наверх, в защищенное от брызг место

Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен

Замените изношенные подшипники, шестерни

Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют

Деформирована тяга привода механизма переключения передач или реактивная тяга

Выправьте или замените тяги

Ослабли винты крепления шарнира, хомута или рычага штока выбора передач

Затяните винты (можно с использованием анаэробного герметика для резьб)

Поломка пластмассовых деталей механизма переключения

Замените детали

Отрегулируйте привод

Сломаны пружины механизма выбора передач, деформированы его детали

Замените пружины, выправьте деформированные детали или замените механизм в сборе

Затяните гайки

Не полностью выключается сцепление

Передачи самопроизвольно выключаются

Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора

Замените дефектные детали

Неправильная регулировка привода

Отрегулируйте привод

Ослабли пружины в механизме выбора передач, изношены штоки

Замените изношенные детали

Не затянуты гайки валов коробки передач

Затяните гайки

Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата

Замените опоры

Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи

Сцепление выключается не полностью

См. Диагностика неисправностей сцепления

Нет масла в картере коробки передач

Долейте масло. Проверьте, нет ли течи (см. ниже "Утечка масла"). Продуйте сапун

Повреждены подшипники, зубья шестерен

Замените подшипники, шестерни

Износ кольца синхронизатора включаемой передачи

Замените кольцо

Шум главной передачи (шум со стороны коробки передач только при движении автомобиля)

Износ или разрушение подшипников

Замените разрушенные и изношенные подшипники (даже при минимальном износе). Отрегулируйте предварительный натяг подшипников коробки дифференциала

Увеличен зазор в зацеплении шестерен главной передачи, изношены их зубья

Изношенные шестерни замените

Утечка масла

Износ манжет (сальников): первичного вала, ШРУСов, штока выбора передач, износ уплотнителя вала привода спидометра

Замените манжеты (сальники). Продуйте сапун коробки передач

Сильный износ, забоины на поверхностях валов в местах сопряжения с поверхностями манжет (сальников)

Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новую манжету (сальник), можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка манжеты работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях - замените валы и манжеты

Большой люфт первичного вала коробки передач

Проверьте состояние подшипников вала, их посадочных поверхностей, затяжку гайки. Изношенные детали замените

Ослабло крепление картера сцепления и крышки коробки передач, поврежден слой герметика между их сопрягающимися поверхностями

Подтяните резьбовые соединения. При разборке коробки передач тщательно очистите поверхности от следов старого герметика, перед нанесением нового - обезжирьте поверхности

Неплотно завернуты сливная пробка, датчик заднего хода

Подтяните сливную пробку, датчик

3.2 Разборка, дефектовка коробки передач автомобиля КамАЗ-5320, ремонт и сборка

Снятие коробки передач с автомобиля КамАЗ:

Установите автомобиль на ремонтную зону. Для снятия коробки передач: слейте масло из картера коробки передач. Наклоните кабину, снимите щиты пола платформы для обеспечения доступа к коробке передач; отсоедините аккумуляторные батареи от электрической цепи, отсоедините вывод, соединяющий выключатель массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике); отсоедините и выньте провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи.

Снимите шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя, отвернув гайки и вынув болты стяжных хомутов; разъедините штекерные соединения тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах; отсоедините кронштейны крепления глушителя к картеру делителя;

· снимите пневмоусилитель гидропривода сцепления;

· отсоедините фланец-вилку карданного вала среднего моста от фланца ведомого вала коробки передач, отвернув гайки болтов крепления, снимите пружинные шайбы и выньте болты; ослабьте стяжные ленты и снимите соединительный шланг трубы эжектора; отсоедините воздухопроводы: от крана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; отверните гайки болтов кронштейна крепления ящика аккумуляторных батарей к раме и выньте болты (для автомобиля КамАЗ-5410);

· ослабьте болты крепления передних опор силового агрегата; отверните гайки болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;

· выверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме;

· выверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке;

· вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач; подложите деревянные бруски под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат (толщина брусков должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на 50 мм);

· выверните стяжной болт рычага передней тяги привода управления коробкой передач;

· разъедините переднюю тягу с рычагом, снимите резиновый чехол, выньте шарик и пружину из шаровой головки наконечника рычага;

· отсоедините три болта крепления воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, выверните болты крепления стартера;

· установите цепные захваты подъемного приспособления за рым-болты на коробке передач, выверните болты крепления сцепления или картера делителя к картеру маховика двигателя; отведите коробку передач назад до выхода ведущего вала из кожуха сцепления, снимите ее и установите на тележку [ 13 ].

Установка коробки переключения передач производится в обратном порядке, с учётом следующего:

Перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, закладывают 15 грамм смазки; поднимите коробку передач и установите ее на место, предварительно поставив муфту выключения сцепления, шланг для подвода смазки к нажимному подшипнику и оттяжные пружины.

Вверните болты крепления картера делителя или картера сцепления к картеру маховика двигателя. Вверните болты крепления стартера; подсоедините трубопроводы управления делителем к соединительной колодке. Соедините переднюю тягу с рычагом, предварительно вставив шарик и пружину в шаровую головку рычага; вверните стяжной болт рычага передней тяги привода управления механизмом передач. Отрегулируйте дистанционный привод управления механизмом переключения передач.

Вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач.

Вверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, выньте деревянные бруски из-под второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат на опоры; вверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме; вставьте болты в отверстия задних опор силового агрегата, заверните самоконтрящиеся гайки. Затяните болты крепления передних опор силового агрегата. Вставьте болты в отверстия кронштейна крепления ящика аккумуляторных батарей к раме, заверните гайки (для автомобиля КамАЗ-5410). Подсоедините воздухопроводы к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; наденьте соединительный шланг трубы эжектора и закрепите его стяжными лентами. Совместите отверстия фланца-вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца ведомого вала коробки передач; вставьте в отверстия болты, наденьте пружинные шайбы, заверните гайки. Установите пневмоусилитель гидропривода сцепления. Присоедините кронштейн крепления глушителя к картеру коробки передач, ввернув болты. Соедините штекерные разъемы тахометра, спидометра, розетки полуприцепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах: наденьте шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя; наденьте стяжные хомуты и закрепите шланг, вставив в отверстия хомутов болты и затянув их гайками; подсоедините провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи; подсоедините вывод включения массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике); соедините аккумуляторные батареи с электрической цепью автомобиля. Поставьте щиты пола. Залейте масло в картер коробки передач. Опустите кабину. Проверьте и при необходимости отрегулируйте свободный ход педали сцепления.

Организация работ по ТО рулевого управления автомобиля КамАЗ-5320

№ выполняемых работ Наименование и содержание работ Место выполнения работ Кол-во мест или точек обслуживания Трудоемкость Чел*мин Приборы, инструмент, приспособления, модель...

Работа двойных главных передач КамАЗ-5320

Картер главной передачи 3 (рис.4) крепится к балке моста болтами. Плоскость разъема уплотняется паронитовой прокладкой толщиной 0,8 мм. В полости картера устанавливаются пара цилиндрических с косыми зубьями шестерен...

Рулевое управление служит для изменения и сохранения выбранного направления движения автомобиля...

Рулевое управление автомобиля КамАЗ–5320 и трактора МТЗ–80 с гидроусилителем

Рулевое управление состоит из (прил.1.) рулевого колеса 1, колонки рулевого управления 2 (прил.1.), карданной передачи 6, углового редуктора 9, рулевого механизма 10, гидравлического усилителя (включающего клапан управления 8, радиатор 7...

Техническое обслуживание и ремонт коробки передач и топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ-5320

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента по величине и направлению, передачи крутящего момента от сцепления на карданный вал привода раздаточной коробки...

Техническое обслуживание и ремонт коробки передач и топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ-5320

Коробка передач КПП Камаз-5320 пятиступенчатая (рис.1) состоит из следующих основных узлов: картера 34 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестернями...

Техническое обслуживание и ремонт коробки передач и топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ-5320

Принцип работы механической коробки передач сводится к кинематическому соединению на различных ступенях входного и выходного валов различными комбинациями шестерен с разными передаточными числами...

Техническое обслуживание и ремонт коробки передач и топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ-5320

Техническое обслуживание и ремонт коробки передач и топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ-5320

Техническое обслуживание коробок передач состоит в содержании их в чистоте, проверке креплений, поддержании нормального уровня масла...

Техническое обслуживание и ремонт коробки передач и топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ-5320

Таблица 1 - технологическая карта ремонта КПП автомобиля КамАЗ-5320 № п/п Наименование, содержание операции Кол-во точек воздействия Место выполнения работ Оборудование, инструмент Технические условия...

Технологическое проектирование производственной зоны технического обслуживания

1. Проверить состояние передних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор, при необходимости закрепить. 2. Проверить состояние, герметичность и крепление передних амортизаторов...

Система питания топливом гарантирует очистку топлива и равномерное рассредоточение его по цилиндрам мотора строго дозированными порциями. На двигателях КамАЗ применена система питания топливом разделенного типа...

Топливная система автомобиля КамАЗ-5320

Безотказная работа двигателя в значительной степени зависит от грамотного и регулярного технического обслуживания системы питания. Основными недостатками в техническом обслуживании системы питания...

Топливная система автомобиля КамАЗ-5320

Поддержание автомобиля в исправном состоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-предупредительной системы обслуживания. Ремонт, в частности...

Выпускная квалификационная работа на тему:

Система охлаждения двигателя КАМАЗ 740.

Выполнил

Введение

1. Назначение, устройство, принцип действия.

2. Диагностика и ТО.

3. Основные неисправности и способы их устранения (текущий ремонт)

4. Охрана труда и окружающей среды.

Список используемой литературы

Введение

1.Назначение, устройство, принцип действия .

Меры предосторожности при ТО . В условиях АТП важное значение имеют мероприятия, устраняющие вредное влияние отработавших газов, этилированного бензина, кислот и других вредных материалов на здоровье работающих при ТО и ремонте автомобиля, погрузочно-разгрузочных работах. Помещение, где выполняют ТО ремонт автомобилей должны быть хорошо освещены и содержатся в чистоте. В темное время суток можно проводить ТО только при хорошем искусственном освещении, применяя при этом переносные электрические лампы напряжением не выше 36 В.

Безопасность работы во многом зависит от исправности применяемого инструмента. При разборке узлов и механизмов нельзя применять ключи, не соответствующие размерам гаек, с установкой подкладок в зев ключа; наращивать ключ другим ключом; ударять молотком по ключу при отвертывании гаек; отвертывать гайки молотом и зубилом. Ручки молотков и кувалд должны быть гладкими, овальными и без трещин. Рукоятка должна прочно удерживать молоток (или кувалду) для чего в торец рукоятки вбивают клин из мягкой стали. Бойки молотков и кувалд должны быть без заусенец и трещин, с гладкой, слегка выпуклой поверхностью. Отвертку для работы выбирают такую, чтобы ширина ее рабочей части была равна диаметру головки винта.

Нельзя становится на подвижные, особенно круглые детали, так как с них легко можно упасть. Чтобы не споткнуться, на полу у мест проведения ТО не должны валяться посторонние предметы.

Соосность деталей проверяют с помощью оправки – металлического стержня. Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей свой палец. Чтобы предохранить руки от ранения при переноске крупных деталей при разборочно-сборочных операциях, надевают рукавицы.

Запрещается устранять неисправности, регулировать, смазывать и очищать автомобиль при работающим двигателе.

Хранение топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей допускается в специальной таре. Этилированный бензин тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелые отравления организма человека. Запрещается использовать этилированный бензин для мытья рук и деталей, а также засасывать его ртом из шланга. Попавший на кожу этилированный бензин обезвреживают промыванием участка кожи керосином или теплой водой с мылом. При попадании этилированного бензина в глаза, необходимо промыть их 2%- м раствором пищевой соды или теплой водой и обратиться в лечебное учреждение.

Следует помнить, что антифриз – это ядовитая жидкость и при попадания в желудок и кишечник она вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом шланг, а также курить принимать пищу во время работы с ним.

Электролит приготавливают в сосудах из кислотостойкого материала. Нельзя применять для этой цели стеклянные банки, которые могут разбиться. Следует помнить, что пары серной кислоты вредно действуют на здоровье человека. Помещения, где выполняют работы с аккумуляторами, должны хорошо вентилироваться. При составлении электролита серную кислоту заливают в воду тонкой струей при непрерывном помешивании. Нельзя лить воду в серную кислоту во избежании бурной реакции, кипение и выплескивания раствора из сосуда. Следует остерегаться попадания электролита и кислоты на одежду и тело, так как возможен ожог кожи. Переносить аккумуляторные батареи на руках не разрешается, для переноски их рекомендуется использовать тележки с гнездами либо специальные приспособления.

При сливе горячего масла из поддона двигателя нужно остерегаться, чтобы не обжечь руки. Работа двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобиля.

Охрана окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами.

При эксплуатации автомобилей в почву и водоемы могут попасть нефтепродукты: дизельное топливо, масло, бензин. Попадая в водоемы, они не только покрывают поверхность пленкой, но и растворяются по всей толще воды, отлагаясь вместе с илом на дне. Наличие в 1 л воды 0,1 мг нефтепродуктов придает рыбе неустранимый в последствии привкус нефти и специфический запах. При больших количествах нефтепродуктов в воде она погибает. Присутствие нефтепродуктов в почве губительно действует на растения.

Чтобы предупредить загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности. Нельзя мыть детали машин топливом. Сливать отстой топлива из топливных баков и фильтров следует в только приготовленную тару. При прокачки топлива во время удаления воздуха из системы питания дизеля нужно его сливать в какую-либо емкость.

На нефтескладах, пунктах ТО и ремонтных мастерских нужно собирать отработанные нефтепродукты в резервуары или бочки в специально отведенных местах с соответствующими указателями.

Нельзя допускать работу двигателя с повышенным дымлением и содержанием CO и СН выше допустимой нормы.

Список используемой литературы:

1). . Ремонт автомобилей КамАЗ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991. – 320 с., ил.

2). , и др. Автомобили КамАЗ : Техническое обслуживание и ремонт. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1988. – 325 с., ил., табл.

3). Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ-5320, -53211, -53212, -53213, -5410, -54112, -55111, -55102. – М.: Третий Рим,

2000. – 240 с., ил.

https://pandia.ru/text/77/494/images/image002_52.jpg" align="left" width="643" height="482">Рис.5. Гидромуфта привода вентилятора:

1 – передняя крышка; 2 – корпус подшипника; 3 – кожух;, 19 – шарикоподшипники; 5 – трубка корпуса подшипника; 6 – ведущий вал; 7 – вал привода гидромуфты; 9 – ведомое колесо; 10 – ведущее колесо; 11 – шкив; 12 – вал шкива; 14 – втулка манжеты; 15 – ступица вентилятора; 16 – ведомый вал; 17, 20 – манжеты с пружиной; 18 – прокладка.

Рис.6. Термостат:

1, 7 – стойки; 2 – шток; 3, 12 – регулировочные гайки; 4 – резиновая вставка с шайбой; 6 – основание; 8 – баллон: 9 – активная масса (церезин); 11, 13 - пружины.

Дипломная работа *

3 590руб.

Описание

Организация ремонта грузовых автомобилей марки КАМАЗ 5320 ...

ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Общая характеристика предприятия 8
1.2 Организация технологического процесса обкатки двигателей 9
1.3 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия 14
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 17
2.1 Анализ использования автомобильного транспорта в ТОО «Автоцентр «КамАЗ» 17
2.2 Размеры и структура затрат на выполнения транспортных работ 17
2.3 Обоснование производственной программы ремонта 19
2.4 Режим работы предприятия и фонды времени 22
2.5 Годовой календарный план работ и график загрузки 23
2.6 График цикла производства и обоснование метода ремонта 27
2.8 График грузовых потоков и выбор подъемно-транспортного
оборудования сборочного цеха 32
3. КОНСТРУКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА 36
3.1 Обкатка двигателей 36
3.2Конструкторская разработка системы смазки 40
3.3 Конструкторская разработка стенда – кантователя для разборки
и сборки двигателей 42
3.4 Прочностные расчеты 44
4. ОХРАНА ТРУДА 47
4.1 Вопросы охраны труда при эксплуатации ремонтного оборудования 47
4.2. Анализ безопасности и безвредности эксплуатации ремонтного и диагностического оборудования 47
4.3 Требования безопасности при эксплуатации ремонтного и диагностического оборудования 48
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 52
6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ 55
6.1 Расчёт экономической эффективности внедряемой конструкции 55
6.2 Расчет экономической эффективности технологического процесса агрегатного участка 57
6.3 Расчёт экономической эффективности и технико–экономическое обоснование 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Введение

Актуальность темы нашего исследования преследует организацию ремонта автомобилей КамАЗ на специализированном ремонтном предприятии, взамен некачественного технического обслуживания и ремонта в сельских ремонтных мастерских. Как показывает опыт работы, ремонт сложных узлов и агрегатов автомобилей в сельских хозяйствах проводится некачественно из-за низкой оснащенности ремонтной базы. В ремонтных мастерских отсутствует необходимое технологическое оборудование для проведения капитального ремонта грузовых автомобилей, а крупные предприятия предпочитают заниматься наиболее распространенным видом ремонта – ремонтом тракторов и сельскохозяйственных машин.

Список литературы

1. Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. “Единая транспортная система и автомобильные перевозки”. М., Транспорт 1984 г.
2. Фастовцев В.Г. “Единая транспортная система и автомобильные перевозки”. Методические указания М., Транспорт 1986 г.
3. “Положение о ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта” М., Транспорт 1988 г.
4. Крамаренко Г.В. и др. “Техническая эксплуатация автомобилей”. М., Транспорт 1988 г.
5. МИИАТ Краткий автомобильный (транспортный) справочник. М., Транспорт 1987 г.
6. “Прейскурант № 07 – 02 от 24.12.01. Оптовые цены на нефтепродукты”, ТНК, 2 стр.
7. Иворев С.А. “Экономические вопросы при организации работы АТП”, М., Высшая школа, 1991 г., 132 стр.
8. Долик П.А. “Справочник по технике безопасности”, М., Энергосетьиздат, 1984 г.
9. ГОСТ 12.0.003 –80 ССБТ. “Опасные и вредные производственные факторы”.
10. ГОСТ 12.4.011 – 75 “Средства защиты рабочих”.
11. Серов И.П. “Методики определения оптовых цен на продукцию машиностроительного комплекса”, М., Экономиздат, 1993 г.
12. “Экономические вопросы в дипломном проекте”. Методические указания, Рязанская ГСХА, Рязань 1999 г.
13. Решетов Д.Н. “Детали машин”. Издание 4-ое. М., Машиностроение, 1989 г.
14. “Нормы амортизационных отчислений и методы определения оптовых цен на продукцию машиностроения”, под редакцией Симонева А.А.. М., Экономика, 1992 г.
15. ГОСТ 12.0.003 – 86 ССБТ “Опасные и вредные производственные факторы”.
16. Демин П.А. “Справочник по технике безопасности”. М., 1988 г.
17. Напольский Г.М. “Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций ТО”. Учебник для ВУЗов, М., Транспорт 1985 г.
18. “Краткий справочник НИИАТ”. М., Транспорт 1982 г.
19. ГОСТ 12.1.004 – 76 ССБТ “Пожарная безопасность. Общие требования”.
20. “Охрана труда”. Методические указания по дипломному проектированию, Рязанская ГСХА, Рязань 1998 г.
21. ГОСТ 12.1.005 – 76 ССБТ “Воздух в рабочей зоне. Общие санитарно-технические требования”.
22. ГОСТ 12.1.003 – 80 ССБТ “Шум. Общие требования безопосности”.
23. ГОСТ 12.01.02 – 88 ССБТ “Вибрация. Общие требования безопасности”.
24. СНиП II – 4 – 79 “Естественное и искусственное освещение”.
25. Новак В.М. и др. “Справочник технолога машиностроителя”. М., Машиностроение 1983 г.
26. Великанов К.М. и др. “Производительность, экономика и организация труда токаря”. М., Машиностроение 1984 г.
27. Александров Л.А. “Техническое нормирование на автомобильном транспорте”. М., Транспорт 1978 г.
28. Аршинов В.А., Алексеев Т.Р. “Резание металлов и режущие инструменты”. М., Машиностроение 1983г.
29. Черпаков С.С. “Техническое обслуживание и ремонт автобусов”. М., Колос 1978 г.
30. Боков В.Н. “Детали машин”. М., Высшая школа 1960 г.
31. Кузнецов Е.С. “Техническая эксплуатация автомобилей”. Учебник для ВУЗов 3-е издание. М., Транспорт 1991г., 413 стр.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Видеопрограмма ПО КАМАЗ. Комментарии к видеофильмам.

Введение. Немного из истории автозавода.

В 1976 году первые грузовые автомобили с маркой КАМАЗ сошли с конвейера Камского объединения по производству автомобилей. Сегодняшний КАМАЗ, это один из крупнейших в мире автомобильных заводов. Продукция объединения КАМАЗ разнообразная, это и станочное оборудование, и легковые автомобили, товары народного потребления. Главной продукцией завода были и остаются грузовые автомобили. Большая часть грузовых автоперевозок в СССР, приходилась на грузовые автомобили Камского автозавода. Грузовые автомобили марки КАМАЗ, эксплуатируются в 50-ти странах мира. На заводе производятся различные модели грузовых автомобилей, которые имеют различные модификации для перевозки различных грузов по всем типам дорог. Это магистральные грузовики, самосвалы, специализированные шасси, автомобили повышенной проходимости, вахтовые автобусы и многое другое. Эффективность работы автомобиля КАМАЗ в значительной степени базируется на его надежности, которая зависит от своевременного качественного выполнения технического обслуживания (ТО) и ремонта. В самом начале надо подчеркнуть, что ТО является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке без разбора и снятия с автомобиля агрегатов узлов и деталей.

ТО автомобилей КАМАЗ.

Из комментариев к фильмам вы узнаете: Какие проводятся виды ТО и сроки их выполнения для автомобиля КАМАЗ, с учетом эксплуатационных условий. Какие регламентные работы проводятся по проверке, регулировке, смазке и замене деталей и эксплуатационных жидкостей.

Проводится в два периода: обслуживание в начальный период эксплуатации и обслуживание в основной период эксплуатации. Всем известно, что в начальный период эксплуатации нового автомобиля, происходит интенсивная приработка сопряженных деталей и взаимоустановка элементов конструкции. По этому, на новом автомобиле необходимо провести разовые виды технического обслуживания, которое имеет два вида. Это сервис «А» и сервис «Б.

Сервис «А» проводится на новом автомобиле при пробеге 500 – 1000 км, а сервис «Б» при пробеге 3000 – 4000 км.
ТО по периодичности и трудоемкости выполняемых работ, разделяется на следующие виды. Ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется каждый день, часть работ перед выездом автомобиля на линию и часть после возвращения в гараж.
ТО – 1 производится через каждые 4000 км пробега, ТО – 2 через 12000 км, СО – сезонное обслуживания выполняется один или два раза в год после пробега автомобиля 25000 км или 50000 км, совмещая его с ТО – 2. Необходимо подчеркнуть, что периодичности технического обслуживания 40000км пробега для ТО – 1 и 12000 км для ТО – 2, рассчитаны на хорошие условия эксплуатации автомобиля, т.е на дорогах с асфальтобетоном и цементобетонным покрытиями, загородных зонах и небольших городах. Если автомобиль КАМАЗ эксплуатируется на магистралях в горной местности, на улицах больших городов, а также на грунтовых и щебеночных дрогах, периодичность обслуживания уменьшается до3200 км для ТО –1 и 9600 км для ТО – 2. Если же автомобиль КАМАЗ работает в более сложных условиях, например в карьерах, котлованах или в других тяжелых условиях, то техническое обслуживание нужно производить для ТО –1 через 2400 км, а ТО – 2 через 7200 км пробега.

Соблюдение проведения периодичности ТО и проведения регламентированных работ помогут вам поддерживать автомобиль технически исправном состоянии.

Рассмотрим содержание отдельных работ по техническому обслуживанию автомобиля КАМАЗ.

Ежедневное ТО проводится каждый день перед выездом автомобиля на линию, и после окончания работы автомобиля. Прежде, необходимо вымыть автомобиль. Сначала необходимо проверить состояние запоров бортов платформы. Запоры, петли бортов должны быть надежно закреплены, и не иметь разрушений. Нужно проверить состояние колес и шин, а также состояние привода рулевого управления. Затем проверяется работоспособность приборов освещения и световой сигнализации, стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла.
Необходимо также проверить уровень масла в картере двигателя, проверяется при неработающем двигателе не позже, чем через пять минут после остановки. Автомобиль должен быть установлен на горизонтальной площадке и перед замером щуп должен быть протерт чистой ветошью. При замере щуп вставляется до упора. Если уровень масла находится близко к отметке «Н» - нижняя метка, нужно долить свежее масло до отметки «В» - верхняя метка, через заливную горловину, отвернув крышку на двигателе.

Следует также проверить уровень масла охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Уровень проверяется на холодном двигателе перед выездом на линию, путем открывания крана контроля уровня, расширительного бачка. Если при этом из крана не потечет жидкость, то уровень считается недостаточным и его необходимо восстановить доливкой охлаждающей жидкости, через заливную горловину расширительного бачка, до заполнения его до 2/3 объема.

Необходимо слить конденсат из воздушных баллонов через клапаны слива конденсата баллонов. Регулярное проведение ежедневного ТО обеспечит техническую исправность и надлежащий вид вашего автомобиля.

Сезонное ТО.

Проводится два раза в год весной и осенью. Рассмотрим отдельные операции по сезонному обслуживанию. Крепежные работы выполняются перед регулировочными и смазочными работами.

Первоначально, закрепляется радиатор на раме, затем закрепляются фланцы приемных труб глушителя, прорыв отработанных газов в соединениях не допускается.

После этого необходимо проверить крепления рычагов тяг дистанционного привода управления коробкой передач, закрепить болты крепления головки передней тяги, рычага наконечника, рычага передней тяги, стяжного регулировочного фланца. Далее закрепляется фланец вторичного вала коробки передач и гайки фланцев и шестерен среднего и заднего мостов. Для этого необходимо отсоединить фланцы вилки карданной передачи и расстопорить затягиваемые гайки. Момент затяжки гайки фланца коробки передач должен быть 200 – 235 н*м, гаек фланцев мостов 250 – 295 н*м. Затяжку производим только при наличие люфта фланца в осевом направлении. Затем закрепляются гайки и болты редукторов главных передач среднего и заднего мостов, моментом затяжки 165 – 175 н*м. После этого закрепляются кронштейны крепления воздушных баллонов к раме, закрепляются кронштейны задней подвески к раме. Моментом затяжки 180 – 195 н*м. Затем следует закрепить кронштейны крепления топливного бака, моментом затяжки 55 – 60 н*м
Один раз в два года или через 100000 км пробега необходимо проверить работоспособность топливного насоса высокого давления (ТНВД) на стенде. Для этого надо снять насос с двигателя. Один раз в год, необходимо проверить и отрегулировать давление подъема игл форсунок на стенде. Необходимо также отрегулировать угол опережения впрыска топлива. Для этого проворачиваем коленчатый вал ломиком за отверстия на маховике, поворачиваем через люк в нижней части картера до совмещения меток на корпусе ТНВД и автоматической муфте опережения впрыска топлива. Затем, проворачиваем коленчатый вал двигателя против хода вращения и устанавливаем фиксатор маховика в нижнее положение, поворачиваем коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент метки на корпусе ТНВД и автоматической муфте опережения совместились, то угол опережения впрыска топлива установлен правильно, в таком случае фиксатор переводится в верхнее положение. Если метки не совмещаются, нужно проделать следующие операции. Ослабить верхний болт ведомой полумуфты привода, повернуть коленчатый вал по ходу вращения и ослабить второй болт полумуфты. Затем развернуть муфту опережения впрыска топлива за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращения, до упора болтов в стенки пазов. Опускаем фиксатора в нижнее положение и поворачиваем коленчатый вал двигателя по ходу вращения, до совмещения фиксатора с пазом маховика. Медленно поворачиваем муфту опережения впрыска топлива за фланец ведомой полумуфты привода, в направлении вращения, до совмещения меток на корпусах насоса и муфте опережения впрыска топлива. После этого надо закрепить верхний болт полумуфты привода, установить фиксатор в верхнее положение, повернуть коленчатый и закрепить второй болт ведомой полумуфты. Затем снова проверяем правильность установки угла опережения впрыска топлива. При опущенном фиксаторе маховика, метки на корпусах автоматической муфты ТНВД должны совпадать. В муфте опережения впрыска топлива, необходимо один раз в два года сменить масло. Для этого необходимо в корпусе муфты выкрутить резьбовые пробки, слить масло, промыть механизм муфты дизельном топливом и затем залить в муфту 0.16 кг масла для двигателя, после чего закрутить пробки.
При каждом сезонном обслуживании необходимо сменить бумажный элемент воздушного фильтра.
При пробеге 50000 км, но не менее чем один раз в год, необходимо заменить масло в картере коробки передач. Слив отработанного масла производится через три отверстия, после этого необходимо удалить металлические отложения с магнитных пробок и завернуть пробки. Масло заливаем до верхней метки щупа пробки.

Затем необходимо проверить наличие зазоров в шлицевых соединениях карданных валов, зазор не допускается. Следует проверить работу механизма блокировки межосевого дифференциала. При включении блокировки межосевого дифференциала должна загореться лампочка на щитке приборов. Следует также вскрыть корпус рукоятки рычага переключения передач, и с помощью масленки смазать трос управления делителем маслом, применяемым для редукторов мостов.

Следующей операцией при проведении сезонного ТО, является проверка подшипников ступиц задних мостов. Для проверки необходимо извлечь полуоси, для чего отвернуть гайки креплений полуоси к ступице, снять пружинные шайбы и вворачивая в отверстия фланца два болта, сдвинуть полуось с места. Затем надо снять полуось и прокладки фланца полуоси, и после снятия гаек, снять ступицу в сборе с тормозным барабаном, с помощь съемника. При снятых ступицах необходимо проверить состояние тормозных механизмов: колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков. После удаления из ступиц старой смазки необходимо промыть в керосине внутреннюю полость ступицы, подшипник, сальник, гайки и шайбы. После этого необходимо заложить по 0.7 кг смазки в подшипники ступиц колес передней оси и по 0.4кг смазки в подшипники ступиц колес среднего и заднего моста. Закладываемая смазка должна располагаться между роликами и сепараторами равномерно по всей окружности подшипника. Аналогичным образом проводим обслуживание ступиц передней оси. Далее заменяем масло в картерах ведущих мостов. При смене масла необходимо промыть картеры дизельным топливом, а магниты сливных пробок очистить от металлических отложений. Надо промыть сапуны ведущих мостов дизельным топливом и продуть их сжатым воздухом. Слив масла проводится отворачиванием пробок сливных, контрольных и заливных отверстий. Перед сливом масла необходимо прогреть мосты, посредством движения автомобиля. Масло заливается до уровня контрольного отверстия.

Затем необходимо проверить люфт в шарнирах реактивных штанг, определяется покачиванием шарнира вдоль оси пальца. При наличие люфта, требуется заменить шарниры. После этого необходимо смазать шарниры реактивных штанг, через пресс масленки, до выдавливания свежей смазки из зазоров соединения деталей. Довести до нормы уровень масла в башмаках балансирной подвеске. Масло в башмаки следует заливать до уровня нижних кромок заливных отверстий.

Необходимо также снять фильтр регулятора давления, разобрать его, промыть в керосине и просушить сжатым воздухом.
Один раз в год, или при пробеге 50000 км, провести обслуживание генератора и стартера. Проверяем напряжение в цепи электропитания, при средних оборотах двигателя, в двух положениях винта по сезонной регулировке. При положении «Лето» переключателя, вольтметр должен показывать 27 – 28 В, при положении «Зима», вольтметр должен показывать 28.5 – 31 В. Если вольтметр не показывает указанных значений, необходимо заменить интегральный регулятор напряжения.
Высота щеток генератора должна быть не менее 8 мм от пружины до основания, минимальный допустимый диаметр проточки контактных колец, должен быть 29.3 мм.

При проверке стартера необходимо знать, что щетки, изношенные до высоты 13 мм, или имеющие значительные сколы, подлежат замене. Осмотреть контактный диск реле стартера, при значительном износе, повернуть его, а контактные болты заменить. Затем следует смазать штекерные соединения проводки электрооборудования и клеммы контрольноизмерительных приборов.
Раз в год, осенью или при пробеге 50000 км необходимо провести замену масла в гидроусилителе рулевого управления, промыть систему и промыть фильтрующий элемент бачка насоса гидроусилителя в чистом дизельном топливе. Провести смену охлаждающей жидкости двигателя, промыть систему.

Заменить рабочую жидкость в системе гидропривода сцепления.

На автомобиле самосвале КАМАЗ – 5511, необходимо промыть фильтрующий элемент, масляного фильтра бачка системы подъема кузова.
Эта операция завершает инструктаж по сезонному обслуживанию автомобилей КАМАЗ. Регулярное выполнение регламентных работ сезонного обслуживания продлят срок службы агрегатов и систем автомобиля.

Техническое обслуживание N – 1.

ТО – 1 является профилактическим видом обслуживания, обеспечивающим безопасность движения автомобиля. Оно проводится, как было уже сказано, через 4000км пробега автомобиля. Пробег между обслуживанием снижается, согласно тяжести условий, в которых работает данный автомобиль, Рассмотрим основные операции ТО – 1. Как мы уже знаем, перед началом обслуживания необходимо вымыть автомобиль. Сначала следует проверить исправность тормозной системы. Проверку необходимо проводить при нормальном давлении в пневмосистеме, равном 637 – 736 Кпа, выключенных потребителях сжатого воздуха и не работающем компрессоре. Герметичность системы проверяется в четырех положениях: при свободной педали тормоза, при нажатой, при постановке на стояночный тормоз, при включенном вспомогательном тормозе. При свободном положении тормоза и других органов управления тормозами и выключенных потребителях, давление воздуха в системе должно уменьшиться не более чем на 12 Кпа за 15 мин. При нажатии педали тормоза до упора, давление по двухстрелочному манометру должно снизится, но не более чем на 50 Кпа. При постановке на стояночный тормоз, должна загореться лампочка на блоке контрольных ламп, в мигающем режиме. При включенном вспомогательном тормозе, штоки пневмоцилиндров управления заслонками вспомогательного тормоза и пневмоцилиндра подачи топлива, должны вытянуться. При снижении давления в системе до 440 – 540 Кпа, должен включиться звуковой сигнал – «зуммер» и загореться контрольная лампочка соответствующих контуров. Далее следует отрегулировать ход штоков тормозных камер. Регулировка производится при холодных тормозных барабанах при номинальном давлении воздуха в пневмоситеме и выключенном стояночном тормозе. Для регулировки хода штока необходимо отвернуть стопорный болт, вращая ось червяка, развести колодки до упора, а после этого свести колодки, повернув ось червяка в обратном направлении на 2 – 3 щелчка, тем самым, обеспечив наименьший ход штока тормозной камеры, равный 20 мм. Ход штока измеряется линейкой, который должен быть равен 20 – 30 мм. Разница ходов штока тормозных камер правого и левого колес не должна превышать 2 – 3 мм. В конце операции необходимо завернуть стопорный болт.

Необходимо не забывать о контроле гаек крепления колес. Их необходимо закреплять через одну, начиная с верхней, в два, три приема, до достижения момента передних колес 210 – 260н*м, задних колес 250 – 300 н*м. Далее проверяется давление в шинах. Нормальное давление в шинах передней оси у автомобиля КАМАЗ – 5410 составляет 638 Кпа, у остальных моделей 716 Кпа. Нормальное давление в шинах задней тележки у автомобилей КАМАЗ – 5320, 5410, 55102 должно быть 422 Кпа. У автомобилей КАМАЗ – 54112, 53212 должно быть 520 Кпа, а у автомобилей КАМАЗ – 5511 должно быть 638 Кпа. В случае необходимости подкачки шин, следует сначала измерить давление в пневмоситеме, оно должно достигать 608 – 638 Кпа, для подключения к регулятору давления. Для подкачки колес, следует отвернуть колпачок на штуцере отбора воздуха от регулятора давления и присоединить шланг для накачки шин.
Следующей операцией ТО – 1 является проверка фильтров грубой и тонкой очистки топлива. Сначала надо провести слив отстоя из этих фильтров, вывернув на 2 – 3 витка сливные пробки. Слив производится до тех пор, пока из сливного отверстия не пойдет чистое топливо, без признаков воды. При образовании воздушных пробок, препятствующих сливу отстоя, рекомендуется прокачивать топливо насосом ручной подкачки, при открытой пробки.

Далее необходимо проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления, при работающем на холостом ходу двигателе. При этой проверке следует обращать внимание, что бы передние колеса были установлены прямо. Уровень масла проверяется щупом, вмонтированным в пробку заливной горловины, который должен находиться между метками на щупе. При необходимости масло доливается при работающем двигателе.

Необходимо проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях. Он проверяется при помощи специальной мерной трубки и должен быть выше на 15 мм над сепаратором батареи или касаться нижнего тубуса заливной горловины. Уровень электролита доводится до нормы доливкой дисцилированной воды. Обращается внимание, что доливать электролит допускается только в тех случаях, когда известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита, при этом плотность электролита должна быть такой же, как и в АКБ.

Далее проводим тщательную смазку всех важных механизмов. Смазываем подшипники водяного насоса, до выдавливания смазки из контрольного отверстия, смазываем шкворни поворотных кулаков, регулировочные рычаги тормозных механизмов, шарниры рулевой тяги до выдавливания свежей смазки из зазоров сопряжения. При смазке втулок разжимных кулаков ручным нагнетателем, необходимо сделать не более пяти ходов. В случае не пробивания нижних масленок шкворней поворотных кулаков, необходимо вывесить передние колеса и произвести смазку, покачивая их вправо, влево. Смазку пальцев передних рессор и осей передних опор кабины через пресс масленки, следует производить, до выдавливания свежей смазки из зазоров сопряжения.

Теперь рассмотрим дополнительные операции по ТО – 1 самосвала КАМАЗ – 5511.Необходимо убедиться в отсутствии подтекания масла в узлах гидроцилиндра.

Проверить положение болта клапана ограничения подъема платформы, герметичность масляного насоса и системы гидроподводок. Проверить целостность страховочного троса в зоне контакта с оттяжной пружиной. Уровень масла в баке проверяется при опущенной платформе. Уровень должен быть между верхней и нижней метками указателя. Надо произвести смазку осей шарниров опор платформы, через пресс масленки до выдавливания свежей смазки из зазоров сопряжения.
Необходимо промыть масляный фильтр механизма подъема платформы.

Вторым типом автомобиля, для которого будем рассматривать дополнительные операции ТО – 1, является седельный тягач. Следует проверить состояние пружины запорного кулака и пежин защелки седельного устройства.
Регулярное проведение ТО – 1 обеспечит безопасность движения вашего автомобиля.

Техническое обслуживание N – 2.

После большого пробега, у каждого автомобиля в интересах надежной и безопасной эксплуатации, необходимо провести техническое обслуживание, являющееся последовательной профилактической проверкой всех частей автомобиля. У автомобилей КАМАЗ этой профилактикой является ТО – 2, проводимое через каждые 12000 км пробега для первой категории эксплуатации. Мы уже знаем, что это число уменьшается, в соответствии с тяжестью условий эксплуатации. Прежде всего необходимо вымыть автомобиль, как это делалось во всех предыдущих видах обслуживания.

Рассмотрим отдельные операции ТО – 2.

Двигатель. Сначала необходимо на прогретом двигателе вывернуть сливную пробку масляного картера, слить отработанное масло и заменить фильтрующий элемент. Для замены фильтрующих элементов фильтра очистки масла, надо снять колпаки фильтра, промыть их и заменить фильтрующие элементы, которые перед установкой необходимо пропитать маслом. Для промывки фильтра центробежной очистки масла необходимо сначала снять колпак фильтра, открутить гайку крепления колпака ротора и снять этот колпак. После промывки колпак устанавливаем на место, совместив метки на колпаке и основании ротора, причем гайку колпака затянуть крутящим моментом 20 – 30 н*м.

Проверяем натяжение приводных ремней, путем нажатия на середину наибольшей ветви с усилием 4 кгс. При этом, нормально натянутые ремни должны иметь прогиб 15 – 22 мм. Натяжение ремней регулируется положением генератора.

Для промывки фильтра грубой очистки топлива надо снять стакан отстойник, потом отражатель грубой очистки топлива, промыть его и установить на место. Далее меняем фильтры элементов фильтра тонкой очистки топлива, при этом промываем колпаки фильтров.
После этой операции обслуживаем воздушный фильтр и проверяем герметичность питания двигателя воздухом. Снять крышку фильтра, удалить пыль из пылесборника, вынуть фильтр с предочистителем, вымыть предочиститель и заменить его. После этого надо проверить состояние фильтрующего элемента и в зависимости от загрязнения, продуть под давлением не более 300 Кпа или промыть его, или заменить.

Для проверки герметичности впускной системы надо установить в корпус заглушку и подать воздух давлением 50 – 100Кпа. При необходимости надо устранить не герметичность, убрать заглушку и установить фильтрующий элемент с предочистителем на место.

Следующей операцией является регулировка клапанов. Для этого рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении, ручка троса остановки двигателя в верхнем положении. Перед регулировкой клапанов необходимо проверить установку угла опережения впрыска топлива. Метки на ведомой полумуфте привода ТНВД должны находиться в верхнем положении, при этом метки на корпусе ТНВД и автоматической муфте впрыска топлива должны совпадать, а фиксатор должен входить в паз маховика. Теперь следует проверить момент затяжки болтов головок цилиндров, которые затягиваются моментом 165 – 185 н*м, в последовательности крест на крест. Снять клапанные крышки, проверить момент затяжки гаек шпилек стоек коромысел, которые затягиваются моментом 40 – 50 н*м. После этого проводится регулировка зазоров клапанного механизма. Зазоры регулируются одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы друг за другом. Первое положение 1 и 5 цилиндры, второе 4 и 2 цилиндры, третье 6 и 3, четвертое 7 и 8. Коленчатый вал был установлен в положении начала впрыска топлива в первый цилиндр, теперь его надо повернуть по ходу вращения на 60 градусов (отверстия в маховике расположены через 30 градусов), что соответствует первому положению регулировки, т.е в первом и пятом цилиндрах. Остальные регулировки определяются поворотом коленчатого вала на углы 180, 360 и 540 градусов от первого положения. Регулировка клапанов выполняется на холодном двигателе. Зазор для впускных клапанов должен быть 0.3 мм, для выпускных 0.4 мм, щуп указанных размеров должен входить с усилием.

Следующей операцией будет проверка состояния и действия тросов остановки двигателя и ручного управления подачи топлива. При перемещении ручки управления трос должен перемещаться свободно, без заеданий. Винтовые зажимы на концах тросов и оболочки тросов должны быть надежно закреплены

Сцепление. При обслуживании сцепления нужно сначала проверить свободный ход педали сцепления, который должен составлять 6 – 12 мм. Если он выходит за указанные пределы, необходимо отрегулировать зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра, эксцентриковым пальцем. Полный ход педали сцепления должен составлять 185 – 195 мм. Проверка свободного хода муфты выключения сцепления осуществляется перемещением вручную рычага, вала вилки от регулировочной сферической гайки толкателя пневмогидроусилителя, при отсоединенной пружине. Если свободный ход вала вилки выключения сцепления, замеренный на радиусе 90 мм окажется менее 3-х мм, отрегулируйте его, с помощь сферической гайки толкателя до 4 – 5 мм, что будет соответствовать свободному ходу муфты выключения сцепления равном 3.2 – 4.0 мм.

Следует также проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра сцепления и герметичность системы. При необходимости нужно прокачать систему, которая проводится после устранения не герметичности гидропривода. Прокачка поводится следующим образом: снимается защитный колпачок клапана пневмогидроусилителя, надевается резиновый шланг на головку клапана, конец шланга опускается в тормозную жидкость, налитую в чистый стеклянный сосуд. Резко, три, четыре раза нажать на педаль сцепления и оставляя ее нажатой, отвернуть на 1/2 – 1 оборот клапан выпуска воздуха. Вместе с жидкостью выйдут пузырьки воздуха. Когда, при нажатой педали сцепления прекратиться выход жидкости, заверните перепускной клапан. Эти операции необходимо повторять до тех пор, пока полностью не прекратится выход воздуха из шланга. В процессе прокачки нужно следить за уровнем жидкости в бачке цилиндра, и доливать ее, не допуская падения уровня. После этого необходимо смазать подшипник выключения сцепления, через пресс масленку, сделав рычагом шприца не более 3-х качков.

Коробка передач. Обслуживание коробки перемены передач (КПП) состоит из следующих операций. Надо проверить уровень масла в КПП и при необходимости долить до верхней метки на щупе, при этом пробку щупа установить, не вворачивая в резьбу, до упора. Проверить зазор между торцом крышки и ограничителем хода, штока клапана включения делителя передач, при снятом резиновом пылепредохранителе, щупом 0.2 – 0.3 мм. Давление в тормозной системе должно быть 700 – 740 Кпа. Если зазор не соответствует требованиям, его необходимо отрегулировать. Для этого нужно расстопорить и отвернуть гайки упора, далее нажмите до упора на педаль сцепления и доведите упор штока клапана, обеспечив зазор между торцом крышки клапана и ограничителем хода штока 0.2 – 0.3 мм. После этого надо закрепить упор гайками и застопорить шайбами, надеть на место резиновый пылепредохранитель. Далее проводится смазка опор передней и промежуточной тяг дистанционного привода КПП через технологические пресс масленки, до выдавливания свежей смазки, через зазоры сопряжения.

Карданная передача. Необходимо проверить состояние и свободный ход в шарнирах карданных валов, зазоры не допускаются. При необходимости следует закрепить фланцы карданных валов. Момент затяжки гаек, фланцев карданных валов среднего моста составляет 120 – 140 н*м, а заднего моста 80 – 90 н*м. Дальше проводится смазка шарниров карданных валов среднего и заднего мостов, через пресс масленки. Надо проверить уровни масла в картерах среднего и заднего мостов, для чего выворачиваются пробки контрольных отверстий мостов. При отсутствии вытекания масла необходимо долить масло до вытекания из контрольного отверстия картера моста. После этого нужно очистить сапуны от пыли и грязи.

Подвеска. Колеса. Рама. Необходимо проверить наличие свободного хода крюка тяговосцепного устройства. Свободный ход не допускается. После этого смазать через пресс масленку стебель крюка сцепного устройства до появления смазки в зазорах сопряжения. При вывешенных колесах, нужно отрегулировать подшипники ступиц передних колес, для чего снять крышку ступицы, открутить контр гайку, гайкой подшипников затянуть подшипники до момента торможения колеса, затем отпустить гайку на 1/6 оборота, до свободного вращения колеса и застопорить замковой шайбой гайку подшипника. Затем надо все законтрить контр гайкой 120- 150 н*м. При необходимости следует провести перестановку колес. Далее необходимо проверить крепление гаек стремянок передних рессор. Момент 250 – 300 н*м относится к гайкам стремянок передних рессор. Гайка болта крепления ушка передних рессор затягивается моментом 216 – 274 н*м. Момент 80 – 100 установлен для стяжных болтов проушин передних рессор и задних кронштейнов передних рессор. Для гаек стремянок задних рессор у моделей автомобилей КАМАЗ – 5320, 5410, 55102, крепление проводится моментом 450 – 500 н*м, для моделей 5511, 54122, 53212, момент затяжки равен 950 – 1000 н*м.

Передняя ось и рулевое управление. Проверить уровень масла в бачке насоса и при необходимости довести до нормы, при работающем двигателе на холостом ходу.

Надо также проверить также герметичность гидроусилителя и при необходимости прокачать систему следующим образом. Отсоединить продольную тягу от сошки рулевого управления или вывесить переднюю ось так, чтобы колеса не касались грунта, снять колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и надеть на клапан прозрачный, эластичный шланг, открытый конец которого опустить в стеклянный сосуд с маслом. Снять пробку заливной горловины насоса, запустить двигатель, установить минимальную частоту вращения, повернуть рулевое колесо влево до упора, отвернуть на 1/2 – 3/4 оборота перепускной клапан рулевого механизма. Удалять воздух до прекращения выдавливания пузырьков воздуха из шланга, после этого завернуть перепускной клапан. Необходимо не допускать снижения уровня жидкость в бачке насоса. Повернуть рулевое колесо вправо до возрастания усилия и снова вернуть его в левое положение. Удерживая его в левом положении отвернуть клапан. После прекращения выделения пузырьков воздуха, клапан завернуть. Установить пробку заливной горловины бачка на место, остановить двигатель, надеть на клапан защитный колпачок и соединить продольную рулевую с сошкой рулевого механизма или убрать домкрат из под передней оси. Далее проверяем свободный ход рулевого колеса, при работающем двигателе на Х.Х, нормальном давлении в шинах и положении колес, соответствующим движению по прямой. Свободный ход должен быть не более 25 градусов. Затем проверяем установку схождения передник колес. Зафиксируйте линейкой расстояние между бортовыми закраинами ободов колес сзади, на высоте центров колес, затем, прокатите автомобиль вперед, и в тех же точках проведите замер спереди. Разница результатов измерений даст величину схождения колес, которая должна составлять 1 – 3 мм. При необходимости отрегулируйте схождение колес, изменением длины поперечной рулевой тяги.

Тормозная система. Сначала требуется проверить работоспособность пневматического привода тормозов. Проверку проводим в трех положениях, при этом тормозная система накачивается до номинального давления 580 – 635 Кпа, после чего, следует заглушить двигатель. Первое положение. При свободном положении педали тормоза и других средств управления тормозами и выключенных потребителях, давление в системе должно уменьшаться не более чем на 15 Кпа за 15 мин. Второе положение. При полном нажатии педали тормоза давление по двух стрелочному манометру должно резко снизиться, но не более, чем на 50 Кпа. Третье положение. При постановке на стояночный тормоз должна загореться, крайняя справа контрольная лампа, на блоке контрольных ламп, в мигающем режиме. При снижении давления в системе до 440 – 540 Кпа должен включиться звуковой сигнал «зуммер» и загореться контрольная лампочка в соответствующем контуре. Кроме того, работоспособность тормозной системы проверяется по контрольным выводам, согласно карте по проверке параметров пневмопривода, которая находится в руководстве по ремонту. Свободный ход педали тормоза, который равен 20 – 30 мм, определяется по моменту загорания лампы сигнала торможения. Теперь нужно отрегулировать положение тормозной педали, относительно пола кабины, которое должно быть 100 – 130 мм, замеренное в верхней части педали.

Регулировка положения педали привода тормозного крана производится резьбовой вилкой, расположенной под кабиной водителя. Затем следует обеспечить полный ход рычага тормозного крана, который должен быть в пределах 31 – 38 мм. Полный ход также регулируется резьбовой вилкой, которая расположена на промежуточном рычаге в зоне промежуточного кронштейна, на левом лонжероне рамы автомобиля. Далее необходимо проверить крепление кронштейнов тормозных камер передней оси и задней тележки и крепление самих камер.

Электрооборудование. Сначала проверим состояние электропроводки, провисание которой не допускается, при необходимости закрепляем ее. Затем нужно проверить и отрегулировать световой поток фар, с помощью прибора. Регулировку проводим регулировочными винтами, расположенными в ободках фар. Далее надо проверить денсиметром плотность электролита в АКБ, которая должна быть для климатических зон следующая, см таб 1.

Таблица 1.

При необходимости надо довести плотность электролита до нормы. Разность плотность электролита при нормальном уровне не должна превышать 0.02 г/см3. В противном случае батареи надо поставить на подзарядку, необходимо помнить, что на зарядку надо ставить две батарей одновременно. Затем проводится смазка клемм аккумуляторных батарей консистентной смазкой.

В завершении проверим работу стеклоочистителей, состояние и действие стеклоподъемников, замков дверей.
Рассмотрим теперь дополнительные работы по обслуживанию автомобиля КАМАЗ – 5511. У автомобиля самосвала проверить состояние клапана ограничения подъема платформы, при этом пальцы стопора должны свободно входить в отверстия, когда платформа поднята. Клапан ограничения подъема должен быть надежно закреплен, течь масла из под уплотнителей штока клапана не допускается. Регулировочный винт штока, должен быть надежно застопорен контр гайкой. Затем следует проверить стрелу прогиба страховочного троса подъема платформы, которая должна быть 35 – 50 см, трос не должен иметь разрывов прядей. Наконец нужно слить отстой из гидроцилиндра механизма подъема платформы и проверить уровень масла в баке механизма подъема. Рассмотрим теперь дополнительные операции по обслуживанию седельного тягача. Необходимо смазать седельное устройство через пресс масленки, до выдавливания смазки через зазоры сопряжения. Опорную плиту надо смазать тонким слоем смазки. Это является последней операцией ТО – 2.

Регулярное проведение ТО – 2 обеспечит надежную работу агрегатов и систем автомобиля.

Некоторые замечания к представленным комментариям видео фильмов.

Нарушена последовательность изложения проведения ТО. Сезонное обслуживание (СО) должно комментироваться после комментарий к ТО – 1 и ТО – 2, т.к проводится при наступлении больших пробегах, чем ТО – 1 и 2.

К. Введению. Диктор говорит: «ТО является профилактическим мероприятием без разборки и снятия с автомобиля……». См. комментарии к СО. Как заменить щетки стартера без его снятия с автомобиля и разборки?

В фильмах показывается, как механик промывает детали в агрессивных жидкостях, он делает это без перчаток? При плановых заменах масла и жидкостей не говорится о марках. В фильме о ТО – 2. Предочиститель воздушного фильтра сначала моется, а затем заменяется? Что за заглушка устанавливается в корпус воздушного фильтра? Откуда ее взять? Куда подать давление? При регулировке клапанов не указано, куда должен входить щуп с усилием и с каким приблизительно? При озвучивании порядка проверки схождения колес, говориться «прокатите автомобиль вперед». Из фильма видно, катится на зад? «Проверить денсиметром плотность электролита». Плотность проверяется аэрометром! Денсиметр это поплавковая часть аэрометра. Диктор неправильно ставит ударение на некоторых фразах, один из примеров,-«Седельное устройство» и.т.д.